Я привык считать, что в России электронная коммерция находится в зачаточном состоянии и к стремительному развитию и увеличению объемов продаж будет готова не раньше чем года через три. Но в последнее время на вопросы друзей о надежном и недорогом магазине или рынке для какого-либо приобретения все чаще советую покупать нужную вещь в одном из интернет-магазинов, число которых в столице постоянно растет. Во всяком случае, большую часть собственных недавних крупных покупок я сделал с помощью Интернета, что оказалось намного выгоднее, чем в традиционных офлайновых магазинах.

Так получилось, что электронная коммерция в России не может пока быть подкреплена удобными и безопасными банковскими услугами. В развитых странах выбор, покупку и оплату можно сделать, не вставая с компьютерного кресла. Достаточно иметь кредитную карточку любого банка и любой системы (Visa, MasterCard, Ameri-can Express и т. д.). У нас же под электронной торговлей понимается только поиск и выбор товара (помещение его в электронную корзину) за приемлемую цену и дальнейшая договоренность с продавцом о доставке и способе оплаты. И такой вариант устраивает почти всех в России, так как клиент предпочитает сначала увидеть и пощупать товар и лишь потом отдать за него деньги; продавец может смело обходить налоги (принимая оплату наличными) и не тратить огромных сумм на аренду помещения под склад и торговые залы. Данная схема работы многим коммерческим сайтам позволяет предлагать лучшие цены — заведомо ниже, чем в магазинах и на специализированных рынках.

В то же время, имея кредитку Visa Classic, я не стану «засвечивать» ее номер в российских ресурсах Интернета: уж слишком это опасно для дальнейшего финансового состояния моего счета. Запросто можно нарваться на сайт-магазин, предлагающий дешевый товар с бесплатной доставкой и онлайновой оплатой, а на деле просто собирающий номера кредитных карт с намерением потом периодически снимать с них не слишком заметные суммы (контролируйте ежемесячную историю ваших платежей по кредитке)... Могу припомнить только три российских ресурса, на которых я все же использовал свою карту.

Сайт www.begun.ru

В прошлом году захотелось мне проверить эффективность знаменитой рекламной системы www.begun.ru (правда, нахваливают ее в своих информационных почтовых рассылках в основном сами сотрудники «Бегуна»). Зажмурился и добавил 20 долл. с кредитной карты на свою рекламную учетную запись в их системе, чтобы потом рассказать читателям, стоит ли овчинка выделки и что это за зверь такой — «Бегун». И что же? На следующей же странице (https://my.begun.ru/service/transaction_add.phtml), которая завершала онлайновый процесс оплаты, после ввода всех своих персональных банковских данных и размера снимаемой суммы я увидел непонятную страницу со странным набором английских символов, более всего напоминающую шифровку «Алекс — Юстасу». Спустя некоторое время деньги на моем рекламном акаунте появились, но после письма в службу поддержки «Бегуна» с вопросом о «баге» и копией послания «от Штирлица» деньги со счета исчезли как ошибочно зачисленные, а мне предложили ввести реквизиты моей кредитки еще раз. Ну уж дудки, я лучше на мороженое для девушек деньги потрачу! Правда, потом я все же отдал 5 долл. этой системе и был очень разочарован нулевым рекламным результатом. Возможно, я что-то не так делал или больших денег пожалел, но эти 5 долл. улетели за пару часов, как и не было их... Печальный опыт, однако этой весной я все же рискнул еще раз использовать свою кредитку на российском ресурсе www.intelservice.ru (они же www.visatorussia.com). Моему американскому приятелю срочно нужна была визовая поддержка в России, а упомянутый ресурс принимал оплату за свои услуги по кредитке. На этот раз жалеть ни о чем не пришлось: сначала все услуги были выполнены, а уж затем я дал свои реквизиты и с моего банковского счета сняли нужную сумму в онлайновом режиме (правда, деньги снял американский банк этой фирмы)... Кроме этого я регулярно пользуюсь своей кредитной картой для оплаты хорошего и недорогого русскоязычного хостинга www.digdot.com с неограниченным интернет-трафиком. Но опять же все оплаты с кредиток там осуществляются на сервере надежного и уважаемого американского банка-посредника www.clickbank.com, который работает и для российских сайтов (что позволяет мне не беспокоиться за будущее своего банковского счета)... Стало быть, и у нас можно безопасно пользоваться кредиткой, правда, в основном при оплате услуг.

Сайт www.digdot.com

Первый опыт покупок в Рунете я, как и многие другие, получил в 1997 г., заказав в старейшем магазине www.books.ru несколько книг по программированию. Электронный заказ на данном сайте подразумевает выбор нужной книги, учет разных скидок и стоимости почтовых расходов, указание покупателя и адреса доставки. Плата за все (книга + доставка) берется на почте при получении заказа, либо книги высылаются после оплаты их банковским переводом (первый вариант всегда дороже на несколько процентов от стоимости заказа, но позволяет не переживать за свои кровные и спать спокойно до получения желанных книг). Сайт www.books.ru, на мой взгляд, работает без сбоев и задержек (указанные сроки доставки выдерживаются почти точно). Всего один раз мне прислали книгу из устаревшего тиража с другой обложкой, но приложили записку с извинениями и напоминанием, что я имею право эту книгу вернуть. Еще хочется предупредить потенциальных покупателей книг через Интернет: во-первых, такие же книги в соседнем «настоящем» магазине иногда бывают дешевле (сам с этим сталкивался), а во-вторых, толщина книги и качество переплета могут оказаться не такими, как вам виделось при заказе ее на сайте.

Сайт www.books.ru

Подписываться на журналы я попробовал уже в 1998 г. И сразу бросил эту затею, если издание было мне незнакомо. Дело вот в чем: журнал может иметь громкое название и грандиозные амбиции, о чем обязательно упомянут на сайте. На самом же деле это кот в мешке. Подписался я на «Hack Zone: территория взлома», причем подписка была очень дорогая и сразу на год. Журнал же оказался бестолковой перепечаткой англоязычных FAQ. Его тонкие номера состояли не более чем из полусотни страниц. А после кризиса 1998 г. я и вовсе получил в декабре один тонюсенький журнальчик, на обложке которого были указаны все месяцы, идущие после августа. В общем, меня обманули, но по закону все OK.

Сайт магазина «21 век»

Дальше покупки стали серьезней. В 2000 г. я рискнул заказать цифровую видеокамеру Sony DCR-TRV320E за 890 долл. (вместе с доставкой в Астрахань за 10 долл.). Приобрел я ее через Интернет в магазине www.21vek.ru, поскольку в местном фирменном магазине это японское чудо стоило в полтора раза дороже. Покупку доставили в течение пяти дней, как и обещали, и взяли деньги в удобной для меня валюте только после того, как я полностью проверил свое приобретение. Была обещана годовая гарантия, но камера и до сих пор отлично работает. Кстати, на раскрученном сайте www.porta.ru изначально цена камеры была указана ниже, чем у конкурентов, но после того, как мне подсчитали финальную стоимость, сделав сначала кучу скидок, а потом добавив скрытых платежей на гораздо большую сумму и переведя все в рубли по грабительскому курсу, камера оказалась намного дороже, чем в магазине «21 век».

Холодильник из Интернета

Если вы живете не в Москве, то в некоторых магазинах вам могут предложить сначала оплатить дорогой электронный товар банковским переводом, пообещав затем выслать его почтой или с проводником. Не соглашайтесь на такой вариант! Мой приятель потерял внушительную сумму: сначала он оплатил покупку через Сбербанк, а затем ему якобы передали камеру из Москвы с проводником, который сказал при встрече, что вообще никогда не слышал ни о какой камере и ни о каком интернет-магазине. И подобные случаи в последнее время участились.

Очень важно для коммерческого интернет-проекта создать себе хорошую репутацию, так как если покупатель совершит хотя бы одну удачную покупку в определенном магазине, он будет доверять ему и всегда возвращаться на проверенный сайт, несмотря на более низкие цены конкурентов. Так и я не ограничился одной видеокамерой и купил в «21 веке» еще сотовый Siemens S-35, хотя, например, в Митине он заметно дешевле. Развивая данную тему, хочу посоветовать еще несколько проверенных магазинов современной электронной цифровой техники: www.videomax.ru (недавно я покупал у них цифровую фотокамеру Sony DSC-F717 на ВВЦ), www.onlinetrade.ru, www.fotik.com, www.rusgsm.ru, www.003.ru.

Самое слабое место интернет-покупок — реализация клиентом своих законных прав потребителя при востребовании гарантийных обязательств. Поэтому очень важно, чтобы интернет-проект, занимающийся электронной коммерцией, имел свое представительство в офлайне (пусть маленькое, пусть в виде домашнего телефона, но чтобы оно было осязаемо и доступно по требованию). Специально для скептиков — потрясающая история приобретения через Интернет холодильника, электрической плиты и кухонной вытяжки. Если вы внимательно поищете в Сети самые низкие цены на бытовую технику, то непременно попадете на сайт компании «Эдил» (www.adeal.ru, он же www.holodilnik.ru). Эта фирма имеет реальные магазины и один виртуальный. И если по ценам их традиционные магазины проигрывают Митинскому и другим рынкам бытовой техники, то все интернет-цены на сайте «Эдил» ощутимо ниже рыночных. Именно через Интернет я и купил сначала холодильник. На другой день его привезли, подняли на десятый этаж, занесли в кухню, распаковали и проверили, причем абсолютно бесплатно. Оплата была традиционной — наличными при получении товара, но мне выдали кассовый чек и гарантийный талон, как в обычном магазине. Очарованный сервисом и ценами, я заказал через Интернет электрическую плиту ЗВИ и вытяжку для нее (стоит отметить, что цены на плиты ЗВИ со стеклокерамикой были ниже, чем в московском фирменном магазине ЗВИ при заводе-изготовителе). Все доставили и установили на следующий день. Оказавшись со своими покупками один на один, я заметил, что у холодильника надтреснут осветительный плафон, а у плиты ЗВИ сломана одна опорная ножка. Пришло время проверки обещанных гарантий. На гарантийном талоне были указаны только контактные телефоны компании «Эдил», именно по ним я и позвонил. Меня выслушали, назвали адрес ближайшего ко мне склада фирмы, где без лишних вопросов и отфутболиваний заменили неисправные детали и извинились. Вот это сервис! Очень рекомендую. Я был доволен на все сто. Вот формула успеха коммерческого интернет-проекта — копируйте. Рискну предположить, что «Эдил», зарабатывая честное имя в глазах клиентов и потенциальных покупателей, получает много заказов и, как следствие, может позволить себе держать лучшие цены для своего интернет-магазина. Жаль, что они компьютеры не продают .

К слову сказать, покупать через Интернет компьютеры мне не доводилось, возможно, из-за того, что я люблю лично общаться с продавцами-консультантами и видеть все разнообразие того, что мне могут предложить в данной компьютерной фирме. К тому же любая небрежность при доставке компьютера способна оказаться смертельной для жесткого диска и других чувствительных комплектующих. Но если вам известен проверенный и выгодный ресурс по продаже компьютеров и их комплектующих в Сети, поделитесь информацией — буду весьма признателен.

Самым ярким событием в моей жизни, связанным с Интернетом, было решение «квартирного вопроса». Не выходя из дома, я перерыл кучу сайтов всевозможных застройщиков, заказчиков, посредников и просто специалистов по покупкам новостроек. Просмотрел и изучил отзывы о различных строительных компаниях и остановил свой пытливый взгляд на интересном сайте www.dsk1.ru солидной компании ДСК1. Почему именно там? Во-первых, в независимых форумах, посвященных недвижимости, можно найти много отзывов об исполнительности, масштабности и ответственности данной компании. Во-вторых, на сайте ДСК1 размещена детальнейшая информация о планах строительства, о реализуемых домах, о точной финальной стоимости жилья (самой разумной, на мой взгляд), о руководстве компании, о свободных конкретных квартирах (кстати, сразу после бронирования выбранной квартиры я проверил их базу предложений на предмет исчезновения из нее этого конкретного жилья и убедился, что эта БД действительно работает в онлайновом режиме). В-третьих, мне очень понравилось, что один строящийся дом от ДСК1 показывался клиентам через веб-камеру в онлайне (хоть ночью, хоть днем клиенты могли видеть, что они вложили свои деньги в реальное строительство, а не в дорогостоящие путешествия каких-нибудь махинаторов по всему миру). Отмечу, что выбор, заказ и бронирование квартир происходит на сайте ДСК1 в онлайновом режиме, а вот плата за них принимается только банковскими переводами. Интересно, можно ли будет когда-нибудь покупать квартиры по кредитке? Вот тогда и заработает ипотека.

Компания ДСК1

Назову несколько полезных ссылок:

  • реальный список всех строителей (без посредников) - www.rusland.ru;
  • информация о том, как приобрести недвижимость без посредников, - www.expressinfo.ru;
  • как избежать обмана - www.aferizm.ru;
  • регулярный анализ рынка недвижимости - www.arn.ru.

Покупать отделочные и строительные материалы в интернет-магазине лично мне не доводилось, но почитать в Сети о том, как делать ремонт и какие строительные материалы лучше, можно. Введите в поисковике (www.google.com), например, фразу «как установить межкомнатную дверь», и сервер выдаст массу ссылок на ресурсы, где подробно рассказывается, как можно самому поставить дверь, куда обратиться за помощью и где эту дверь выбрать. И опять же покупать отделочные материалы приятнее в обычном магазине: можно и пощупать, и послушать рекомендации живого продавца-консультанта.

Сайт Московской обойной фабрики

Но нельзя не упомянуть один интересный интернет-ресурс http://www.wallpaper.ru Московской обойной фабрики, где предлагается к цветовой гамме мебели подобрать наиболее подходящие обои, посчитать их нужное количество, а затем оформить заказ (жаль, что МОФ не делает нужной мне виниловой шелкографии). Почти аналогичный сервис подбора цветового решения любых типов жалюзи для вашего помещения предлагается на сайте компании «Вендл» (www.vendl.ru). Там я легко смог выбрать нужные мне вертикальные жалюзи из предложенных коллекций, но вот заказывать их я воздержался, поскольку мне хотелось и пощупать, и увидеть вблизи покупаемый товар (что я и сделал потом в их офисе). Кроме того, если вы заказываете жалюзи через их интернет-магазин (или хотя бы распечатали их интернет-страничку), то стоимость любых жалюзи будет ниже на 7%. Выгодно? На мой взгляд, без сомнений.

Но самую ощутимую ценовую разницу между онлайновой и офлайновой торговлей я обнаружил в этом году в мебельном бизнесе. Оно и понятно, чтобы представить покупателю достойный ассортимент мебели и предложить богатый выбор цветов и функций, нужен реальный магазин площадью хотя бы в 200 м2, а это очень внушительные арендные затраты. В то же время на сайте всего за 3 долл. в месяц можно разместить огромное количество фото- и видеоинформации. Легко угадать, у кого будет наиболее низкая цена на один и тот же товар. Лично мне по сочетанию цены и качества приглянулась мебель московской компании «СтолПлит» (www.stolplit.ru). Затем, задав в www.google.com поиск по строке «продажа СтолПлит мебели», я нашел с десяток реальных интернет-предложений, где цена на одну и ту же мебель была процентов на 20—25(!) ниже, чем в фирменных офлайновых магазинах самой «СтолПлит». Очень рекомендую такой способ покупки мебели, поскольку и цена значительно ниже, и доставка бесплатная, и оплата товара только после того как вы увидите его у себя дома.

Сайт компании «СтолПлит»

Конечно, приходилось мне и лицензионный софт покупать через Интернет, и оплачивать услуги сотового оператора. Но не могу сказать, что процесс оплаты в этих случаях чем-то кардинально отличался от других приведенных примеров удачного использования Сети.

Суммируя все сказанное, осмелюсь предположить, что будущее электронной торговли в России — за самыми удачными ценовыми предложениями. Именно использование Интернета как площадки для магазина позволяет снизить и затраты коммерсантов и, как следствие, сами цены на предлагаемые товары и услуги. И по большому счету неважно, что предлагать обывателям в Интернете, — главное, не стремиться к сверхприбылям и работать добросовестно. Тогда ваш интернет-проект будет приносить твердую прибыль.

Следующим этапом развития электронной коммерции в России должен стать переход от офлайновых оплат к онлайновым системам расчета. Российские платежные системы Webmoney (http://www.webmoney.ru) и «Яндекс-Деньги» (http://money.yandex.ru) для оплаты интернет-приобретений не могут претендовать на звание массовых и удобных для пользователей Сети. Если вы не купили карточку пополнения счета в Webmoney или «Яндекс-Деньгах» (или не сделали соответствующий банковский перевод) заранее, то не сможете в нужное время воспользоваться этими платежными системами. Прием кредитных карточек между отечественными интернет-магазинами и банками пока не налажен. А между тем очень важно сразу продать клиенту понравившийся ему товар или услугу. По себе знаю, что когда загораюсь от вида современной иномарки, именно в этот момент надо предлагать мне моментальную покупку в кредит, иначе разум возьмет верх над душевным порывом и я могу передумать.

В добавление скажу, что очень необходима твердая юридическая и бухучетная база для реализации коммерческих интернет-проектов. Ведь, положа руку на сердце, до сих пор подавляющее число интернет-магазинов в России представляют собой инструменты незаконного (хотя и добросовестного) предпринимательства. Конечно, сначала надо навести порядок в офлайновой торговле, но нельзя забывать и о росте онлайновых продаж, надо стремиться к наведению законного порядка и в интернет-предпринимательстве.

В завершение статьи хочу заметить, что приведенные здесь мнения и оценки различных интернет-проектов очень субъективны и не должны бездумно восприниматься читателями как руководство к действию. Изучайте, сравнивайте, выбирайте, делитесь мнениями и составляйте собственное суждение.

С автором можно связаться по адресу: russia@spamtest.ru, сайт автора http://www.russia.digdot.com.