Часть 2. Борьба со спаммерами

Конечно, эффективность от спама постоянно стремится к нулю, но вряд ли достигнет его в ближайшем будущем. А между тем люди, которые профессионально занимаются спамом и морочат рекламодателям голову словами об эффективности спаммерских трюков, умудряются сколачивать миллионные состояния. Примером тому служат достижения скандально известного американца Алана Ральски.

Во времена отсутствия судебных прецедентов наказания спаммеров Алан сумел заработать многомиллионное состояние на почтовых рассылках различной рекламы (как on-line, так и off-line). Но не стоит думать, что этого можно достичь, занимаясь только ежедневным распространением сомнительной рекламы. Кроме всего прочего Алан — владелец нескольких десятков крупных почтовых серверов и поисковых систем по всему миру. Многие «независимые» сетевые проекты работают над увеличением его многомиллионной базы данных электронных адресов, прикрываясь благими намерениями и добрыми сервисами.

Поверьте, что сейчас у рядового спаммера больше проблем, чем прибыли, и вот почему:

  • новичок не знает, где и как взять электронные адреса;
  • новичок не умеет пользоваться необходимыми технологическими разработками, в том числе и маркетинговыми инструментами;
  • новичок быстро начинает получать отрицательную ответную реакцию со стороны "респондентов" и своего же провайдера. Его платные учетные записи блокируются, а хостинги удаляются;
  • законодательство всех развитых стран позволяет преследовать таких предпринимателей и наказывать их большими штрафами.

Кстати, о законодательстве. Даже в России никакие волшебные слова спаммера типа «Рассылка производится на основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ и ч. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 16 февраля 1995 года № 15-ФЗ «О связи». Ваш электронный адрес получен из открытых источников и используется для единичной доставки сообщения» не помогут бедолаге. Ведь злой спаммер заставляет получателей никому не нужной рекламы тратить их деньги и нервы (Интернет-время, распечатка писем, перегруженные серверы, испорченное настроение и т. д.) против их желания. А это уже серьезное преступление.

И не стоит путать назойливый, но законный бумажный маркетинговый прием Direct Mail с электронным спамом! При рассылке бумажной рекламы именно отправитель платит за конверт, напечатанную рекламу (брошюру) и почтовые услуги, а получатель решает сам, выкинуть конверт сразу или попозже. А в случае электронного спама получатель вынужден оплачивать все расходы за доставку непрошеной рекламы (человек должен заглянуть в электронное письмо, чтобы понять, реклама это или нет). Как говорится, почувствуйте разницу.

Как же вычислить спаммера? Очень часто это сделать довольно просто. Посмотрим внимательно на служебный заголовок какого-нибудь реального письма от спаммера:

*****************************************
Return-Path: 
Received: from mx7.rambler.ru
 ([81.19.66.26] verified)
by mail1.rambler.ru
 (CommuniGate Pro SMTP 3.5.9)
with ESMTP id 22032552 for
 allure@rambler.ru; Tue, 03 Dec 2002 05:10:20
+0300
Received: from Hueymiccailhuitl.mtu.ru
 (titlaltotonametli.mtu.ru
[195.34.32.121])
by mx7.rambler.ru (Postfix)
 with ESMTP id 4D0AE17A597
for ; Tue,
  3 Dec 2002 05:07:14 +0300 (MSK)
(envelope-from kun-dinna@yandex.ru)
Received: from Sender (ppp150-169.
dialup.mtu-net.ru [62.118.150.169])
by Hueymiccailhuitl.mtu.ru (Postfix) with SMTP
id 4B25217FEA5; Tue,
  3 Dec 2002 05:08:31 +0300 (MSK)
(envelope-from kun-dinna@yandex.ru)
From: "KUN+DINNA tour"
 
Subject: НОВЫЙ ГОД В ВЕНЕ
Reply-To: kun-dinna@yandex.ru
X-Priority: 3
X-MSMail-Priority: Normal
X-Mailer: Microsoft Outlook
 Express 6.00.2600.0000
X-MimeOLE: Produced By Microsoft
 MimeOLE V6.00.2600.0000
Mime-Version: 1.0
Content-Type: text/html;
 charset="Windows-1251"
Date: Tue, 3 Dec 2002 05:08:38 +0300
Message-Id: <20021203020831.
4B25217FEA5@Hueymiccailhuitl.mtu.ru>
To: undisclosed-recipients: ;
*****************************************

До поля FROM мы можем видеть весь нелегкий путь этого спама на наш почтовый ящик. Каждый новый почтовый сервер, через который доставляется письмо, делает наверху заголовка новую запись RECEIVED. Таким образом, первая запись поля RECEIVED (смотри снизу вверх) показывает нам, что письмо отправлено с конкретного модемного пула ppp150-169.dialup.mtu-net.ru одного известного московского провайдера (www.mtu-net.ru, он же www.tochka.ru, после редиректа). А зная, что соединение и отправка письма произошли 3 декабря 2002 г. в 5 часов 8 минут 31 секунду утра (3 Dec 2002 05:08:31), можно смело слать запрос провайдеру, контактные адреса которого указаны на сайте http://www.tochka.ru/.

Конечно, «МТУ-Интел» не виноват, что спаммер купил его карточку и воспользовался его услугами, более того, деятельность спаммеров сильно вредит самому провайдеру (страдает репутация компании, перегружаются почтовые серверы и т. д.). Но меры «МТУ-Интел» обязан предпринять незамедлительно (пусть хотя бы удалит учетную запись спаммера с остатком его денежных средств).

Также по журналу доступа к модемным пулам можно определить, с какого именно телефона осуществлялся доступ спаммера в Интернет. Далее, по телефону можно вычислить и ФИО, и адрес абонента. Ура! Идем бить морду ! Однако мы призываем вас выдвигать судебные иски, ставить в известность провайдеров, писать заявления в специализированные органы МВД РФ. Пусть все это долго, сложно и неинтересно, но зато очень эффективно.

Результат работы программы SmartWhoIS

Адреса и телефоны, по которым можно обратиться с просьбой наказать спаммера, легко найти с помощью специальной программы SmartWhoIS: достаточно в ее адресную строку вписать адрес из спаммерского письма. Например, возьмем из строки «Received: from Sender (ppp150-169.dialup.mtu-net.ru [62.118.150.169])» адрес ppp150-169.dialup.mtu-net.ru и сразу получим полные имена людей, представляющих Интернет-провайдера спаммера, их офисные адреса, факсы и телефоны, а также электронные адреса для быстрой связи. Уверены, что в просьбе наказать спаммера ни один провайдер вам не откажет.

Как еще отбить у спаммера желание заниматься сомнительными делишками? Есть разные варианты.

Программа авторегистрации PagePromoter

Во-первых, надо собрать о нем всю обратную контактную информацию. Ваша задача облегчится, если в теле письма окажется электронный адрес спаммера (на поле письма FROM можете не обращать внимания — обычно это несуществующий обратный адрес либо адрес какого-либо постороннего лица). Ищите в письме строчку типа: «Вы можете задать вопросы по адресу business@chat.ru (не пользуйтесь кнопкой ОТВЕТИТЬ вашей почтовой программы)». Нашли? Отлично, вот варианты сладкой мести.

  • Заходя на любые эротические, хакерские, рекламные и прочие сомнительные сайты, везде вводите e-mail спаммера для подписки на всевозможные рассылки и уведомления. Это делается обычно на первой же странице всего одним нажатием кнопки SUBMIT. Действует безотказно! А если не лень, то такие многочисленные подписные формы можно легко найти на поисковиках по запросу "Subscription form name mail address city country". Уверяем вас, после этого спаммер не сможет полноценно обрабатывать входящую корреспонденцию (а ведь он столько сил потратил на продвижение своего бизнеса и его электронного адреса!).
  • В какой-либо программе авторегистрации сайтов в поисковых машинах (все ссылки и названия подходящих программ вы найдете в нашей статье "Прописка в Интернете" в журнале "Мир ПК" http://www.osp.ru/pcworld/2002/12/060.htm) заполните форму о любом сайте популярной тематики и форму о его владельце, где в графе e-mail укажите не свой электронный адрес, а e-mail насолившего вам спаммера. Затем разошлите форму автоматически по спискам каталогов и директорий. Результат превзойдет все ожидания! Лучше всего использовать каталоги сайтов FFA (free for all). Обычно в бесплатных версиях таких программ только FFA-сайты доступны для работы (а нам как раз это и надо).

Это самый действенный способ, проверенный нами. Поскольку во время написания статьи «Прописка в Интернете» мы регистрировали тест-сайты, нам нетрудно было вставлять электронные адреса самых известных российских спаммеров в специальные формы. Последовавшая за этим гневная реакция обиженных спаммеров значительно увеличила наши познания в нетрадиционной и ненормативной русской речи. Подобные выражения и угрозы нам не встречались даже в очень жизненных бандитских сериалах .

Сайт SpamСop
  • Ведите список адресов спаммеров. А когда он достигнет заметных размеров, выкладывайте эти адреса в открытом виде на Web-страничках бесплатных хостингов (например, http://www.narod.ru). Мы тоже сделали такой список и положили его по адресу http://www.russia.digdot.com/maillist.htm, после чего зарегистрировали его на всех возможных поисковиках и FFA-сайтах. Присылайте нам ссылки на ваши списки спаммеров, и мы обеспечим переход с нашего почтового списка на ваш. Пусть программы по сбору электронных адресов (Global Address Extractor, 1st Email Address Harvester и Advanced Email Extractor) порадуют своих владельцев .

В итоге спаммер на собственной шкуре ощутит все прелести навязчивой и нежелательной рекламы. Он понесет ощутимый урон и догадается о неэффективности насильственной рекламы. Ведь если, например, адрес autozip@seznam.cz рекламировался в течение полугода, то теперь его придется закрыть, так как трудно будет найти одно нужное деловое письмо среди сотни рекламных предложений. Это не только сведет к нулю и без того низкую эффективность спама, но и приведет к большим потерям Интернет-времени.

Но не всегда в письме спаммера указывается электронный адрес для связи. Очень часто спам рекламирует сайты различных услуг и товаров. Это тоже довольно подходящий случай для нашей легкой мести... Идем на сайт спаммера и ищем там раздел контактов или обратной связи. Извлекаем с этого сайта все представленные нам электронные адреса и осуществляем две вышеописанные процедуры. Эффект будет не меньше. К тому же вы сможете Windows-командой tracert www.Site-Of-Spamer.com (или www.tracert.com) узнать хостинг вашего спаммера, а затем написать письмо хозяину хостинга с требованием удалить спаммерский сайт (и ваше желание вполне может быть выполнено).

В последнее время уровень развития спаммеров заметно повысился, они стали понимать, что указывать свои электронные адреса или сайты себе дороже. И часто спам содержит только телефонные номера (чаще всего московские) или номера контактных автоответчиков. Но и здесь не все потеряно.

  • Перешлите письмо спаммера на http://www.spamcop.net, предварительно записавшись в ряды борцов со спамом на этом сайте. Пересылать рекламное письмо стоит как вложенное (нажмите клавиши ++ для почтового клиента TheBat!), чтобы сохранить всю служебную информацию, которая и приведет спецов из SpamCop к провайдеру спаммера. А на www.spamcop.net ведется самый большой в мире список блокировки сетей, которые используют спаммеры. И будьте уверены, что, скорее всего, в ближайшие две недели работа спаммера (и провайдера, приютившего его) будет парализована. Таким образом, в том, чтобы разобраться со спаммером, будет лично заинтересован его провайдер и все другие клиенты (очень многие Интернет-компании в мире и в России работают с черными списками IP-сетей от SpamCop).
  • Если же вы, счастливчик, живете со спаммером в одном городе, то настройте свой модем на автоматический дозвон-"доставалку" по телефонам, указанным в спаме. Особенно хорошо, если вы сделаете это в рабочие дни и в рабочее время . Такие акции в Интернет-среде называются "достань их вусмерть" и очень популярны в народе в ночное время для домашних спаммеров и в рабочее - для офисных номеров. Мы для таких штук используем автодозвон до спаммера телефонным аппаратом "АОН-Русь". Он как бы по умолчанию всегда настроен на перезвон к абоненту (если даже тот будет бросать трубку), пока вы сами не дадите аппарату команду отбоя.

Вот мы и добрались до завершения этой большой и содержательной статьи. Да, спаммеров нынче развелось очень много, и жить из-за этого в Интернете все сложнее и сложнее. Но ведь и жертв становится гораздо больше! И далеко не все они соглашаются на роль бессловесных читателей и потребителей рекламной шелухи. Самое интересное, что иски в суды уже подают сами спаммеры на своих респондентов. В США прошли процессы, на которых спаммеры требовали возмещения морального ущерба в результате нервного перевозбуждения от различных почтовых атак и ночных побудок. Значит, правильной дорогой идем, товарищи!

Контактный адрес авторов статьи: russia@spamtest.ru, http://www.russia.digdot.com


Окончание. Начало см. в № 9/03, с. 78


Спам на выдумки хитер

Предлагаем вашему вниманию выдержки из одного забавного письма, которое было разослано по всему российскому Интернету полгода назад. Надеемся, вы улыбнетесь вместе с нами:

Добрый день! На Ваш адрес электронной почты приходит много ненужных писем? Мы поможем Вам от этого избавиться.

Наша организация занимается распространением баз данных адресов электронной почты. За время нашей деятельности мы накопили порядка 2,5 млн. адресов электронной почты пользователей сети Интернет. Мы распространяем эту информацию заинтересованным людям и организациям за большие деньги. Мы — монополисты в этой области информационных услуг.

Наверняка Вам часто приходят электронные письма от неизвестных вам организаций и людей. Эти организации и люди — наши клиенты. Их деятельность приводит к тому, что на Ваш электронный почтовый ящик приходит до 50 бестолковых и ненужных писем ежедневно...

Мы хотим предложить выход из этой непростой ситуации, который бы устроил и Вас, и нас. Мы предлагаем Вам исключить Ваш адрес электронной почты из нашей базы данных. Мы предлагаем Вам это отнюдь не бесплатно, но за относительно небольшую плату. Наши услуги стоят 50 рублей за один адрес электронной почты.

Мы используем для оплаты систему PayCash. Для перевода денег на наш счет Вам необходимо распечатать бланк банковского перевода (приложен к письму), заполнить его и оплатить в любом отделении любого банка. Далее Вам необходимо отправить письмо на адрес unsubscribe@smtp.ru, где в теме (заголовке) письма укажите Ваш e-mail и первую строчку из пропечатанного в банке штампа (код отделения банка и номер платежки). Например: my@sait.ru - СБ1234/5678 - 1234 ...

885