Существует масса полулегальных способов повышения посещаемоcти Web-сайтов — невидимые iframes, клик-клубы, рассылка рекламы или спам поисковых систем. Все они быстро приводят к значительному ее всплеску. Но по окончании рассылки, например, несанкционированных рекламных писем она снова падает практически до прежнего уровня.

На рис. 1 вы видите графики посещаемости двух адекватных разделов сайта «Перекресток» (http://cross.ru). Оба они активно рекламировались, первый — с помощью рассылки спама (красная линия), второй — последовательным проведением рекламной кампании в соответствии с описанными в настоящей статье принципами (зеленая линия). Результаты рассылки спама проявились быстро и так же быстро угасли, чего не скажешь о результатах долговременной стратегии увеличения посещаемости.

Рис. 1. Сравнение эффекта двух рекламных кампаний

Ничего удивительного в этом нет. На сайт заходит случайный неподготовленный пользователь и тут же уходит, ничем не заинтересовавшись. Вы стреляли из пушки по воробьям.

В этой статье я не буду рассматривать подобные полулегальные способы, речь пойдет о методах серьезной и кропотливой работы по повышению посещаемости сервера. Цель состоит не в том, чтобы счетчик скакнул до небес, а в том, чтобы создать Web-ресурсу устойчивую аудиторию пользователей, которые бы регулярно на него возвращались. Это более сложная задача. При ее решении не стоит рассчитывать на быстрый рост посещаемости, зато аудитория окажется гораздо более постоянной (см. рис. 1, зеленая линия).

Определение целевой аудитории сайта

Начать следует с определения целевой аудитории сайта. Оцените набор освещаемых тем, глубину и полноту изложения материала. Составить портрет вашей потенциальной аудитории помогут ответы на следующие вопросы:

  • Какие темы лучше всего освещены на сайте?
  • Насколько глубоко рассматривается каждая из них?
  • Заинтересует ли размещенная на сайте информация профессионалов или она скорее популярного характера?
  • На женщин или мужчин рассчитан сайт?
  • Как описать вашего потенциального посетителя? Какого он возраста? Ведет ли активный образ жизни?
  • Какому социальному слою будет интересна тематика статей вашего ресурса? Каков уровень доходов вашего посетителя?

На основе ответов на эти или подобные вопросы составьте портрет своего посетителя. Эта информация будет определять ваши дальнейшие действия. Понятно, что если сайт рассчитан на студентов и содержит сборник рефератов, то не нужно и пытаться обмениваться ссылками с сайтами бизнес-сообществ. С другой стороны, если на сайте речь идет о кондиционерах, то источниками потенциальных посетителей могут стать Web-кольца (см. далее), посвященные обустройству дома. (Прежде чем создать сайт, не сочтите за труд познакомиться со статьей «Эргономическое обеспечение Web-дизайна» Венедикта Кляуззе в «Мире ПК», № 5/02, с. 70. В ней приведены правила представления информации на Web-сайтах: виды алфавитов, кодировки цветом и формой, сочетания нескольких видов кодирования, построение логограмм и т. д. Даны рекомендации по построению сайтов с высокими эргономическими характеристиками. — Прим. ред.)

Конференции, телеконференции Usenet

Итак, вы наметили цель и знаете, к кому адресуетесь. Поговорим о Web- и Usenet-конференциях. Психологам известна потребность в аффилиации, которая присуща практически всем людям, в том числе и пользователям Интернета. Эта потребность заключается в желании принадлежать к какой-то группе людей. Поэтому в Интернете возникают сообщества пользователей, объединяющиеся по совершенно разным принципам, наиболее часто — по интересам: аквариумисты, любители активного отдыха и т. д. Соответственно спросу созданы и технические средства для поддержания их деятельности. Самое распространенное из них — конференция.

Рис. 2. Окно программы для чтения конференций Forte Free Agent

Один из старейших сервисов в Интернете — Usenet. Это система телеконференций, до сих пор довольно большая, несмотря на вытеснение ее WWW-конференциями. Идея состоит в том, что письмо, посланное в телеконференцию, попадает всем ее подписчикам. Таким образом организуется общение между группой людей. Для каждой конференции существует свой набор правил, по которым ведется общение, но в большинстве случаев это распространенные «не флеймить, не хамить, не оверквотить, уважать точку зрения другого человека» — обыкновенные правила хорошего тона.

Вот некоторые семейства русскоязычных конференций:

  • fido7.ru.* - конференции Фидо. Здесь можно обсуждать самые разнообразные темы - от программирования CGI-скриптов на языке Perl (конференция fido7.ru.cgi.perl) до творчества Владимира Пелевина (конференция fido7.ru.pelevin).
  • fido7.spb.*, fido7.mo.* - локальные конференции Фидо (Санкт-Петербург, Москва).
  • relcom.* - семейство телеконференций Relcom. В отличие от Фидо они в основном посвящены не компьютерным, а общественным темам (политика - relcom.politics, коммерция - relcom.commerce, кино - relcom.cinema).

WWW-конференции — это более новое средство общения. Организованы они по похожему принципу, только программой для просмотра является обыкновенный браузер. Сообщение, отправленное на такую конференцию, может прочитать любой заглянувший сюда пользователь. Наиболее крупные русскоязычные WWW-конференции:

  • Форум сервера iXBT посвящен различным вопросам работы компьютеров (http://forum.ixbt.com). Это целый набор конференций (более полусотни) и свыше 30 тыс. зарегистрированных участников, которые написали уже 3 млн. сообщений.
  • Форум на сайте "Экслер.Ру" (http://forum.exler.ru). Частный клуб Алекса Экслера, обсуждаемые темы - от фильмов и кулинарии до флирта и знакомств. Более 700 тыс. сообщений.
  • Форум по программированию на сайте журнала "Программист" (http://www.programme.ru/forum/) - обсуждение различных профессиональных вопросов.
  • Форумы на сайте "Доктор.Ру" (http://www.doktor.ru) - конференции, посвященные различным медицинским вопросам. Здесь накопилось уже несколько десятков тысяч сообщений и можно получить совет квалифицированного специалиста.
  • Форумы сайта Russ.ru (http://www.russ.ru/forums/). Обсуждаемые темы: политика, литература, культура, история, поэзия. Это форумы для серьезного общения, в котором придется поднапрячь мозги.

Составьте информационное сообщение о своем сайте и направьте его в конференции, подходящие по обсуждаемым темам. Обязательно ответьте на все вопросы, если таковые будут. На время поселитесь в таких конференциях. Участвуйте в дискуссиях. Не забудьте при этом вставлять адрес сайта в подпись и вообще ссылайтесь на него как можно чаще, чтобы его название стало ассоциироваться у читателей конференции с обсуждаемой темой. Отвечайте, если можете помочь, и уж тем более давайте ссылки на сайт, если там есть то, что ищет пользователь. Кстати, благодаря постоянному участию в подобных конференциях вы будете в курсе наиболее актуальных в данный момент вопросов, чтобы быстро менять наполнение сайта соответственно интересам публики.

Одной из самых удобных программ для чтения новостей я считаю Forte Free Agent. Раздобыть ее можно на сайте http://www.forteinc.com.

Обмен ссылками

Насколько важен обмен ссылками? Проиллюстрирую это на примере открытой для всех статистики сайта «Редкие и исчезающие животные России» (http://nature.ok.ru, статистика — http://nature.ok.ru/wstat7/). Я проанализировал одну неделю. Получилось, что примерно 15% всех посетителей приходит на этот ресурс по ссылкам с других сайтов. Всего таких ссылок по данным Altavista (запрос «link:nature.ok.ru AND NOT url:nature.ok.ru») набралось 465 страниц, а по данным «Индекса цитирования Яндекса» — 524 страницы. Очень мало, конечно, но и это приносит около 100—150 запросов в неделю.

Другой пример: на сайт exler.ru ссылается в общей сложности 27 942 страницы (по данным «Яндекса»), сюда приходит уже около 8 тыс. посетителей в день, из них многие — по ссылкам с других сайтов.

Простой обмен

Как организовать обмен ссылками? Первое, что стоит сделать, — предложить обменяться ссылками или маленькими кнопками (устоявшийся размер — 88Ё31 пиксел) сайтам со схожей тематикой. Проведите некоторое время в поиске конкурентов или близких по содержанию ресурсов. Например, если ваш сервер посвящен домашнему цветоводству, ищите не только аналогичные, но и сайты следующих тематик:

  • магазины цветов и керамики;
  • коллекции экзотических цветов;
  • коллекции керамических горшков;
  • разведение рыбок или домашних животных и т. д.

Все эти темы потенциально могут быть интересны пользователю, выращивающему дома цветы. Соответственно, зайдя на один из этих сайтов, он может увидеть вашу ссылку и перейти к вам.

Web-кольца

Автоматизировать обмен ссылками позволяют Web-кольца — объединение сайтов по определенной тематике. Если вы оказываетесь на сайте — участнике кольца, то с помощью специальных навигационных кнопок или ссылок можете перейти на сайты схожей направленности. Цель такого объединения — облегчить поиск ресурсов, посвященных одной теме. Обычно в навигационной линейке Web-кольца можно встретить следующие ссылки:

  • "Предыдущие пять сайтов" - нажав на эту ссылку, посетитель попадает на специальную страницу со списком предыдущих пяти ресурсов схожей тематики;
  • "Предыдущий сайт" - эта ссылка переводит пользователя на страницу, стоящую непосредственно перед текущей в цепочке Web-кольца;
  • "Случайный сайт" - пользователь попадает на какой-либо сайт из Web-кольца;
  • "Список" - вывод на экран списка всех сайтов Web-кольца.

Аналогично «Предыдущим» действуют и «Следующий сайт», «Следующие пять сайтов».

Выгоды от вступления в Web-кольцо очевидны. Во-первых, вы получаете заинтересованных посетителей, которые с большой вероятностью станут вашими постоянными читателями. Во-вторых, не нужно заботиться о корректности ссылок — всем этим занимается администратор кольца. Не нужно думать о HTML-кодировании, навигации, проставлении ссылок и т. д. — вы только один раз устанавливаете HTML-код.

При вступлении в Web-кольцо следует учесть, что это выгодно только в том случае, когда посещаемость вашего ресурса значительно ниже, чем совокупная посещаемость всех остальных участников. Если это не так, то уходящих с вашего сайта посетителей будет больше, чем приходящих. Это вообще полезное правило — старайтесь меняться ссылками с теми, чей трафик выше, и избегайте обратной ситуации.

Самый простой способ организовать кольцо или вступить в уже существующее — воспользоваться услугами http://www.Web-ring.org/rw. Программное обеспечение сайта берет на себя все технические моменты работы. Здесь же расположен и каталог имеющихся колец. Если вас интересуют русскоязычные цепочки, то изучите сайт http://www.opankey.com/Web-ring/.

Поисковые системы, каталоги

Теперь мы подошли, пожалуй, к самому важному моменту в деле увеличения посещаемости. По статистике практически каждого сайта верхние строчки в таблице рефереров1 составляют поисковые серверы. От того, насколько правильно вы зарегистрируете сервер в поисковой машине, зависит очень многое.

При регистрации следует иметь в виду следующее:

  • Обычно цикл обхода всех индексируемых сайтов у поисковых машин довольно продолжителен - две недели и больше. Не стоит рассчитывать на быстрое появление своих страниц в результатах поиска. При этом правила обхода сайтов у роботов разных поисковых систем различны.
  • Такие параметры, как влияние заголовков, подписей к картинкам, шрифтов и других элементов оформления текста на результаты поиска, индивидуальны от машины к машине. Например, поисковая машина "Яндекс" учитывает ключевые слова в невидимом поле
, а "Рамблер" - нет.

«Рамблер» и «Яндекс»

Информацию о том, что учитывает «Яндекс» при поиске и по какому критерию ранжируются документы, можно прочитать на странице http://www.yandex.ru/info/Web-master3.html, аналогичную информацию по «Рамблеру» — на http://www.rambler.ru/doc/recommendations.shtml (см. табл. 1).

Автоматические программы регистрации

Регистрация, если к ней подходить серьезно, с изучением требований поисковой машины, грозит затянуться очень надолго. Лучше всего вручную эту процедуру проводить не для всех порталов, а лишь для самых важных (я бы назвал «Яндекс», «Рамблер», Google и некоторые другие). Остальные можно передоверить автоматическим регистрирующим программам. Несомненный плюс их использования — однажды заполнив анкету, вы регистрируетесь сразу в нескольких сотнях (а то и тысячах) поисковых систем. Все тонкости оформления берет на себя программа регистрации. Минусов несколько. Во-первых, подобная регистрация очень похожа на спам, и именно так ее будут воспринимать администраторы поисковиков, если заметят. Во-вторых, отсутствует контроль и детальный подход, т. е. не факт, что регистрация окажется эффективной. В-третьих, многие из систем, в которых проводится регистрация, являются простыми сборщиками электронных адресов для спама и не более того.

Так что вам решать, использовать ли программы, автоматически регистрирующие сайт. Лучшие из них, на мой взгляд, — Active Web-Traffic (http://www.myrasoft.com) и AddWeb (http://www.cyberspacehq.com/). (Обзор и сравнительный анализ ПО, а также методы автоматической регистрации в поисковых системах Интернета более подробно описаны в статьях Алексея Набережного и Анны Нартовой: «Web-сайт, открой личико...» — «Мир ПК», № 6/02, с. 70; «Прописка в Интернете» — «Мир ПК», № 12/02, с. 60. — Прим. ред.)

Регистрация в каталогах в целом похожа на регистрацию в поисковых системах (программы для автоматической регистрации те же). Единственное отличие — более жесткий контроль за вашим описанием своего сервера. Иногда описание составляет сам модератор. Вот список наиболее известных каталогов, в которых я рекомендую зарегистрироваться:

Другие вы найдете в соответствующем разделе на сайте любого из вышеперечисленных.

Рейтинги посетителей, статистика переходов

Рейтинг посетителей определяется по следующему принципу: вы размещаете на своих страницах его логотип, который вызываете с сайта-счетчика. По отчетам этого сайта-счетчика затем и строятся статистика и рейтинг. Я не буду сейчас говорить о статистике — анализировать ее безусловно полезно, но интереснее вопрос о потоках посетителей.

Сайт рейтинга, где можно увидеть таблицы лучших ресурсов, как правило, очень посещаем (например, количество хитов2 на все страницы рейтинга Rambler?s Top100 в среднем равно 450 тыс. в день). Пользователи часто используют каталог рейтинга (что вполне обоснованно) для поиска лучших сайтов на нужную тематику. Естественно, обычно они не заходят дальше первой-второй страницы. По статистике количество переходов на ресурсы с первых страниц рейтинговых таблиц измеряется в сотнях и тысячах человек. Например, заглавная страница сайта «Лента.Ру» имеет посещаемость в среднем около 80 тыс. хитов в день. При этом вторая позиция в рейтинге Rambler?s Top100 приносит ей около 5—6 тыс. хитов в день. Согласитесь, неплохо.

Поэтому если вы хотите использовать рейтинг как инструмент увеличения посещаемости, то подбирайте тот, где окажетесь в числе первых. Для этого поначалу можно использовать тематические рейтинги, например «Музыкальный счетчик» (http://www.syslog.ru/).

Наиболее крупные рейтинги приведены ниже:

  • Rambler's Top100 (http://top100.rambler.ru) дает неплохую статистику, но наилучшее его свойство - самая высокая посещаемость;
  • рейтинг-счетчик SpyLog (http://www.spylog.ru) предоставляет более подробную статистику, чем многие другие анализаторы. Имеет тенденцию брать за расширенные услуги деньги;
  • рейтинг "One.ru" (http://www.one.ru).

Баннерообменная сеть

В последнее время наблюдается резкое падение эффективности баннерных сетей. К баннерам уже привыкли и их просто не замечают. Несколько лет назад эффективный CTR3 составлял 5—7%, сейчас удачей считаются десятые доли процента.

В русскоязычном секторе Интернета работают на данный момент несколько сот баннерных сетей. Некоторые из них (RLE —http://www.rle.ru, InterReklama — http://www.ir.ru) имеют оборот в пару десятков миллионов показов в день. Но если у вас маленький cайт, то участие в таких больших сетях будет крайне неэффективно. Отклик в них чрезвычайно низок и обычно колеблется в пределах 0,2—0,3%.

Если вы все же хотите использовать баннерные сети для рекламы своего сайта, то обратитесь к узкоспециализированным, где участвуют страницы строго определенной тематики, естественно, близкой к вашей.

Средний CTR небольших по размерам сетей (табл. 2) составляет 0,5%, что примерно в 2 раза превышает CTR общих больших баннерных сеток. Что выгоднее, решайте сами. Главное — не забывать, что пользователь, пришедший с сайта тематической баннерной системы, с большей вероятностью заинтересуется вашим сайтом, чем просто пользователь из Интернета.

Текстовые сети

Еще одну возможность оповестить Интернет-сообщество о своем сайте предоставляют текстовые сети. Они позволяют обмениваться не баннерами, а небольшими сообщениями. Вы размещаете у себя на страничке блок текста, оформленный в соответствии с дизайном сайта. Аналогично поступают и другие участники сети, показывая ваши текстовые сообщения. Современные технологии позволяют сделать этот обмен динамическим. CTR такой рекламы ниже, чем баннеров, но текстовый блок значительно меньше по размеру и быстрее загружается.

Относительно новая возможность — сеть обмена барами (сеть RoundBar — http://www.roundbar.ru). Бар — практически то же самое, что и текстовый блок. Но если раньше текстовое сообщение представляло собой таблицу с тремя или более рекламными текстами, загружалось единым блоком и, как следствие, имело весьма ограниченные возможности по встраиванию в дизайн сайта, то в этой сети происходит обмен простыми текстовыми ссылками, которые отлично подстраиваются под дизайн сайта. Средний CTR в RoundBar — около 0,35%.

Много спорят о том, стоит ли использовать в баннерах и текстовых рекламных блоках «завлекалки» и «обманки» (т. е. двусмысленные по содержанию картинки и тексты). Если в вашей сети это разрешено, попробуйте. Но скорее всего пользователь, поддавшийся на обман, уйдет с сайта, неудовлетворенный его содержанием. На мой взгляд, различного рода двусмысленности резонно использовать в рекламных материалах, если тематика сайта достаточно широка и каждый (или почти каждый) посетитель может найти на нем то, что ему интересно. А для сайта, посвященного, например, выращиванию орхидей, лучше использовать рекламу, прямо дающую понять, что именно ждет нажавшего на ссылку или баннер пользователя.

Сохранение аудитории

Рис. 3. Информеры различного вида с погодой

Итак, баннеры вашего сайта вовсю крутятся в сети. Но посетителей мало привлечь, их еще нужно удержать. Конечно, первостепенную роль в этом будет играть информационное и визуальное наполнение сайта. Однако посещаемость зависит не только от контента.

Хорошо бы вовлечь аудиторию в активный диалог, для чего есть несколько способов. Форум и телеконференции позволят посетителям общаться и задавать вопросы. В этом случае они вернутся хотя бы для того, чтобы прочитать ответы. Голосования придадут сайту динамику. Если удачно подобрать тему, то к вам зайдут за результатами. Регистрация, подписка на новости, список рассылки — отдельная тема, о которой ниже.

Конечной целью является создание сообщества посетителей — поклонников вашего сайта. Эти люди будут поддерживать вас в начинаниях, регулярно посещать сайт и составлять приличную долю в статистике.

Публикация новостей и регулярное обновление

Что еще способно заставить пользователей снова и снова заходить на ваш сайт? Возможно, публикация новостей или обновлений. Представьте себе разочарование посетителя, который возвращается на сайт и от раза к разу не видит никаких перемен. Он просто потеряет к нему всякий интерес, посчитав заброшенным.

Однако при этом правило «чем чаще происходит обновление, тем лучше» не работает. Большая часть пользователей все равно будет заходить на ваш сайт с определенной регулярностью. Это зависит от специфики содержания. Очевидно, что для ленты новостей время «отсутствия» читателя значительно меньше, чем для сайта юмористической направленности. Для большинства тематик средняя периодичность возвращения на сайт для чтения новостей и новых публикаций составляет каждые два-три дня. Хорошо, если посетитель, вернувшись на сайт, обнаружит как изменения, так и знакомые черты. А лучше всего легкую модификацию сайта делать постоянно — и в выходные дни, и в праздники, и в пору отпусков. Если же все-таки потребуется на время приостановить работу, то хорошим тоном считается указать на видном месте, когда обновление возобновится. Конечно, такое сообщение может привести к падению посещаемости в «застойный» период. Зато никто не будет раздражен отсутствием изменений после нескольких заходов. Кстати, к такой надписи можно добавить окошко для ввода адреса электронной почты посетителя с пометкой «Сообщить об обновлении» (для особо нетерпеливых).

Распространение анонсов

Настоятельно советую периодически распространять анонсы изменений на сайте в следующих местах:

  • тематические телеконференции (предварительно поинтересуйтесь у ее модератора, можно ли вообще слать туда анонсы);
  • сайты схожих тематик (адресуйте анонсы их редакторам). Если подойти к этой задаче творчески, то для каждой новой статьи список сайтов будет другим. Возможно, стоит предварительно договориться с редакторами о публикации ваших новостей или ссылок на них.
Рис. 4. На желтом фоне бар Петербургской гимназии-пансиона

Создайте список рассылки для желающих получать ваши анонсы и разместите на видном месте сайта окошко для подписки. Изучите сайт «Информер» компании «РосБизнес-Консалтинг« (http:// www.informer.ru/). Его идея состоит в том, что любой владелец сайта может установить на своей странице небольшой информационный html-код. При этом техническую доставку пользователю, пришедшему на сайт, берет на себя программное обеспечение «Информера». Фактически это обмен новостей на ссылку. Вы можете создать собственный проект подобного рода или воспользоваться технологией РБК (естественно, если администрацию заинтересует ваше предложение).

И еще один совет — вступите в ЕЖЕ-сообщество.

ЕЖЕ-сообщество

Отдельного упоминания в связи с распространением новостей заслуживает такое явление, как ЕЖЕ-сообщество (ЕЖЕ взято из слов «ежедневный», «еженедельный», «ежемесячный» — т. е. с регулярной периодичностью). Оно объединяет множество периодических изданий, владельцы которых оказывают друг другу различную поддержку. Его члены общаются в закрытом списке рассылки (ЕЖЕлист) и поддерживают ряд Интернет-проектов (например, «Физиономии российского Интернета» — http://www.ezhe.ru/FRI/index.html).

Все проекты, входящие в ЕЖЕ-сообщество, объединяет «вертушка» — интересное средство навигации, позволяющее пользователю переходить с одного ЕЖЕпроекта на другой (http://www.ezhe.ru/dnevki/index.html). Это похоже на «продвинутое» Web-кольцо.

Рис. 5. Проверка текущего положения сайта в результатах поиска в крупнейших поисковых системах

Кроме того, ЕЖЕ-сообщество выпускает ежедневную газету («ЕЖЕправда», http://www.ezhe.ru/pravda/), которая распространяется между большим количеством подписчиков, в некоторых телеконференциях и публикуется на сайте газеты. В этом издании любой участник ЕЖЕ-сообщества может опубликовать анонсы изменений, происходящих у него на сайте. Все осуществляется через удобный Web-интерфейс.

Условия приема в ЕЖЕ-сообщество размещены на сайте http://www.ezhe.ru.

Создание Интернет-сообщества

Опыт свидетельствует, что вокруг сайта часто формируется некоторое поддерживающее его Интернет-сообщество. Это люди, увлекающиеся тематикой, отображенной на вашем сайте. Они заходят на сервер регулярно, вступают в переписку, всячески стараются быть на виду и в авангарде. Разумно создать для них возможность общения, желательно самыми разными способами (чат, форумы, гостевые книги, закрытые клубы, списки рассылки). Знакомясь друг с другом, пользователи фактически оказываются привязанными к вашему ресурсу. Где же еще они смогут общаться с новыми друзьями?

Если такое Интернет-сообщество организуется, внимательно следите за его развитием. Постарайтесь устроить офлайновую встречу всей компании, ближе познакомьтесь с этими людьми. Если ваши новые идеи получат поддержку Интернет-сообщества сайта, можете заранее считать их успешными.

* * *

Суммируя все советы, можно вывести следующее правило. Если вы будете проводить рекламные компании, создавать и постоянно обновлять свой сайт, планировать навигацию и сервисы исходя из интересов и удобства посетителей, то они отплатят вам увеличением посещаемости и популярности сайта.

P. S. Да, и не забудьте указать адрес своего сайта в визитке и подписи к электронным письмам.

Об авторе

Олег Бунин — специалист по разработке ПО для крупных Интернет-проектов, сотрудник компании «Рамблер», vbob@aha.ru.


1 Реферер — страница, откуда пришел пользователь.

2 Хит (англ. hit — удачная попытка, попадание). В Интернет-сообществе хитом принято называть одно обращение браузера пользователя к файлу Web-сервера. Счетчик Top100 регистрирует обращения к html-файлам Web-сервера.

3 CTR, click/through ratio (англ.), — доля числа показов баннера от числа нажатий на него.

1389