При получении изображения на матрице цифровой камеры производителям приходится аппроксимировать полученное изображение. Чтобы сформировать полноценный элемент картинки, нужно знать три его цветовые составляющие (красную, зеленую и синюю), а обычные цифровые камеры способны в каждом пикселе получить информацию только об одном из трех компонентов. Информацию о двух других приходится «додумывать» на основании данных от ближайших пикселов соответствующего цвета. Есть альтернативное решение, реализованное в камере Sigma SD9, когда ряды сенсоров, воспринимающих разные цветовые компоненты, стоят друг за другом, но ведущие производители пока не видят перспективы в таком подходе.

В компании FujiFilm не стали пытаться кардинально изменить принцип формирования элементов изображения, а попробовали использовать другую форму пикселов в матрице. Обычно пикселы представляют квадратными, уложенными в прямоугольную решетку, а при применении технологии SuperCCD компании FujiFilm они получаются шестиугольными и укладываются в так называемую гексагональную решетку. По утверждению производителя, при формировании графического файла по информации с гексагональной матрицы пикселов цвета соседних элементов изображения угадываются более точно. В результате в камерах FujiFilm удается вдвое увеличить конечное разрешение фотографии. Логично, что столь сложное техническое решение было реализовано в профессиональной камере FinePix S2Pro, а затем в полупрофессиональной FinePix S602 Zoom. Но также матрицы стали появляться и в аппаратах начального уровня с простенькими объективами.

У исследованной камеры FinePix F402 квадратная лицевая панель со скругленными углами. (Вообще у FujiFilm многие аппараты начального уровня отличаются нетрадиционным дизайном, они как бы вытянуты в вертикальном направлении, и человеку, привыкшему к камерам, «растянутым» в ширину, общаться с ними поначалу немного непривычно. Зато большинство действий можно производить одной рукой.)

В качестве источника питания в модели F402 используется фирменный аккумулятор, а снимки сохраняются на картах стандарта xD. Матрица — SuperCCD с физическим разрешением 1600х1200 точек. Объектив не имеет оптического зума, но снабжен автофокусом. Включение осуществляется сдвиганием на полсантиметра части круглой пластины на фронтальной стороне — что оригинально.

Меню тоже сделано нетривиально — на экране видны лишь основные опции (такие, как установка разрешения), а требующие некоторого опыта в применении, например коррекция экспозамера и чувствительность матрицы, «спрятаны». Чтобы к ним перейти, надо просто нажать клавишу «влево», но подобный нехитрый трюк, мне кажется, оградит начинающего фотографа от экспериментов со сложными настройками, пока он не освоит более простые.

Меня поразило наличие чувствительности ISO 1600. Даже у полупрофессиональных камер она не превышает 400. Но в данном случае FujiFilm схитрила. Увеличение чувствительности выше 400 единиц сопровождается уменьшением максимально достижимого разрешения. Думаю, что при этом просто информация с двух соседних пикселов усредняется и считывается как с одного. Таким образом увеличивается общее количество фотонов, формирующих объект, а чувствительность матрицы остается прежней. Поэтому даже при ISO 1600 «шумность» фотографии не сильно отличается от «шумности» изображения, полученного при ISO 200.

Что касается магического удвоения разрешения до 2304х1728 точек за счет технологии SuperCCD, то на меня оно не произвело особого впечатления. На изображении появляются заметные артефакты, а качество его лишь незначительно лучше, чем у увеличенного в 2 раза снимка с разрешением 1600х1200 точек, но при этом размер файла значительно больше.

Скромными габаритами (77х69х22 мм) и массой (125 г) FinePix F402 напоминает камеру Exilim EX-S2, но отличается большим количеством настроек конкретных параметров. Пусть снимки в автоматическом режиме достаточно хороши, тем не менее компания FujiFilm оставила начинающему фотографу относительно широкие возможности покопаться в настройках.


FinePix F402

Оценка: ****
Миниатюрная камера с интересным дизайном и нетипичным для камеры начального уровня множеством встроенных функций. Из недостатков можно отметить применение малораспространенного пока формата хD и отсутствие оптического зума. Особенно подойдет тем, кто собирается не просто «щелкать», но и поэкспериментировать с настройками.
Цена: 400 долл.
FujiFilm

505