Наиболее известными платами для построения интеллектуальных платформ для телефонии до недавнего времени считались изделия фирмы Dialogic. Однако отечественные разработчики из компании Vocord Telecom предложили для нашего рынка конкурирующий продукт — интеллектуальную платформу на основе платы Phobos E1-04. Но сначала небольшое введение.

Интеллектуальная платформа — что это?

Перед тем как рассуждать об интеллектуальных платформах для телефонии, необходимо пояснить, что мы будем понимать под этим термином.

Итак, интеллектуальная платформа — это совокупность AVR, т. е. системы проговаривания голосовых сообщений, гибкой скриптовой логики, описывающей поведение системы интерфейса с телефонной сетью общего пользования, и биллинга.

Самый простой и наиболее массовый пример применения интеллектуальных платформ в телекоммуникациях — это кредитно-дебиторские карточки и PIN-овые платформы. Что такое телефонные карточки, знают, пожалуй, уже все. Человек, купив карточку, звонит по указанному на ней номеру, а затем, набрав международный или междугородный номер своего абонента, общается с ним по более выгодным тарифам.

PIN-код — это персональный идентификационный номер, а PIN-овая платформа, если можно так выразиться, суррогат карточной платформы. О ней идет речь, когда менеджеры компании-оператора заключают контракт с бизнес-клиентом о том, что они настроят его учрежденческую станцию и весь международный и междугородный трафик будет идти по каналам оператора через его интеллектуальную платформу. В результате клиенты получат значительное удешевление своего международного и междугородного трафика, а для уникального идентифицирования каждому пользователю выдается PIN-код (набор цифр — уникальный пароль). В этом случае карточек нет, на каждого клиента постоянно ведется индивидуальный счет, он может быть кредитным или нет. Но и без карточек принцип и характер услуг, предоставляемых на основе PIN-овой платформы, те же самые.

Теперь о первом компоненте платформ — AVR. «Общение» с этой системой начнется с того, что она, сверившись с информацией в базе данных биллинга, сообщит пользователю, что он действительно соединился правильно, назовет ему остаток на счете, затем предложит выбрать направление звонка, ввести код страны, города и номер. После указания этих данных она может пересчитать текущий баланс пользователя в минуты по данному разговору. Это очень удобно. Набрал, положим, телефон приятеля в Канаде, а платформа вас поприветствовала, взяла информацию из биллинга о том, сколько стоит данный вызов, пересчитала сумму остатка на счете и выдала сообщение: «По этому направлению вы можете разговаривать 10 минут». После этого она соединит вас с абонентом. Если номер абонента занят, система повторит вызов (абоненту достаточно просто нажать звездочку, чтобы не выполнять все предыдущие процедуры набора) или предложит набрать другой номер. Но чтобы реализовать всю эту логику общения, необходим инструмент.

И мы переходим ко второму компоненту платформы — скриптовому языку, или, как его чаще называют, просто скрипту. Да, вся логика «общения» пользователя с интеллектуальной платформой описывается с помощью скриптов.

Скрипт — не очень сложный высокоуровневый язык, разработанный именно под эту интеллектуальную платформу, с помощью которого вторичный разработчик (франчайзи) или конечный пользователь может настроить эту платформу под свою специфику. Естественно, есть и готовые решения, которые поставляются вместе с платформой, но не всем подходят универсальные вещи.

И третий компонент — биллинг, т. е. «кассовый аппарат» для оператора связи, по нему он ведет все взаиморасчеты с государством. Биллинг обязательно должен быть сертифицирован (как и любая кассовая машина), а в его базах данных содержится информация о том, какие направления у оператора есть, cколько стоит вызов по каждому из них, каковы скидки: повременные, в выходные дни и т. п. В системе биллинга содержится также полная информация о клиенте: какие клиенты зарегистрированы, кто из них VIP, на какие тарифные планы они подписаны, сколько денег у них на счету. То есть здесь можно провести полную аналогию с сотовыми операторами.

И клиент может, допустим, через голосовой интерфейс интеллектуальной платформы позвонить, узнать остаток на счете, с помощью карточки любой платежной системы пополнить его и т. д.

Эта платформа интегрирована с ПО веб-cервера с помощью скриптового языка: ведь скриптовый язык — это тот же самый Java-скрипт от Microsoft, который применяется и для построения активных серверных страниц (технология MS ASP). И тогда клиент может регистрировать себя, платить и звонить с помощью Интернета. Или через ICQ можно отправить сообщение на определенного абонента с указанием вашего номера телефона и того телефона, на который вы хотите позвонить, и система соединит вас автоматически.

Интеллектуальная платформа и представляет собой программно-аппаратный комплекс, объединяющий все эти три компонента.

Возможны варианты

Рынок диктует самые разные требования. Предположим, компания желает приобрести интеллектуальную платформу, а биллинг у нее уже есть и она не хочет его менять. К тому же информации в этом биллинге уже вполне достаточно для работы данной платформы. Тогда эту платформу от Vocord можно связать с биллинговой системой, например по протоколу RADIUS. Протокол RADIUS (Remote Dial-In User Service) относится к числу самых распространенных средств организации удаленного опознания, допуска и учета (authentication, authorization, accounting). Будучи первоначально ориентированным на услуги доступа к сети, в настоящее время он все более широко применяется в других областях, в том числе в области IP-телефонии.

Благодаря возможностям расширения, изначально заложенным в описание протокола, RADIUS породил целую семью отраслевых стандартов, включая стандарт описания разговорной сессии H.323. Надежность RADIUS-протокола обеспечивается 128-разрядным крипто-ключом MD5 c использованием уникального идентификатора пакета и секретного ключа, который не передается по сети.

Таким образом, оператор убивает сразу двух зайцев: не тратится на биллинг при покупке платформы и не использует два разрозненных биллинга, что, конечно, было бы неудобно для обслуживания. Ведь биллинг — это единая система учета у оператора.

Перед оператором, который выбирает интеллектуальную платформу, обычно стоят три задачи.

Во-первых, купить все необходимое за разумные деньги. А данный продукт как раз и предлагается для рынка средних операторов, чья финансовая мощь далеко не такова, как у крупных телекоммуникационных компаний.

Во-вторых, получить гибкий и простой скриптовый язык. В продукте компании Vocord он построен на стандартном Java Script, известном не только программистам, но и пользователям. Плюс довольно подробная документация на этот язык скриптов. Все это позволит гибко подстраивать систему под свои нужды.

В-третьих, соединить эту платформу с уже имеющимся биллингом, либо приобрести тот, что идет вместе с платформой.

... и IP-телефония

Плата Phobos E1-04 ко всему прочему имеет полную функциональность IP-телефонии, предоставляя операторам, строящим свои платформы и работающим с клиентами через IP, все «в одном флаконе». Шлюз преобразует потоки E1 традиционной телефонии в IP-телефонию и служит для связи телефонных городских сетей общего пользования с IP-сетями операторов. А это всем операторам, как правило, необходимо.

Остается подключить эту интеллектуальную платформу в IP-сеть, подписав соглашение с вышестоящими операторами или биржей IP-телефонии (см. «Мир ПК», №11/02, c. 86). Плата поддерживает широкий спектр протоколов аутентификации: от Cisco, от VocalTek и Net-to-Phone. Это позволит начать свой бизнес операторам, предоставляющим услуги по карточным и PIN-овым платформам.

Кроме того, плату Phobos E1-04 можно использовать и в качестве IP-шлюзов для Soft-коммутатора — упрощенно говоря, телефонных станций, у которых вся коммутация осуществляется не традиционным способом, а на базе IP- или любой другой пакетной сети. Тем не менее задача по связи этой станции с традиционными сетями остается актуальной, и данная плата позволяет успешно ее решить.

... и приложения для клиента

Специалисты Vocord предоставляют Software Development Kit (SDK) — набор стандартных программ для разработчиков, которые могут с его помощью создавать свои приложения для этих плат. Здесь можно провести параллель с компанией Dialogic — она выпускает свой SDK, а приложения пишут партнеры. Таким образом, интеллектуальная платформа от Vocord позволит сделать еще массу полезных вещей: например, пользуясь скриптовым языком, написать разветвленную систему голосовых подсказок для клиента. Или узнать, пришло ли по электронной почте письмо, провести обзвон клиентов по списку, построить систему телеголосований. В Москве многие телеканалы подписывают соглашения с операторами на услуги телеголосования.

Подробности для специалистов

Cтандартная PCI-плата содержит разъемы для подключения четырех потоков E1, внутри — интерфейсы взаимодействия по этим потокам с шиной PCI, самого центрального процессора платы и кодеков. У данной платы есть возможность каскадирования в обычный ATI-корпус — по числу свободных PCI-разъемов. Есть и промышленое решение — с установкой в 19-дюймовую стандартную стойку, например, до 15 плат, которые связываются отдельной мезонинной шиной (дополнительная синхронная PCM-шина на 4096 каналов). То есть эти платы могут осуществлять еще и коммутацию между собой, вызов с одной может передаваться на другую. В результате построенная на их базе интеллектуальная платформа может не только работать в пределах одного канала E1, но и осуществлять коммутацию между несколькими такими каналами.

Плата Phobos E1-04 может использоваться в дуплексном и симплексном режимах. В дуплексном варианте она поддерживает до четырех потоков Е1 (T1,J1).

В симплексном варианте ее можно использовать для параллельного подключения к двум каналам E1(T1,J1). В этом случае она применяется для мониторинга и анализа протоколов в линиях E1(T1,J1), соответствующих стандарту G.703.

По данным разработчиков компании Vocord Telecom, при создании платы применено новое аппаратное решение на базе сигнальных процессоров Аnalog Devices. Это позволило обеспечить универсальность, гибкость настроек, широкую масштабируемость, высокую пропускную способность передачи информации и помехозащищенность. Плата прошла испытания по системе сертификации «Связь», сертификат № ОС/1-CПД-364.

* * *

Подводя итог, кратко очертим области применения платы Phobos E1-04. Это мониторинг технических каналов связи, компьютерно-телефонная интеграция (CTI), многоканальные системы оповещения, построение систем матричной коммутации цифровых каналов связи, cоздание виртуальных частных сетей (VPN), каналообразующее оборудование для сетей передачи данных, мультиплексирование/демультиплексирование телефонных каналов и каналов передачи данных. Думаю, эта отечественная разработка компании Vocord Telecom сможет стать достойным соперником известных у нас плат Dialogic (теперь Intel) при построении интеллектуальных платформ для операторов cвязи.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети» журнала «Мир ПК». С ним можно связаться по e-mail: mikeg@pcworld.ru


Хорошая IP-телефония — это хорошо

О решении задач по предоставлению услуг IP-телефонии на основе интеллектуальной платформы Vocord Telecom рассказывает начальник отдела компании «TPH-Телеком» Виктор Cвирский.

— Расскажите немного о вашей компании и задачах, которые перед ней стоят.

— Мы являемся оператором связи, предоставляющим услуги IP- и традиционной цифровой телефонии и Интернета по Москве, и ориентированы на средний бизнес. Во главу угла стараемся ставить разумное соотношение цены и качества, ведь эта ниша бизнеса очень конкурентна, мы играем на одном «IP-поле» с несколькими десятками подобных компаний-операторов.

У нас имеется сеть дилеров, которые занимаются поиском клиентов, нуждающихся в услугах IP-телефонии. И основной их поток приходит к нам именно через дилеров, причем независимых. Соответственно наша биллинговая система настроена на работу с ними.

— И как вы решаете задачу поиска оптимального соотношения цена/качество в условиях жесткой конкуренции?

— Основной вид деятельности нашей компании — предоставление проводных услуг связи с помощью либо волоконно-оптических линий, либо ADSL-решений. Работа с PIN-овыми платформами — еще одно направление, которое сейчас активно развивается. У нас для этого имеются два специалиста: один занимается технической частью, другой — поиском клиентов. Практически весь поток клиентов, как я уже упоминал, идет через дилеров.

— Всего два специалиста?

— Да, и как показывает практика, на начальном этапе этого вполне достаточно. Гибкая интеллектуальная платформа на основе Phobos E1-04 позволяет минимизировать штат. Наши пользователи сами могут смотреть свои балансы в Интернете, тарифы и другую необходимую им информацию.

Мы выбрали интеллектуальную платформу от Vocord Telecom, во-первых, за ее гибкость. Ведь конкуренция увеличивается, и требования клиентов резко возросли. Теперь помимо традиционного звонка необходим набор дополнительных сервисных услуг: например, возможность рассоединения в режиме разговора и набор номера нового абонента. Очень много запросов на услугу автодозвона — система сама перезвонит клиенту и установит соединение после освобождения номера абонента. Чтобы успешно действовать на рынке, нам необходимо постоянно расширять спектр предоставляемых услуг, и платформа это позволяет.

Второй фактор, повлиявший на наш выбор, — платформа обеспечивает недорогой звонок с хорошим качеством. Так как в интеллектуальную платформу на базе Phobos E1-04 интегрирован IP-шлюз с возможностью аутентификации в различные сети IP-операторов без дополнительного оборудования, то себестоимость вызовов по IP-сети остается невысокой.

— А какова ситуация на рынке сейчас?

— В настоящее время у массового пользователя сложилось впечатление, что традиционная телефония — это хорошо, а IP-телефония — это плохо. Но такое мнение ошибочно: хорошая IP-телефония — это хорошо, плохая, т. е. по перегруженным и очень «узким» IP-сетям, — это плохо. Так вот, в интеллектуальную платформу на базе платы Phobos E1-04 заложена возможность самостоятельно определять качество маршрута IP-вызовов. Допустим, у нас есть три оператора IP-телефонии, с которыми подписаны соглашения, и с одним из них в данный момент связь плохая. Система это автоматически определяет, и вызовы на обработку к нему не направляются. Это минимизирует расходы при сохранении качества вызова. Мы получаем в системе автоматическое отслеживание параметра цена/качество, о важности которого шла речь в начале разговора. И опыт нашей работы показывает, что клиент действительно готов платить чуть дороже за качественную услугу, тем более что в принципе уровень цен на IP-звонки снижается.

В общем, определяющими при выборе платформы стали два фактора: возможность гибко изменять логику работы системы, предоставляя клиенту дополнительный сервис, и возможность маршрутизировать вызовы непосредственно в IP-сети.

— Что в перспективе? Какие новые услуги вы предполагаете предоставлять при развитии платформы?

— Мы собираемся продолжать совершенствовать систему просмотра через веб статистики работы платформы для наших дилеров и клиентов. А также хотим ввести систему оплаты услуг через платежные карточки, например, через систему «Яндекс. Деньги». То есть клиент сможет, купив платежную карточку, войти по паролю и ключу в нашу систему и пополнить свой баланс.

В планах у нас и построение на базе интеллектуальной платформы системы отправки и приема факсов: факсы будут приниматься, шифроваться и отправляться клиентам по электронной почте. Преимущества налицо: не нужно покупать в МГТС отдельный номер, качество лучше, не надо приобретать факс-аппарат, нет опасности получить ворох факсового спама. Возможен и обратный сервис — отправка факсов на определенный номер или через веб-интерфейс. Далее, посредством веб-интерфейса клиент сможет отслеживать путь своего факсового сообщения — ушло ли оно, получено ли клиентом, если нет, то по какой причине; система по определенному алгоритму сделает повторную отправку сообщения и т. п. В результате всего этого повышается скорость и качество доставки и отправки факсов.


О Dialogic

Специалисты этой компании (теперь она входит в Intel) дали программистам SDK — набор стандартных подпрограмм, с помощью которого довольно просто управлять интеллектуальными платформами IP-телефонии, построенными на основе их плат, и создавать приложения с учетом разнообразных пожеланий массы заказчиков. Теперь нет необходимости делать это «в лоб» посредством управляющего кода, что гораздо сложнее и чревато ошибками. В результате удалось серьезно снизить цену решения для конечного клиента. Следом на рынке появилось много компаний, разрабатывающих интеллектуальные приложения на базе плат Dialogic.

Но все-таки SDK — инструмент специалистов, на нем разрабатываются стандартные решения, а окончательно «заточить» это решение «под себя» сможет уже конечный пользователь на скриптовом языке. Здесь напрашивается аналогия с «1С». Есть стандартные решения — их на базе системы «1C:Предприятие» строят партнеры, используя инструментарий «1C», и есть конечные пользователи — предприятия, которые либо с помощью компаний-внедренцев, либо самостоятельно настраивают выбранное стандартное решение под свою специфику.