Сначала производитель планировал выпустить только микросхемы GeForce 6800 и 6800Ultra, однако пришлось к ним добавить и 6800GT — в противовес ATI x800Pro. Платы на этих процессорах составляют некий второй эшелон, поскольку уступают старшим по производительности. Но зато они имеют более приемлемую цену. Точнее и не скажешь, потому что 400—500 долл., конечно, меньше 700 долл., хотя и недорогими назвать их язык не поворачивается. Значит, они предназначены для отчаянных игроманов, стремящихся немного сэкономить на покупке новой видеоплаты, не слишком поступившись производительностью.

Впрочем, вернемся к нашей видеоплате. Стандартные частоты для работы процессора 6800GT и памяти GDDR3 составляют 350 МГц и 1 ГГц (эффективная) соответственно. Есть несколько причин помимо цены, по которым 6800GT устроит даже завзятых поклонников «фипиэсов». Во-первых, снижение производительности по сравнению с 6800Ultra обусловлено только меньшими частотами ГП и видеопамяти, а все 16 конвейеров и поддержка 256-разрядного интерфейса памяти включены. Во-вторых, радиатор у 6800GT вдвое тоньше, чем у видеоплат класса Ultra, и оставляет свободным соседний разъем расширения. Это особенно актуально для набирающих популярность скелетных систем для мини-ПК. В них производители предусматривают в лучшем случае два разъема: AGP и PCI. Правда, для мини-ПК на их основе возникает вопрос с подведением достаточной мощности к видеоплате. И тут-то нас ожидал сюрприз.

Несмотря на все опасения по поводу «энергопрожорливости» видеоплат нового поколения, наш образец корректно работал во всех режимах в ПК с 300-Вт блоком питания. А для GeForce 6800Ultra производитель рекомендует уже 350- или 480-Вт блок питания — у нее есть два разъема для подключения дополнительного питания в отличие от нашей 6800GT, имеющей один. А поскольку на Computex демонстрировались скелетные системы с 300-Вт блоком питания, то теоретически вероятна их установка и в мини-ПК.

Самый важный вопрос для игроманов: стоит ли заменять предыдущую видеоплату, купленную за немалые деньги? Для своего мини-исследования я собрал систему также второго эшелона, т.е. не с самым дорогим, но достаточно производительным процессором. Был взят ПК на базе 3-ГГц Pentium 4, оснащенный системной платой D875PBZ компании Intel на основе набора микросхем 875 (так как требовалась поддержка AGP-интерфейса) и 512-Мбайт памятью типа DDR400, заключенный в корпус с 300-Вт блоком питания компании PowerMan и имеющий предустановленные ОС Windows XP и драйверы версии 61.34.

В синтетическом тесте 3D Mark 2003 c «заплаткой» 3.40 видеоплата показала следующие результаты (в драйверах выполнялась настройка на максимально высокое качество картинки; все параметры теста принимались по умолчанию): 14 670 баллов при разрешении 640х480 точек, 10 860 баллов при 1024х768 точек и 6928 баллов при детализации 1600х1200 точек. Потрясающий результат! Акселераторы предыдущего поколения при разрешении 1024х768 точек едва переваливали за 6000 баллов. На этот раз обещание удвоить производительность оказалось не просто маркетинговым трюком (помните, что есть еще GeForce 6800Ultra?). В полусинтетическом тесте AquaМark 3 при разрешении 1024х768 точек, отключенном сглаживании и анизотропной фильтрации 4Х среднее набранное значение составило 59,4 кадр./с, т.е. он выполнялся почти в 1,5 раза быстрее, чем обеспечивали лучшие платы на базе ГП предыдущего поколения. Кстати, этот результат показывает, что даже суперсовременные решения не останутся без работы. Указанные 60 кадр./с — среднее значение по нескольким сценам, а минимальное составило 24 кадр./с, явно ниже комфортного уровня для полноценного восприятия. В общем, производителям видеоплат стоит поблагодарить создателей новых игр.

Изменения незаметны лишь в относительно старых играх. Так, в Unreal Tournament 2003 Demo частота смены кадров практически не зависит от разрешения: более 200 кадр./с для сцены FlyBy и 80 — для BotMatch при разрешении 640х480 и 1024х768 точек соответственно. Для режима BotMatch остаются те же 80 кадр./с даже при детализации 1600х1200 точек, т.е. плату на базе 6800GT стоит покупать для современных игр. А чтобы получить значительный прирост производительности, вместе с нею имеет смысл обновить и процессор. В общем, не забывайте возвращаться из виртуальных глубин на грешную землю.

Редакция благодарит российские представительства компаний nVidia и Intel за оборудование, предоставленное для тестирования.


GeForce 6800GT

Оценка: предпродажный экземпляр, рейтинг не определялся.
Видеоплаты с GeForce 6800GT значительно быстрее самых производительных видеоакселераторов предыдущего поколения. Они занимают меньше места в системном блоке, нежели 6800Ultra, и предъявляют не столь высокие требования к мощности блоков питания. Недостатком можно считать только цену, если она будет выше, чем у конкурирующих акселераторов на базе ATI Radeon соответствующей производительности.
Ориентировочная цена: 400 долл.
nVidia