О выставке этой мы писали-переписали, кажется, все. Она всегда была в фокусе нашего внимания. Не только потому, что, несмотря на усилия авторитетных исследовательских фирм, доверия к статистическим данным о положении российской экономики как не было, так и нет (это, видимо, исторически выработанный рефлекс) — а так хотелось в этом выставочном «зеркале» увидеть настоящее и погадать на будущее, — но и из-за того, что в почти 15-летней истории журнала (юбилей — в октябре этого года) был период, когда «Мир ПК» и выставка Comtek — тогда она называлась исключительно по-английски — были конкурентами. Первая масштабная экспозиция компьютерной техники нового времени прошла в марте 1990 г., а летом состоялся «Форум «Мира ПК», предвосхитивший основную тенденцию развития современных шоу — объединение собственно выставки и конференции. Вместе с ней проводился конгресс разработчиков программного обеспечения, что и обеспечило первому «Форуму» громкий успех. Аналогичная ситуация повторилась и в 1991 г. Неизвестно, как сложилось бы их соревнование, но... «Комтек», несмотря ни на что, в этом году прошел в 14-й раз, а вот «Форум «Мира ПК» с тех пор больше не проводился.

Должен признаться: года три назад я всерьез полагал, будто самое лучшее, что можно сделать для блага ИТ-индустрии России, — это закрыть окончательно скомпрометировавшую себя выставку «Комтек» и открыть новую. На новом месте, с новыми организаторами. И как раз в это время, в 2000 г., у выставки сменился владелец. Вместо американской фирмы Comtek International ею стала заниматься английская ITE Group Plc. Она учла, кажется, все пожелания экспонентов. Сделала беспрецедентное разделение выставочных площадей на общую и только для специалистов, ограничила уровень шума, расположила стенды участников по темам... Но начавшийся еще до кризиса 1998 г. исход экспонентов продолжался, на него не повлиял даже впечатляющий экономический рост отрасли. Первую волну «эмигрантов» составили крупнейшие иностранные поставщики оборудования, объяснявшие свое решение кто малой эффективностью из-за отсутствия крупного корпоративного клиента, кто нецелесообразностью расходов из-за фактического присутствия на стендах многочисленных российских партнеров. Второй волной пошли выросшие российские компании, якобы недовольные неподобающими их новому статусу местами на выставке, выделяемыми им организаторами. На деле же реальной экономической эффективности от участия в «Комтеке» никто не оценивал, да и сделать это чаще всего невозможно. Руководствовались смутными ощущениями и примером «старших товарищей». Не участвовать стало «правильно», все, кто мог, побежали на «Связь-Экспокомм», а в нынешнем году — и вообще куда глаза глядят.

И хотя в 2001 г. положительные тенденции вроде бы обозначились достаточно четко, в 2003 г. выяснилось, что, пойдя на поводу у экспонентов, устроители не только не улучшили ситуацию, но и лишили выставку атмосферы праздника, увели ее с проверенного мировым опытом пути превращения в фестиваль, выставку для всех.

Спасли ее на этот раз производители комплектующих и сетевого оборудования из Юго-Восточной Азии, в основном с Тайваня. По сравнению с прошлым годом их число безмерно возросло, от 0 до 60 фирм.

А вот проведение одновременно и рядом с «Комтеком-2003» международного форума «Высокие технологии XXI века», сопровожденное массированным залпом телевизионной рекламы, и фестиваля Pixel-2003 выглядит если не как продуманная и спланированная акция, то уж точно как случайность, которая, по Г. В. Плеханову, есть совпадение двух или более необходимостей. Подробности об этих трех шоу читайте на с. 88.