Продукты компании «Физикон» всегда находились в зоне внимания нашего журнала. И это справедливо: высок авторитет собравшейся там команды, объединяющей преподавателей МФТИ, ведущего вуза страны.

Семейство образовательных курсов «Физикона» обновилось до версии 2.5. Их особенностью стало расширение сетевых возможностей и объединение в систему дистанционного образования «Открытый колледж» (http://www.college.ru). Эта система позволяет ученикам, не имеющим возможности получать в достаточной степени помощь учителей, изучать математику, физику, химию, астрономию, биологию и другие науки, опираясь в первую очередь на опыт и знания преподавателей МФТИ.

Начиная с версии 2.5 сетевая лицензия на любой из учебных курсов позволяет вести групповой журнал успеваемости с подробной статистикой по ученикам и по курсам. Журналом результатов при индивидуальном использовании программ ведает сам ученик, контролирующий проработку материалов и отслеживающий свой рейтинг выполнения контрольных работ в процентах от максимально возможного значения по каждому заданию и по теме.

Чтобы учителя средних школ могли оперативно включить в свой актив компьютерные программы «Физикона», курсы снабжены методическими рекомендациями по их использованию в рамках школьных программ, вплоть до поурочного планирования. Прилагаются также списки рекомендованной составителями курсов литературы и биографические разделы со справками о выдающихся ученых.

Для самоконтроля в курсах предусмотрен режим «Самопроверка», позволяющий формировать контрольные опросы, варьируя количество, сложность и темы заданий. Если все имеющиеся в курсах контрольные задания успешно выполнены, можно обратиться за дополнительными к системе дистанционного образования «Открытый колледж», включающей более 4000 тестов по естественным наукам.

Для преподавателей, имеющих доступ в Интернет, «Открытый колледж» является инструментом, помогающим использовать опыт более квалифицированных коллег, а также дающим возможность поделиться собственными оригинальными разработками. С помощью «Открытого колледжа» любой школьный учитель может провести дистанционные уроки, интернет-олимпиады, а также ознакомиться со структурой образовательных ресурсов Интернета и получить ссылки на лучшие из них.

До версии 2.5 «подтянулись» еще две программы «Физикона» — «Открытая математика. Планиметрия» и «Открытая математика. Стереометрия». Обе они по объему материала соответствуют требованиям преподавания планиметрии и стереометрии в общеобразовательных учреждениях России. Помимо этого они содержат и дополнительные сведения, которые помогут выпускникам и абитуриентам испытать собственные силы на «приподнятой планке» требований.

К изданиям, подготовленным представителями флагмана высшей школы страны, и требования следует предъявлять по «гамбургскому счету». Мы надеемся, что нас услышат и внесут исправления в интересные, во многом уникальные разработки, и потому обращаем внимание на методические, редакторские и программные недочеты «Открытой математики».

В лучших российских компьютерных программах по математике для школьников и абитуриентов практикуется интерактивное пошаговое прохождение решений всех включенных в них задач с подробными комментариями каждой операции. «Физикон» же предлагает два варианта заданий: задачи, решения которых сразу расписаны от начала до конца, и задачи, требующие только самостоятельной работы. А как же быть, если трудности возникли именно при попытке решить задачу, предназначенную для самостоятельной работы? У интерактивного поэтапного анализа решений есть неоспоримое преимущество: он в наглядной форме помогает научиться стандартному подходу к решениям, что экономит время, позволяет быстро проходить понятные этапы и сосредоточиваться на вызывающих затруднения.

Встроенный редактор формул также проигрывает при сравнении с аналогичными конкурирующими программами, поскольку он слабее, не допускает промежуточных вычислений и предназначен только для ввода окончательного ответа в виде одного цельного выражения. Кстати, предлагается мало таких задач, где предусмотрен формульный ввод. Так стоит ли ради них тратить усилия на осваивание еще одного инструмента, пусть даже и несложного?

Несколько слов о поисковой системе. По вариантам построения запросов она удовлетворяет стандартным требованиям пользователя электронного учебника. Но было бы лучше, если бы в окно результатов поиска выводилось не начало HTML-страницы, содержащей разыскиваемый материал, а непосредственно та ее часть, которая содержит необходимый фрагмент. Кроме того, полезно было бы каким-нибудь способом (например, цветом, подчеркиванием, размером шрифта или комбинацией этих свойств) выделить его. Здесь же приходится прикладывать дополнительные усилия для поисков нужного текста на уже отобранной поисковой системой HTML-странице: пролистывать ее, если она длинная, а это бывает довольно часто, и внимательно вчитываться в содержание.

С опечатками и ошибками нужно бороться даже в текстах вспомогательных разделов (они там — не редкость). И уж совсем непростительно, что они встречаются в учебных текстах, особенно в математических определениях. Приведу выдержку из учебника «Планиметрия». В главе 16 «Введение в математическую логику» читаем определение 16.6: «Отношение ? называется транзитивным, если из того, что a?b и b?c следует, что a?c. В частности, отношение равенства отрезков рефлексивно, так как если отрезок AB равен отрезку CD, а отрезок CD равен отрезку MN, то отрезок AB равен отрезку MN» (выделение курсивом наше). Спору нет, отношение равенства действительно рефлексивно (о чем мы, кстати, узнали из приведенного абзацем выше определения 16.4). Но в данном-то определении речь уже идет не о рефлексивности, а о транзитивности отношения равенства!

Нелишне соблюдать и единообразие определений. В самом начале той же главы 16 обозначение отношения «?» несколько раз взято в кавычки, но в последующем тексте кавычки в обозначениях исчезают.

По-прежнему встречаются и программные ошибки. В главе 5 «Решение треугольников» при попытке воспользоваться инструментом «лупа» для увеличения рисунка 5.5.1 выводится черное окно (правда, оно действительно занимает большую площадь, чем исходный рисунок).

Похоже, для «Физикона» настала пора наряду с расширением технологических возможностей своих разработок заняться и улучшением их качества. Как там у Жванецкого? Тщательн?ее надо бы, ребята, тщательн?ее. Иначе и покупательскую аудиторию можно растерять. Ведь конкуренты-то на пятки наступают.


Открытая математика. Планиметрия, Открытая математика. Стереометрия. Версии 2.5

Системные требования: Pentium-200, 64-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 200 Мбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/Me/2000/XP.
Разработка: «Физикон»
Издание: «Новый Диск»

599