Линейные размеры частиц и структуры выражаются в нанометрах. Процесс формирования структур отличает строгая регулярность, следовательно, они однородны, а это гарантирует их особые физические характеристики. При этом погрешность в размерах получаемых частиц менее одного нанометра. В журнале Nature за 26 июня 2003 г. опубликована статья, где описывается методология получения таких частиц и подбора условий для сборки их в структуры, получившие название «метаматериалы».

Для экспериментов над метаматериалами были выбраны селенид свинца и оксид железа. Эти вещества интересны тем, что первое является полупроводником, второе — магнетиком. Они имеют широкое применение один в инфракрасных детекторах и тепловидении, а другой для покрытия магнитных дисков. При этом различные комбинации таких частиц могут придавать метаматериалам новые магнитооптические характеристики и другие свойства, важные для квантовых компьютеров. В частности, подобные материалы используются в качестве модуляторов оптических сигналов под воздействием магнитного поля.

По сообщениям ученых, получены частицы оксида железа размером 11 нм и в каждой из них содержится примерно 60 тыс. атомов, а в одной частице селенида свинца размером 6 нм — около 3 тыс. атомов. Структуры, собранные из частиц оксида железа, составляются из трех повторяющихся пространственных конфигураций. Исследователи считают, что им удалось создать технологические решения для получения образцов материалов столь значимых размеров и с наперед заданными свойствами.

Дополнительные сведения можно найти на сайте www.domino.research. ibm.com/Comm/bios.nsf/pages/ selfassembly.html.

Г. Р.