Следуя за стандартом

Кристофер Шоулз, проектируя в конце XIX в. клавиатурную раскладку QWERTY — самую распространенную для использующих латиницу алфавитов, вовсе не ставил своей целью сделать набор текста максимально удобным. Оказывается, жертвуя этим важным потребительским свойством, он решал сугубо техническую проблему: нужно было избавиться от западания располагающихся рядом печатающих головок. То же самое можно сказать и о кириллическом аналоге QWERTY — раскладке ЙЦУКЕН.

С той поры не раз предпринимались попытки расположить клавиши как-то иначе, чтобы сделать набор более удобным, а значит, и более скоростным. Одну из наиболее успешных и известных таких реализаций предложил в 30-е годы XX в. профессор Вашингтонского университета Август Дворак. Его раскладка позволяла быстрее работать и меньше уставать при вводе текста, но консервативная лоббистская политика производителей оборудования с клавиатурным набором текста и к тому же нежелание потребителей переучиваться оказались столь сильными, что QWERTY и ЙЦУКЕН остались господствующими стандартами и поныне.

Можно, конечно, научиться работать с раскладкой Дворака (имеются даже специальные обучающие программы), но при этом есть риск оказаться вне «главного течения». Чтобы следовать стандарту, придется осваивать неоптимальные раскладки QWERTY и ЙЦУКЕН.

«Соло на клавиатуре» — одна из самых популярных российских программ, обучающих слепому десятипальцевому набору. Нет сомнения в том, что ее автор, В. Шахиджанян, придумал бы «Соло» и для более удачных вариантов раскладок. Но как уже было отмечено, это означало бы отказаться от стандарта.

«Соло на клавиатуре» позволяет освоить и раскладку QWERTY, и ЙЦУКЕН, и даже редко употребляемую транслитерацию. Если вас заинтересует набор на английском языке, т. е. раскладка QWERTY, будьте готовы к тому, что и обучение вам придется проходить также на английском.

Транслитерация — это набор русскоязычных текстов латиницей. Этот курс имеет чисто вспомогательное назначение. Иногда такой ввод бывает необходим, но с унификацией способов кодировки символов и развитием систем связи транслитерация становится все менее востребованной.

Регистрация

Первые 40 уроков курса можно пройти без регистрации программы. А вот для последующего обучения нужно обратиться к производителю по телефону или электронной почте, чтобы получить регистрационный код. Ответ может показаться неожиданным. Автор этой статьи, например, никак не ожидал письма «весом» в целых 5 Кбайт. Там наряду с необходимым кодом, состоящим примерно из десятка символов, был еще и пространный текст, содержащий и такие написанные представителем команды разработчиков программы строки: «...От себя я прошу Вас рассказать о нашей программе еще двум Вашим знакомым. Помогите нам привлечь двух учеников. Только двух!..» Ну просто какое-то «письмо счастья», его разнообразные варианты наверняка многим читателям не раз доводилось получать по электронной почте. Похожие обращения могут встретиться вам и в некоторых поздравлениях за отлично сделанные задания. Похвалив ученика за превосходные результаты и поддержав его, так сказать, морально, авторы тут же заводят разговор об ответной поддержке, в том числе и материальной. Пользователя призывают отбросить ненужную скромность и по окончании работы над программой обязательно продемонстрировать друзьям собственные достижения. Коллективу разработчиков очень бы этого хотелось. Для чего? Таким способом они стремятся увеличить число своих пользователей.

Всякий разработчик программного обеспечения желает иметь как можно больше пользователей, причем не всяких, а главным образом лицензионных. И это желание становится еще острее от того, что «пираты» грубо и глубоко залезают в авторские карманы. Но использованный в данном случае способ самозащиты и популяризации собственной продукции вряд ли можно признать корректным.

100 раз, и без спешки

«Соло на клавиатуре» — это 100 упражнений, 100 сеансов общения с клавиатурой. Если не следовать рекомендациям автора, то они грозят превратиться в мучительные «сражения», жертвой которых может стать не только вдребезги разбитая клавиатура, но и ваше хорошее расположение духа.

В нынешней версии программы все положенные упражнения нужно обязательно отработать в строго заданной последовательности, а вот график выполнения заданий можно выдерживать свой, индивидуальный. Старайтесь только не делать длительных перерывов между занятиями, а лучше всего превратите их в ежедневные.

В. Шахиджанян приводит примеры удачного прохождения курса за два выходных дня и пятницу. Но в отзывах некоторых учеников упоминается троекратная отработка программы в нефорсированном режиме — значит, кому-то даже двух раз может оказаться мало.

Чтобы помочь «компьютерикам» (так автор называет пользователей своей программы) адаптироваться, Шахиджанян снабдил ее многочисленными комментариями. В них «гуру», порой избыточно многословно, дает полезные наставления, приводит примеры из переписки с бывалыми «компьютериками», помогает снять напряжение, накапливаемое по ходу работы. Главный совет: прежде всего не спешить и обязательно пройти курс до конца. Чтобы следовать ему, будьте готовы проявлять настойчивость и терпение: среди упражнений есть простые, а есть и такие, которые вам придется переделывать не один раз.

Основная тактическая задача — стараться набирать тексты без ошибок. Для этого нужно постепенно хорошо запомнить раскладку клавиатуры. Скорость набора придет потом. Главное — не ошибаться. За это программа выставляет самые высокие оценки и награждает самой лестной похвалой. В случае неудач автор рекомендует ни в коем случае не винить обстоятельства. Шахиджанян — психолог. Чтобы ученика с ленцой «подстегнуть», он советует ему полностью брать на себя ответственность за ошибки, а чтобы успокоить чрезмерно самокритичного, предлагает вообще не искать виноватых, а терпеливо повторять упражнения до тех пор, пока не будут получены приемлемые результаты. Поверим профессиональному психологу: подлинное удовлетворение человек испытывает только после результативного напряжения. То же, что дается даром, быстро его пресыщает, а порой и просто разрушает.

Когда рядом нет компьютера, совсем нелишне использовать рекомендуемую автором и пользователями со стажем идеомоторную тренировку для запоминания раскладки и постановки пальцев. Этим способом тренироваться можно где угодно — в транспорте, в ванной, в постели перед сном...

Работа над «очепятками»

Что происходит, когда в упражнении сделана ошибка? Программа приостанавливает выполнение задания и заставляет повторить ввод той строки текста, где допущена ошибка. Но чтобы у вас было время «остыть», а не кидаться сломя голову тут же «исправлять положение», программа организует принудительную паузу на несколько секунд. За это время можно успокоиться, сбросить напряжение, избавиться от ощущения досады. Спокойствие, только спокойствие! Ведь если в одном упражнении вы сделаете три ошибки, заново придется переделывать уже не отдельную строку, а все задание целиком.

У программы нет автономного контекстного звукового сопровождения (за исключением нижеописанной ситуации), все звуковые комментарии могут быть включены только специальными кнопками в определенных местах. Поэтому упражнения нужно выполнять в рабочей обстановке (если только вы не включите какой-нибудь внешний источник звука).

При ошибке по умолчанию всплывает окно с сообщением об этой неприятности и включается звуковой комментарий. Последний лучше сразу отключить, тем более что через программные настройки это делается совсем просто. Таким образом, вы избавитесь от невольных испугов, усугубляющих и без того малоприятные ощущения от ошибки. Но не забудьте о звуковых комментариях, активирующихся пользователем, их не стоит игнорировать. Поэтому, когда вы встречаете в уроке место, отмеченное специальным значком, просто включите на время звуковую поддержку, а потом опять ее отключите.

Очень распространенная ошибка, на которой порой ловил себя и автор этой статьи, — торопливость, желание побыстрее закончить упражнение. Но такой настрой в корне противоречит авторской методике Шахиджаняна. Конечно, когда вы отработаете, хотя бы на тройки, всю программу или даже часть ее, то улучшите свои навыки в общении с клавиатурой. Но вы не достигнете цели, которую ставит перед вами «Соло». Задача программы — научить человека среднестатистических способностей набирать текст десятью пальцами вслепую. Только устремившись к этой цели, вы можете получить 100%-ный результат. Спросите, есть ли гарантии? В комментариях приводится много примеров успешного завершения обучения. Однако читатели могут лично задать такой вопрос автору курса (shahid@ergosolo.ru). Кстати, среди учеников «Соло» оказались и максималисты, выполнившие на «отлично» каждое упражнение.

Ученик — учителю

В процессе обучения автор программы во многом полагается на самих пользователей, т. е. на нас с вами. На основе переписки с учениками В. Шахиджанян составил многочисленные комментарии и наставления к упражнениям. Он не устает убеждать нас внимательно читать их, а главное — анализировать, анализировать и анализировать собственные результаты. И в этом, как подсказывают письма, очень помогает ведение дневника.

Не расстраивайтесь, если выполнение какого-нибудь упражнения программа прокомментирует по усредненному варианту, не распознав все индивидуальные особенности вашей ситуации. Что ж, от нас, пользователей, также требуется терпимость. В. Шахиджанян постоянно напоминает нам, что мы, ученики, стали настоящими соавторами его программы. Многое в ее «начинке» появилось благодаря активности пользователей. Их оценки (критические или хвалебные) помогают ему улучшать свою методику. Возможно, и ваша переписка поможет что-то усовершенствовать в программе и будет учтена в ее очередной версии.

От гамм к импровизациям

Путь к сложным «этюдам» и «импровизациям» на компьютерной клавиатуре лежит через «гаммы». «Соло на клавиатуре» — только инструмент, ни на что не способный без нашей готовности использовать его для достижения обозначенной цели. Как преподаватель и психолог, автор данной программы понимает, что никто не может заставить нас сделать все упражнения. Поэтому «Соло» — это еще и 100 упражнений на собранность, последовательность, целеустремленность и благожелательность, это маленький шаг на пути к самосовершенствованию.


Соло на клавиатуре

Системные требования: 486DX2-66, 16-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 640x480 точек при отображении не менее 256 цветов, 4Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х/Me/2000/NT.

Разработка: В.В. Шахиджанян, «Эрго Cоло»

Издание: «Новый Диск»


Мы поздравляем с 15-летием популярный журнал «Мир ПК», который благодаря своим создателям заслуженно занял одно из ведущих мест среди компьютерных изданий России. Желаем и в будущем сохранить высокий профессионализм и внимание читателей! И пусть последующие годы станут еще более успешными для журнала «Мир ПК»!

С добрыми пожеланиями, Ганцева М. В., представитель Sony CDE по ПР/маркетингу

1236