Что является слабым местом в подготовке абитуриентов по математике? Подавляющее число учителей, да и самих поступающих в вузы однозначно скажут: умение решать задачи. А единственный способ этому научиться —практика. Разработчики мультимедийных учебников все большее внимание уделяют данному процессу, тем более что развитие компьютерной техники и системного программного обеспечения способствует появлению и совершенствованию специфических интерфейсов, способных помочь школьникам познакомиться с матанализом и решать широкий круг математических задач.

Яркий пример тому — учебно-методический комплекс «Все задачи школьной математики», разработанный компанией «Интерактивная линия» и выпускаемый издательством «Просвещение-МЕДИА».

На момент написания статьи был издан комплект мультимедийных дисков по обучению решению задач по математике, алгебре и началам матанализа. В него вошли: «Математика. 5—6 класс», «Алгебра. 7—9 класс», «Алгебра и начала анализа. 10—11 класс» и «Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников 11 класса». Все они имеют специальную управляющую оболочку, в которой можно работать различным ученикам, причем для каждого из них сохраняются настройки программы и пройденных разделов.

Работа с комплексом происходит следующим образом. После идентификации слушателя и выбора диска-курса ученик попадает в основной экран программы. Его главными элементами являются два окна: слева — иерархическое содержание, или список разделов и подразделов, справа — функциональное окно, где в зависимости от текущего состояния обучения отображаются список задач, условие выбранной задачи или поле ее решения, а также поле тренажера, если он указан. Помимо этих окон есть меню, окно инструментов, строки плана урока и вариантов заданий с возможностью быстрой смены задач. Программа дает возможность одни окна показывать, а другие нет.

Пожалуй, одна из основных особенностей этого курса — специальный редактор формул, позволяющий реализовывать метод пошагового интерактивного решения задач. Помимо удобного интерфейса, разрешающего пользователю вводить различные математические выражения, он имеет анализатор действий обучаемого, находит ошибки и выдает соответствующие рекомендации и советы. Правда, следует заметить, что последние рассчитаны на ученика, успевающего в школе хотя бы на твердую четверку, т. е. «разжевывания» и детального объяснения не предусмотрено.

Данный курс имеет удобные настройки, в том числе даже оформления экрана. Допускается выбрать одну из семи палитр, выдержанных в разных цветовых тонах, а также пять возможных вариантов размера шрифта и три варианта размера интерфейса. Есть и такая удобная функция, как подсказка «Что делать». Возможны также поиск терминов и задач как по курсу, так и во всех разделах и подразделах, печать условий задач, решений, иллюстраций и других компонентов. Кроме того, предусмотрены закладки, журнал на каждого пользователя, а также сервисные функции, как возможность доступа в Интернет прямо из оболочки программы, загрузка новых проектов и обновление текущих, уже инсталлированных.

Функцию сервиса в данном программном комплексе выполняет Справочник, вызываемый с помощью пункта меню «Помощь». Он открывается в собственном окне и снабжен гипертекстовыми ссылками на собственные разделы. Его окно внешне напоминает главный экран программы: слева — иерархическое содержание, справа — текущий раздел. Справочник по всем разделам школьной математики по сути представляет собой краткое учебное пособие с иллюстрациями и примерами. Правда, на каждом диске из данного комплекса он содержится полностью независимо от ступени обучения.

Справочник написан ясным и понятным языком и хорошо составлен, но в нем, к сожалению, содержится немало опечаток. Так, в небольшом разделе, посвященном площади криволинейной трапеции и определенному интегралу, в глаза бросились сразу три.

Кроме того, в данном курсе отсутствуют такие мультимедийные средства, как звуковое сопровождение, анимации и видеоизображения. Нет также никаких рефератов и дополнительных сведений в виде биографий известных ученых, интересных историй из мира математики или профильных анекдотов. Таким образом, все подчинено одному — как можно больше места отвести на решение математических задач.

Итак, в целом курс выполнен очень добротно, задачи грамотно подобраны. Программа имеет удобный интерфейс и не требует больших ресурсов для своей работы. Ее допускается устанавливать на компьютерах средней мощности. Данный учебно-методический комплекс преследует вполне конкретную цель — научить школьника решать математические задачи. Разумеется, комплекс не может заменить учебник, и его целесообразно использовать как практическое приложение именно для того, чтобы попрактиковаться в решении задач, их разборе и анализе как в школе, так и дома.


Современный учебно-методический комплекс «Все задачи школьной математики»

Системные требования: Windows 98/NT/2000/XP, Pentium-366, 64-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, 100 Мбайт свободного дискового пространства.
Разработка: «Интерактивная линия»
Издание: «Просвещение-МЕДИА»


Сейчас мы уже практически не можем представить свою жизнь без информационных технологий. Для обеспечения надежности и скорости коммуникаций на компьютерный контроль поставлено большинство важнейших областей деятельности человека. Мы можем наблюдать невиданный прогресс в данной области — с каждым годом появляются новые открытия, позволяющие создавать все более совершенную технику. Подчас человеку даже бывает сложно сориентироваться в настолько быстро меняющейся обстановке. Одним из источников информации о новинках компьютерного мира являются различные периодические издания.
«Мир ПК» является одним из первых профильных журналов о компьютерной технике и рассчитан на широкий круг читателей. Думаю, что практически не найдется ни одного издания о компьютерах, столь успешно выдержавшего испытание временем.
От всей души поздравляю людей, которые прилагают все свои усилия, чтобы мы, их читатели, могли получать достоверную информацию из разных областей компьютерной индустрии. Хочу поблагодарить команду журнала и пожелать им сохранить и приумножить творческий потенциал, а также нескончаемой энергии, так как количество материала поистине неисчерпаемо.

Александр Короткевич, директор компании «Ф-Центр»

1262