С. В. Агапонов, З. О. Джалиашвили, Д. Л. Кречман, И. С. Никифоров, Е. С. Ченосова, А. В. Юрков Средства дистанционного обучения СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 336 с.: ил.

Значительные успехи в информационных технологиях за последние десятилетия вселили в специалистов уверенность, что сфера образования — именно та область, где можно получить весьма скорые дивиденды от технологических вложений. Стоит лишь научиться готовить электронные учебники, презентации вместо лекций, посадить учащегося в далеком ауле за монитор, и образовательные проблемы будут решены. Сколько преподавателей оставили свои педагогические заботы и постигают технологические новации, чтобы в ближайшее время убедиться в их малой эффективности в нынешних условиях. Разумеется, нелепо отрицать полезность использования информационных технологий в образовании, но необходимо иметь в виду, что эффективность образования зависит не только от объема предоставляемого ученику материала и скорости его подачи, но в значительной мере и от других системных характеристик. Да, используя флэш-память, преподаватель может многое улучшить в организации занятия, но повышение скорости и объема подачи материала не для всех учеников в одинаковой мере благо и, кроме того, существуют и другие очень важные характеристики процесса обучения, такие как наличие диалоговых средств для передачи и контроля за приемом знаний, а также синхронизация подачи обучающего материала и его приема обучаемым, что играет особую роль и не только в школьной системе образования. Поэтому большое значение имеют попытки обобщения накопленного опыта и развитие новых идей в данной области.

Примером такой попытки служит книга «Средства дистанционного обучения», выпущенная издательством «БХВ-Петербург». Она написана авторским коллективом компании «ГиперМетод» под редакцией проф. Зураба Джалиашвили. Подзаголовок книги ориентирует читателей на методики, технологии и инструментарий, используемые в обучении.

Две части книги посвящены средствам и собственно разработке дистанционных курсов с упором на мультимедийные. На наш взгляд, весьма важной является первая часть книги, где представлен отечественный опыт по обучающим системам и дан подробный обзор всего, что имеется в этой области в настоящий момент. Но из-за априорной направленности внимания авторов книги на технологические аспекты в их современном представлении в обзоре нет сведений о более ранних интересных работах, например проф. Н. П. Брусенцова из МГУ. В общем, понятно желание авторов с самого начала погрузить читателя в сетевое восприятие проблем дистанционного обучения, но это очень затрудняет попытки системной оценки эффективности предлагаемых решений. Тем не менее знакомство с конструктором как средством разработки мультимедийных дистанционных курсов и подробное рассмотрение технологии его использования на базе продукта eLearning Office 3000, созданного компанией «ГиперМетод», будет полезно многим. К тому же те из читателей, кто подготовил собственный курс, воспользовавшись этой программой, прочитав последнюю главу книги, смогут организовать уже дистанционное обучение с помощью другого продукта — eLearning Server.

Компакт-диск, содержащий программный пакет eLearning Office 3000, прилагаемый к книге, включает три компонента для создания электронных пособий, разработки дистанционных курсов, организации занятий в Интернете и управления ими.

Во второй части книги рассмотрена технологическая структура обучающей системы и обсуждены возможности реализации диалоговых процедур. Жаль только, что не приведены примеры практического построения эффективного диалога учителя и обучаемого на базе пакета eLearning Office 3000.

Полезным представляется обсуждение в книге роли обратных связей в системе обучения. Однако из-за того, что автоматизация диалога принципиально затрудняет смысловую обработку информации, их использование по большей части мало эффективно, о чем свидетельствуют приведенные в книге примеры.

К сожалению, авторы не уделили должного внимания взаимодействию технологических средств, учителя и обучаемого, а без этого трудно оценивать технологические решения. Пусть в небольшом объеме, но системное представление об основах все-таки необходимо.

Тем не менее надеемся, что книга найдет немало заинтересованных читателей среди студентов, преподавателей и специалистов по обучающим системам.

834