Еще одно соревнование человека с шахматной программой состоялось. На этот раз Гарри Каспаров встретился в матче из четырех партий с программой X3D Fritz (на базе Fritz-8), которая отличается от Deep Fritz тем, что имеет новый графический интерфейс, поддерживающий трехмерные изображения фигур, а также позволяет человеку отдавать команды на перемещение фигур голосом. Естественно, база данных пополнена партиями, сыгранными за время, прошедшее после матча программы с Владимиром Крамником, и, конечно, внесены изменения в механизмы управления при выборе хода с учетом последних соревнований человека и компьютера.

Оставим в стороне эмоции по поводу «смерти шахмат» и «торжества искусственного интеллекта». Значение этого матча, с нашей точки зрения, в другом. Задавшись вопросом, являются ли шахматы универсальной моделью для информационных технологий, мы снова отвечаем: «Да». Потому что к спектру прежних возможностей добавились новые, которые оказывают серьезное влияние на психику человека, сформированную в результате его эволюционного развития, и это требует от него новых поведенческих навыков. До практического использования результатов матча далеко, но оно просматривается. Например, подобные состязания человека с машиной могли бы использоваться для тренинга операторов, управляющих особо сложными или важными системами. Такого рода задачи занимали еще М. М. Ботвинника, когда он рассматривал проблемы диспетчеризации в больших энергетических системах.

Как же складывался матч Каспарова с X3D Fritz? Спортивные результаты у человека и машины одинаковы, у каждого по одной победе, остальные две партии ничейные. Первая встреча Каспарова разочаровала, хотя он и охарактеризовал ее как «довольно интересную». Наряду с этим он сказал, что ему «еще нужно время, чтобы освоиться в игре без доски и проводить партию в полную силу». Как бы в подтверждение этого во второй партии, пользуясь карточным термином, Каспаров «обдернулся», сообщив голосом программе координаты не того поля, куда следовало поставить ладью, и форсированно проиграл. В третьей партии, играя белыми, Каспаров смог выстроить к 13-му ходу такую пешечную конфигурацию, что противнику было впору сдаваться, так как гроссмейстер подловил программу на «вариант» (по образному выражению, принятому у шахматистов). Тем не менее до признания программой поражения игра длилась 4,5 часа.

Чтобы доставить удовольствие читателям, приведем текст и финальную позицию третьей партии матча.

Гарри Каспаров — X3D Fritz

1.Kf3 Kf6 2.c4 e6 3.Kc3 d5 4.d4 c6 5.e3 a6 6.c5 Kbd7 7.b4 a5 8.b5 e5 9.Фa4 Фc7 10.Ca3 e4 11.Kd2 Ce7 12.b6 Фd8 13.b3 0-0 14.Kb3 Cd6 15.Лb1 Ce7 16.Ka5 Kb8 17.Cb4 Фd7 18.Лb2 Фe6 19.Фd1 Kfd7 20.a3 Фh6 21.Kb3 Ch4 22.Фd2 Kf6 23.Крd1 Ce6 24.Крc1 Лd8 25.Лc2 Kbd7 26.Крb2 Kf8 27.a4 Kg6 28.a5 Ke7 29.a6 ba6 30.Ka5 Лdb8 31.g3 Cg5 32.Cg2 Фg6 33.Крa1 Крh8 34.Ka2 Cd7 35.Cc3 Ke8 36.Kb4 Крg8 37.Лb1 Cc8 38.Лa2 Ch6 39.Cf1 Фe6 40.Фd1 Kf6 41.Фa4 Cb7 42.Kb7 Лb7 43.Ka6 Фd7 44.Фc2 Крh8 45.Лb3 Черные сдались.

Последняя партия завершилась вничью, но какой острой была позиция после 24-го хода черных, где «висят» матовые угрозы со стороны обоих противников.

Посмотрите теперь на эту позицию и доиграйте партию без доски.

Финальная позиция третьей партии матча Позиция четвертой партии матча после 24-го хода черных

Разумеется, матч носил коммерческий характер, с его помощью компания X3D Technologies делала промоушн своим технологическим решениям в области трехмерной визуализации информации, использующим управление голосом, а также специальные мониторы для представления трехмерных изображений. Кроме того, состоялась трансляция матча по всему миру в реальном времени по каналам спутникового телевидения, арендованным этой компанией.

1105