Спрос на обучение иностранным языкам сейчас высок как никогда — без них порой уже трудно найти хорошую работу, да и карьеры не сделаешь. Российская школа, где и в прежние времена ощущался дефицит преподавателей иностранных языков, в настоящее время оказалась в особенно трудной ситуации, ведь эти педагоги легко находят себе другую, более высокооплачиваемую работу. Поэтому большинству школ таких учителей хронически не хватает, а в некоторых их вообще нет. Многие школы уже оснащены ПК, а чтобы преподаватели могли применять компьютерные технологии, они должны повышать свою квалификацию. Похоже, что в будущем дефицит школьных преподавателей иностранных языков только увеличится, поскольку с 2005 г. во всех школах обучение иностранным языкам должны начать со второго класса.

Первый вопрос дискуссии звучал так: насколько качество обучения иностранным языкам в школах и вузах России соответствует требованиям времени и какова разница в знаниях российских учащихся и их зарубежных сверстников? Ответы в общем приводят к такому выводу: качество обучения иностранным языкам в российских школах за последнее десятилетие снизилось — нет системности, целостности, а также выпускаются плохие учебники. Теперь порой даже аспиранты не способны объясняться на иностранном языке, хотя отечественные методики обучения по качеству не уступают зарубежным.

Кира Максимовна Ирисханова, завкафедрой стилистики МГЛУ, соавтор языковых портфелей для школьников и студентов России, отметила разницу между условиями изучения языков в России и странах Европы. Она объяснила ее тем, что в Европе дети фактически живут в многоязычной среде и знание языков считается нормой. В Голландии школьник может сесть на велосипед и поехать в соседнюю страну, где говорят на другом языке. В Швейцарии, например, все говорят не менее чем на трех языках. А вот жители Китая английский язык обычно знают неважно, зачастую даже хуже наших школьников».

Из-за таких своих психологических особенностей, как низкая самооценка, замкнутость, закрытость, боязнь совершить ошибку и т. п., российские дети не способны демонстрировать коммуникативные способности и стремление к общению, что присуще их зарубежным сверстникам, хотя уровень знаний наших учащихся, особенно в регионах, довольно высок, что подтверждается результатами олимпиад. Надежда Алексеевна Олейникова, завкафедрой интенсивных технологий изучения иностранных языков МГИУ, считает, что наши учителя часто недооценивают уровень знаний детей и тем самым занижают их самооценку. Когда российские дети, знания которых оцениваются на уровне Elementary, приезжают учиться в Англию, то они после прохождения там обязательного входного тестирования поступают в классы с уровнем Intermediate или даже Upper Intermediate. Не стоит думать, будто за границей учебный процесс организован замечательно и что мы должны равняться на него. Так, в США и Канаде в последнее время наблюдается огромный регресс в обучении иностранным языкам.

Спрос на услуги репетиторов иностранных языков растет, а значит, в школе с ними далеко не все обстоит благополучно. Знания большинства выпускников наших школ находятся на низшем уровне (Survival English), а вот читать они обычно умеют сравнительно неплохо. Марина Юрьевна Бухаркина, старший научный сотрудник ИОСО РАО, руководитель проекта «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», директор школы ОРТ, справедливо заметила, что когда преподаватель сам не умеет говорить на иностранном языке (что, кстати, в России вовсе не редкость), то и дети также не могут. Если преподаватель методически безграмотен и на его уроке неинтересно — результат будет соответствующий. Поэтому у него и школьники будут только читать — это нужно им, чтобы получить оценку: «Буквы сложил — молодец. Садись, пять». И если слово table прочитал как «тэйбл», а не «табле», — уже хорошо, а как оно переводится — неважно.

Второй вопрос дискуссии звучал так: как использовать новые технологии в процессе обучения иностранным языкам и как вернуть современные технологии и методики в кабинеты иностранных языков. По нему были высказаны довольно разные мнения. Евгения Семеновна Полат, профессор, завлабораторией дистанционного обучения ИОСО РАО, считает, что преподаватель, чтобы стимулировать учеников на общение и обсуждение, должен возбуждать мысль. По ее мнению, и дети, и педагоги совершенно не умеют работать с информацией, т. е. анализировать, обобщать, делать выводы, видеть проблемы и решать их, критически мыслить, самостоятельно думать. Кроме того, сейчас все идут к созданию единого информационно-образовательного пространства. И если в школе будут лишь читать и переводить тексты, то так нельзя научить иностранному языку.

Компьютерные технологии нужны школе и потому, что сам по себе компьютер — это дополнительное средство мотивации к учебе. Татьяна Николаевна Смирнова, кандидат филологических наук, автор учебника немецкого языка для взрослых, полагает, что в обучении языкам мотивация может даже стать главной. Но все-таки нельзя забывать и о том, насколько важна личность самого преподавателя, ведь именно он закладывает базу для эффективного использования любых технических средств. Следовательно, в настоящее время требуется, чтобы учителя иностранного языка хорошо разбирались в компьютерных технологиях. Значит, лишь тесное сотрудничество преподавателей с программистами позволит создать принципиально новые учебные средства. Сейчас появилось большое количество качественных программ, обучающих иностранным языкам, которые предлагаются на дисках и в Интернете. К сожалению, далеко не все учителя хорошо разбираются в том, как использовать все эти информационные ресурсы. К тому же для многих российских школ современное компьютерное оснащение до сих пор остается недоступной роскошью.

Все более актуальным становится изменение самой концепции преподавания. Обучающие электронные ресурсы (ОЭР) должны более тесно согласовываться с учебниками и различными пособиями. Кроме того, настало время создавать ОЭР нового поколения. Елена Ивановна Дмитриева, представитель Института Гете, уверена, что использовать Интернет для обучения иностранным языкам очень удобно, плодотворно и перспективно. Благодаря этому появился доступ к неограниченному количеству аутентичной информации на иностранном языке, чего раньше нашей школе явно не хватало, так как не всем были доступны зарубежные газеты и журналы. Кроме того, Интернет - это и всевозможные коммуникации: электронная почта, конференции, форумы, чаты, аудиочаты и пр.

И все же заменять преподавателя новыми технологиями имеет смысл только тогда, когда его либо вовсе нет, либо когда язык изучают самостоятельно. Виктор Александрович Сурков, руководитель проекта по изучению международного опыта использования образовательных электронных ресурсов в Республиканском мультимедиа-центре при Министерстве образования РФ, решительно заявляет, что компьютер никогда не заменит преподавателя, особенно у нас в стране. Однако компьютер — мощное средство познания, он помогает совершать экскурсии по странам, городам и музеям.

Н. А. Олейникова высказала мнение, что зарубежный опыт может дать нашей школе очень мало, так как у нас компьютерные технологии в обучении иностранным языкам развиты даже лучше, чем, скажем, в США или Канаде. Она поделилась своими наблюдениями: в американских учебных заведениях учащиеся могут поиграть на компьютере, а вот преподаватели совершенно не пользуются ими и считают бесполезными. Американские студенты на компьютерах обычно делают письменные домашние задания, выполняют проекты, используют их как словарь или справочник, а в Интернет заходят для поиска информации лишь тогда, когда заставляют педагоги. Специальных учебных программ там почти нет.

Иоланта Михайловна Богданова, профессор кафедры английского языка МГЛУ, говорит, что перед высшими учебными заведениями стоит огромная задача создания новых учебных материалов для обучения иностранным языкам. Это адская работа и по объему и по сложности. На нее потребуется очень много времени, к тому же помимо методических вопросов возникает и множество технических проблем. Преподавателям нужны качественные программы, а для их создания кроме коллективов опытных преподавателей и методистов необходимы дизайнеры и программисты. Одному человеку создание таких продуктов не по плечу. То море информации, которое стало доступно благодаря компьютеру, нужно воспринимать критически и отсеивать все лишнее.

Выступление К. М. Ирисхановой прозвучало несколько скептически на общем фоне позитивного отношения к компьютеризации обучения иностранным языкам. Она сочла должным предостеречь коллег от излишней эйфории и обратить внимание на проблему, о которой у нас пока мало известно, но о которой уже предупреждают зарубежные коллеги. В Европе очень обеспокоены негативными сторонами использования компьютеров и компьютерных технологий. Многие дети после того как приобрели привычку постоянно общаться в Интернете, замыкаются в этом искусственном мире и вообще не хотят поддерживать отношения с «живыми» сверстниками и преподавателями. Такое предостережение звучит на всех зарубежных семинарах и конференциях.

Третий вопрос, обсуждавшийся на «круглом столе» в ФИО, таков: как в массовом порядке обучать преподавателей иностранных языков технологии и методике использования современных компьютерных средств? Дискуссия показала, что большинство участников «круглого стола» не имеют ясных мнений и не готовы сформулировать рекомендации по этому вопросу, так как данная тема еще слишком нова. Впрочем, высказывалась и такая мысль: обучение необходимо для того, чтобы снять стресс у преподавателей и научить их не бояться новых технологий. Опыт школ и учебных заведений, уже имеющих хорошее компьютерное оснащение, богатый набор учебных средств и неограниченный доступ в Интернет, порой приводит к парадоксальным выводам: учителя не спешат использовать эти технические возможности, у них низка мотивация для преодоления психологического барьера, требующаяся для овладения новой техникой. И хотя каждый педагог в принципе творец, сам создающий свой стиль преподавания, многие преподаватели нуждаются в дополнительном обучении и в специальных методиках.

М. Ю. Бухаркина, директор школы, уже оснащенной самыми современными компьютерами и учебными программами, с горечью заметила, что учителя иностранного языка всегда стояли особняком от других. Они решали свои задачи обычно с помощью доски и мела и лишь иногда с помощью магнитофона. Зачем им нужен компьютер? Зачем Интернет? Они считали, что и так справятся. Основная причина низкой мотивации использования педагогами компьютеров такова: им приходится изучать новое, сетевые программы у них то работают, то нет, с ними много проблем, а результат тот же, да и зарплата прежняя. Так зачем же прикладывать столько сил и добиваться того же, но более трудным путем? Такой устаревший менталитет совершенно не соответствует реалиям, нынешнему информационному общению, но он, к сожалению, существует. Но ведь настали другие времена. Это раньше и ученик был вполне удовлетворен троечкой по иностранному языку. А теперь знание языка необходимо любому, чтобы выживать. Учащимся требуется обладать компьютерными технологиями, иначе они просто не найдут себе работу. Е. И. Дмитриева развивает ту же мысль. Она считает, что необходимо обучать преподавателей, которые зачастую боятся компьютеров. Семинары нужны им для снятия стресса. Молодые учителя мгновенно усваивают новые технологии, но они еще не владеют методикой преподавания, а вот педагоги старше 45 лет, наоборот, владеют методикой, но не знают, как пользоваться компьютерами.

Сергей Станиславович Тараненко, руководитель отдела образовательных программ компании «Новый Диск», поделился своими наблюдениями, сделанными на основе семилетнего опыта внедрения учебных программ. Он считает, что основная причина, препятствующая их внедрению, заключается в отсутствии простой и четкой методической разработки. По его мнению, нужна книжка, где учителям подробно было бы расписано, как проводить урок и как выполнять задания. Видимо, поэтому программами пользуются только преподаватели-энтузиасты, те, кому они интересны. Значит, даже если в каждой школе компьютеризировать по десять классов, все равно массового использования компьютеров таким способом не добиться. Надо, чтобы на уровне Министерства образования РФ приняли решение разработать методические руководства и пособия, в которых рассказывалось бы, как внедрять компьютерные технологии в учебный процесс. Значит, уже в вузах следует обучать будущих учителей работать с компьютерными технологиями. Возможно, имеет смысл для разработки методик создавать творческие коллективы и организовывать специализированные учебные курсы, но эффект от них скорее всего будет получен через три-четыре года. Правда, сейчас появились программы, предназначенные для учебного процесса, — вот их-то и следует применять. В создание некоторых учебных программ по иностранным языкам, распространенных в настоящее время в России, были вложены большие средства, и думается, через некоторое время, когда будет накоплен опыт работы с ними, их можно будет преобразовать в программы.

При всем разнообразии высказанных мнений в одном участники «круглого стола» были единодушны: компьютер способен серьезно помочь школе. Мультимедийные учебные программы позволяют без участия преподавателя ставить и отрабатывать произношение, осваивать грамматику, а также слушать «носителей языка». Школьные педагоги, овладевшие компьютером, имеют возможность получить много полезных материалов из учебных центров через Интернет. Да и сам по себе компьютер будет мощным средством мотивации, поскольку учащиеся сами, осознанно, захотят улучшить свои знания. Однако пока широкие возможности компьютерных технологий реализуются не в полной мере. Компьютеры в определенной степени могут лишь восполнить дефицит учителей и повысить качество обучения, дело за их более массовым освоением и более широким внедрением в практику. Вот об этом-то и шла речь на «круглом столе» в Московском центре ФИО; более подробную информацию можно получить на Web-сайте www.rating.fio.ru.


Различия в отношении учащихся к компьютеру

В Московском институте управления, где ведутся исследования интенсивных технологий обучения иностранным языкам, было выявлено, что учащиеся по-разному относятся к использованию компьютеров. Н. А. Олейникова, завкафедрой интенсивных технологий изучения иностранных языков МГИУ, рассказала об исследованиях канадских ученых, подтверждающих и развивающих находки московских специалистов. Канадцы обнаружили различия в стратегиях отношения учащихся к использованию компьютера в процессе обучения и выделили четыре типа:

Surface Learners — учащиеся, относящиеся ко всему самым поверхностным образом. Как правило, они учатся не по собственному внутреннему побуждению, а для того, чтобы получить диплом, аттестат, или потому, что этого хотят их родители и т. д. С компьютером они знакомы весьма поверхностно. Даже если они и используют его, то обычно интересуются лишь игровыми программами и не ведут никакой серьезной работы.

Achieving Learners — учащиеся, настроенные на успех в обществе. Они вообще не любят сидеть за компьютером в классе. Им важно проявить себя с лучшей стороны в глазах других, а это легче сделать, выступая в аудитории, чем работая за компьютером.

Deep Learners — творческие, глубокие люди, стремящиеся докопаться до сути. Они ориентированы на поиск информации в Интернете, стремятся к креативной работе, хотят создать что-то новое. И хотя они обычно не знают досконально компьютерных программ, зато достаточно хорошо владеют компьютером и умеют им пользоваться.

Lifelong Learners — самые прогрессивные учащиеся, ориентированные на непрерывное самообразование и совершенствование, более интенсивное, чем у Deep Learners. Они готовы всю жизнь искать новое и постоянно учиться, очень хорошо знают и любят компьютер, работают с ним более интенсивно, чем все остальные.

Замечено, что Deep Learners и Lifelong Learners часто занимаются самостоятельно, а иногда вообще отказываются от преподавателей, поскольку те кажутся им посредственностями по сравнению с компьютером. Для них компьютер — это одновременно и учебник, и база данных, и товарищ по общению и т. д. Они получают от компьютера все возможное, и поэтому именно им достается максимум образования.


Компьютеры и Интернет приходят в школу

Говорить о компьютеризации российских школ пока еще, естественно, рано. Во-первых, далеко не во всех из них имеются компьютеры; во-вторых, многие устройства порой имеют экзотическую конфигурацию, низкую вычислительную мощность и не поддерживают Windows-приложений. Нередко поступала в школы списанная техника, и потому многие школьные компьютеры бывают не только устаревшими, но не соответствующими элементарным гигиеническим нормам. Однако за последний год российская школа пережила настоящий бум компьютеризации. Сейчас в России около 66 тыс. школ. По государственным поставкам через Министерство образования РФ в 2001-2002 гг. 31 тыс. сельских школ были оборудованы 54 тыс. компьютерных комплектов, в состав которых вошли Pentium 4 с предустановленной Windows 2000 и набором, включающим 23 диска с учебными программами. В дальнейшем городские школы и ПТУ также будут укомплектованы компьютерными классами. А в тех регионах, где местная администрация изыскивает ресурсы, компьютеризация образовательных учреждений происходит еще быстрее. Так, в Иркутской области 55% школ оснащены компьютерами и компьютерными классами. Даже в Москве уровень компьютеризации ниже: здесь только половина школ оснащена хоть какими-то компьютерами, на 56 московских школьников приходится один компьютер.

В дальнейшем планируется подключение школ к Интернету: 13 ноября 2002 г. президент В.В. Путин поручил министру связи РФ поставить это дело под свой личный контроль. А некоторые сельские школы получат скоростной синхронный доступ в Интернет через спутники.


Федерация Интернет-образования

ФИО обладает уникальным опытом массового обучения школьных учителей и администраторов Интернет-технологиям. Это некоммерческая организация, образованная нефтяной компанией «ЮКОС» в марте 2000 г. в рамках проекта «Поколение.ru». ФИО организует во всех регионах страны учебные центры, оборудованные компьютерами и подключенные к Интернету. В настоящее время разработана уникальная конвейерная система, позволяющая ежемесячно открывать центры Интернет-образования. Всего с момента создания ФИО в ее учебных центрах прошли обучение и повышение квалификации свыше 36 тыс. человек. До конца 2005 г. Федерация планирует открыть свои учебные центры еще в 50 регионах страны, и там должны пройти обучение свыше четверти миллиона работников среднего образования Российской Федерации.

2036