В ноябре прошлого года в продаже появилась первая российская массовая многопользовательская сетевая ролевая игра (MMORPG) «Сфера». На это событие стоит обратить внимание наших читателей. Игры на базе технологии MMORPG собирают десятки тысяч людей в одном виртуальном пространстве в режиме сиюминутного контакта без оглядки на географические границы. Всюду, где есть Интернет, можно войти в миры MMORPG и сосуществовать с себе подобными по законам, установленным теми, кто игру сотворил. Что же в этом смысле уготовила нам «Сфера»?

Начнем с сюжета. Европа XIV века. Монах Батист, спасая от чумы братию лионского монастыря Сен-Жюст, решил прибегнуть к магии мантр древнеиндийского манускрипта. Когда сотоварищи-монахи застали его за проговариванием заклинаний, то обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению на очистительном костре. Самое ужасное заключалось в том, что, когда его уже возвели на эшафот, Батист, пытаясь завершить заклинания, исказил их звучание, вдохнув едкого горячего дыма... Иллюзорный мир спасения от чумы был создан, но вместо Мира Счастья он стал Миром Страданий, а путь к возвращению в действительный мир был утерян. Мир Страданий оказался неустойчивым и стал добывать энергию для своего существования в мире реальном, периодически вызывая там катаклизмы.

Батист, унесенный искаженным заклинанием вместе с тысячами других людей Европы в иллюзорный мир, решил, используя те же мантры, обратиться за помощью к жителям Внешнего Мира, т.е. к нам с вами. Однако часть населения Мира Страданий выступила против этого и была готова, несмотря на жертвы со стороны землян, продлить агонию иллюзорного мира, только бы не расставаться с завоеванными ими благами и властью. Самым решительным из землян предлагается вмешаться в конфликт, чтобы либо помочь Батисту найти способ избавить от потрясений Землю и вернуть несчастных из Мира Страданий, либо продлить существование иллюзорного мира.

Сочинители «Сферы» завлекают нас в масштабное виртуальное противостояние. Что ж, это верный выбор сюжета, эффектно демонстрирующий возможности технологии MMORPG. Чтобы преуспеть, игроку нужно прежде всего активно общаться с другими участниками событий — мириться, ссориться, настаивать, уступать...

Игра начинается с формирования облика героя. В «Сфере» задаются: пол, два оттенка цвета кожи, два оттенка цвета одежды, три оттенка цвета волос, пять комплексных вариантов тела, объединяющих рост, комплекцию, лицо, прическу и одежду (которая выбирается один раз на всю игру), две профессии, восемь параметров развития (навыков). Спросите, зачем такие подробности? Тем, у кого есть опыт работы с другими MMORPG, уже из одного такого перечисления становится ясно, что вариантов маловато. Те, у кого такого опыта нет, с первых же шагов по материкам «Сферы» воочию убедятся в этом. Мы оказываемся в мире клонов и на каждом перекрестке встречаем наряду со всеми прочими и собственных двойников. Однако, с данной ситуацией можно смириться: многочисленные близнецы выглядят сносно, ну а мимо некоторых представительниц слабого пола порой просто не пройти равнодушно. Что же касается обложек упаковки дисков и заставки игры, то оттуда на нас с вызовом смотрит реальная топ-модель, живущая в Москве.

Графика «Сферы» выглядит привлекательно и вполне соответствует сказочному сюжету, особенно пейзажи. Хотя средневековая эпоха и представлена эклектично (а местами и экстравагантно), все же она ощущается и в архитектуре поселений, и в одежде населения, и в обличье злых сил, и в оружии, которым их сокрушают. Зато 3D-модели для NPC и для «чаров», т.е. реальных игроков, скроены грубовато. Раздражает перемещение персонажей в пространстве, напоминающее ходы фигур на шахматной доске. За один шажок они могут скакнуть на непредсказуемое расстояние в мало предсказуемом направлении. Кроме того, при этом плохо отслеживается рельеф местности.

А теперь о звуке. С первых же шагов пришлось «вырубить» фоновую музыку: давно не приходилось слышать в играх такого «дешевого» звучания. А вот шумовая обстановка показалась вполне на уровне: в подземных лабиринтах вода с потолка капает, ветер в катакомбах гуляет, гром во время грозы гремит (такое тоже случается в мире «Сфере»), монстры-псоголовцы рычат, хитин на гигантских скорпионах под мечом трещит... Все вполне сказочно-правдоподобно.

Каждому игроку позволяется создавать за один сеанс до трех персонажей и тем самым попробовать себя в разных ипостасях. Правда, в игре особенно не разбежишься: воин или маг — третьего не дано. Варьировать можно только пропорции первого и второго. Лучше сразу ориентироваться не на судьбу волка-одиночки, а на «охоту в стае». Для этого существуют кланы — добровольные объединения игроков. На официальном сайте игры (http://sphere.yandex.ru) насчитывается около пяти десятков кланов с численностью активных «штыков» более сорока.

Кланы устанавливают собственные правила внутренней жизни и стараются сделать их общими для «Сферы», для чего используют силу как меча, так и слова. В них царит полное единоначалие и строгое подчинение рядовых членов сеньору и его заместителю — сенешалю. Кланов много, и игрок всегда может выбрать тот, устав которого более всего соответствует его устремлениям. На вымпелах одних кланов начертан девиз: равенство и братство. Другие же напоминают стаи шакалов. Между разными кланами и разворачивается главная борьба за будущее «Сферы».

Впрочем, у судьбы первой российской MMORPG кроме стремящихся к могуществу кланов есть и другой, более прозаический вершитель — служба технической поддержки. Во время четырехнедельного присутствия в мире «Сферы» влияние этой службы ощущалось в полной мере. Соединение с игровым сервером рвалось как минимум один раз в час. Вопрос, отправленный на ее электронный адрес, остался без ответа. Даже дежурной весточки от автоответчика не пришло, что, мол, получили ваше письмо, поставили в очередь, ждите сообщения. Начало апреля (наверное, специальный сюрприз ко Дню смеха) ознаменовалось выкладкой очередного обновления, после которого зайти на игровые сайты стало проблематично, а удержаться там оказалось еще сложнее. Любой переход в новую область игрового пространства вызывал или зависание программы, или выгрузку, сопровождающуюся появлением служебного окна с сообщением о недостаточном ресурсе памяти на сервере. Такая чехарда длилась больше недели. Как дело складывалось дальше, автору статьи неизвестно, поскольку закончился период испытания игры и собственной воли.

Привыкнуть можно ко многому, но вот стоит ли? Это об игровом интерфейсе. Что-то из его особенностей следует принимать как условия игры (в частности, отсутствие индикации выдержки времени до следующего использования колдовства), а что-то нужно исправлять (например, нежелание программы запоминать заданное пользователем расположение окон).

Разумеется, «Сфера», как первенец в семье, забавляет нас любыми своими проявлениями, застилая очи пеленой обожания. По сравнению с зарубежными конкурентами в этом жанре она, конечно же, имеет среди российской аудитории свои козыри — язык общения, непритязательность способа подключения к Интернету (всего-то и нужна модемная связь со скоростью 19 200 кбит/с) и невысокая стоимость игрового времени (5 долл. за месяц игры). Но уже звучат, звучат на форумах гневные голоса искушенных и избалованных зарубежным сервисом онлайновых игроманов, напоминающих о потребительских правах!

Опыт передовых игровых проектов показывает, что настала пора глубоко прятать технологические и количественные показатели игр внутрь кухни процесса разработки. Наивно сейчас вставлять в пользовательское описание игры такие характеристики, какими пытается привлекать игроков в своей рекламе «Сфера». Цитирую: «Магия (до 100 разновидностей эффектов); вода нескольких типов; тени от персонажей; смена дня и ночи; погодные условия — ясно, облачно, дождь, снег (в горах)». Потребитель желает получить синергетический эмоциональный эффект, не говоря уже о высоком качестве сервиса. Современная индустрия компьютерных развлечений уже достаточно созрела для того, чтобы при обсуждении ее продукции использовать эстетические категории.

Сфера

Системные требования: Pentium III-800, 128-Мбайт ОЗУ, 3D-ускоритель, 8Х-дисковод CD-ROM, 700 Мбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь, доступ в Интернет. Программа работает в среде Windows 95/98/Me/2000/XP.
Разработка: «Никита»
Серверная поддержка: Яndex
Издание: «1С»
646