Пролог

В 1999 г. на фестивале «Аниграф» в конкурсе Интернет-ресурсов был заявлен весьма нетривиальный проект. Технологически он представлял собой обыкновенную Web-страницу, отличающуюся одной особенностью: любой пользователь мог стать Web-мастером (по фабуле — демиургом) данной страницы (в авторской интерпретации — виртуального мира). Так можно было открыть новую, правда, виртуальную территорию, а осваивать ее предлагалось представителям человеческой цивилизации XX в.

Идея этого простого на первый взгляд продукта глубока и притягательна. Видимо, именно такие его свойства и подвигли команду специалистов компании FunCom (Швеция) обратить на него внимание еще полтора года назад и, уже вооружившись современной игровой технологией MMORPG (Massively Multiplayer Online Role-Playing Game — трехмерная многопользовательская онлайновая ролевая игра), запустить проект Anarchy online.

От анархии до диктатуры — один шаг

Так, собственно, и был проторен для землян путь в мир Anarchy («Анархия»). Однако на поверку там не оказалось никакой анархии, т. е. дикой вольницы безначалия, а велась лишь борьба жестких иерархических структур за ресурс небольшой планеты Rubi-Ka. С одной стороны сражалась могущественная трансгалактическая корпорация Omni-Tek, с другой — объединенные в кланы аборигены, противостоящие планомерному вытеснению с родной планеты.

Что же заставило устремиться алчущую сверхприбылей корпорацию к небольшой отдаленной планете? Причиной тому стал «нотум» — минерал, оказавшийся новым источником энергообеспечения для цивилизации гуманоидов. Если перефразировать одно крылатое выражение, то получится следующее, наиболее подходящее в данном случае: тот, кто владеет энергией (подразумевай нотумом), владеет миром.

Для освоения планеты, точнее месторождений нотума, Omni-Tek вербует волонтеров по всей галактике. Ей нужны инженеры, солдаты, менеджеры, врачи, шпионы и торговцы. Стоит новому колонисту подписать контракт, и у него появятся бесплатное жилье, хорошо оплачиваемая работа и веселый досуг. А если он был в чем-то повинен в «прошлой» жизни, ему отпустят все грехи и даже даруют бессмертие. Для могущественных технологий Omni-Tek давно перестала быть тайной и структура ДНК: биологическая сущность каждого служащего сканируется и хранится в базе данных корпорации. Даже кланеры, которых служба Omni-Tek по связям с общественностью называет мутирующими отбросами цивилизации, отныне бессильны причинить «омнитековцу» зло: при неблагоприятном контакте с ними колонист подвергается регенерации. Omni-Tek победила смерть!

Впрочем, есть одно «но». Послушайте, что говорят об Omni-Tek кланеры, т. е. те, кому эта планета принадлежит по праву рождения. Новый колонист, подписавший контракт с Omni-Tek, становится крохотным «винтиком» огромного механизма, «кирпичиком» в основании сложной иерархической пирамиды, и его путь наверх сопровождается неукоснительным соблюдением жесткой корпоративной дисциплины. Жизнь любого из членов корпорации подчинена служению ей — точнее, ее владельцам.

К тому же знающие гуманоиды не зря поговаривают, что «блестящая» карьера и «интересная» жизнь многих работников заканчивается на нотумных рудниках. Колонист, учти, в твоем «бессмертном» теле не останется ничего изначального: все, включая мозг, Omni-Tek заменит имплантатами! Так, может быть, стоит встать на сторону кланов, борющихся за родную планету? Нотум принадлежит тем, кто рожден на Rubi-Ka!

Свобода — это право выбора

Вот он, пассажирский зал телепорта на Rubi-Ka. Три двери ведут к трем терминалам: через один попадаешь в построенные корпорацией мегаполисы Rome и Omni-1, через другой — в поселения аборигенов, а через третий — в Borealis, самый старый из городов нейтралов, иначе говоря, поселенцев, стремящихся оставаться вне политики. И здесь нужно выбирать, на чью встать сторону.

Очень мне самому захотелось разобраться, что же происходит на Rubi-Ka, не принимая на веру утверждения ни корпорации, ни кланеров. И потому 14 января 29 476 г. новой эры в 15 ч 20 мин 26 с земного времени на Rubi-Ka появился новый колонист Wwwallary — мужчина, представитель расы солитус (одной из четырех, населяющих планету), нейтрал по убеждениям, инженер по профессии, заметно потрепанный жизнью, но не утративший интереса к ней — иначе зачем затевать это? Если кому-то не понравился такой образ новичка, можно по своему вкусу сгенерировать иной. Выбор расы, телосложения, профессии, политических пристрастий и звучного имени будет первым испытанием в новой «жизни».

Учись за независимость платить

Чтобы адаптация к непростым условиям на планете Rubi-Ka прошла быстрее и легче, для новобранцев созданы специальные резервации, называемые «лягушатниками», где они в щадящих условиях осваивают быт колонистов. Здесь я «завалил» своего первого лита. И лишь потом, через довольно длительное время, будучи уже на третьем уровне квалификации, я понял, какой это беззащитный и в сущности симпатичный зверек, кстати очень похожий на земного суслика. Но первые стычки с ним, когда мое тело было еще не тренировано и в него не было внедрено ни одного металлопластикового имплантанта, оказались настоящими кровавыми сражениями.

Кто в поле воин?

Приученный к «смертельным поединкам» в других своих виртуальных воплощениях, я как-то без особого интереса отнесся к коммуникативным возможностям своей «анархической» реинкарнации. Все эти средства, помогающие общаться с другими колонистами, вплоть до возможности выражения эмоций жестом и позой, поначалу почти не занимали меня, хотя уже в один из первых дней пребывания в «лягушатнике» я стал свидетелем совсем другого подхода к решению задачи на выживание. На центральной площади «лягушатника» появился новичок. Он не стал приглядываться, принюхиваться, прицеливаться, а во всю мощь своей глотки завопил, обращаясь ко всем сразу с просьбой поделиться с ним ноу-хау и рассказать про те умения, которые большинство из нас заработали напряженной гонкой, драками, полученными шрамами и регенерациями. Этот наглец просил ему помочь! «Каждый умирает в одиночку» — с такой мыслью начинал я свои скитания на Rubi-Ka, и когда стал свидетелем этой сцены, то с любопытством начал наблюдать за поведением окружающих: откликнется ли кто-нибудь из них на глас вопиющего? Я прождал десять минут — желающих не нашлось.

Но все же в голове у меня зародились сомнения относительно правильности начальной установки на выживание в одиночку. Более того, к этому времени у меня уже имелся положительный опыт коллективной охоты на монстров, которых для тренировки новичков содержат в резервации. Как-то раз присел я на центральной площади «лягушатника», восстанавливая силы, израсходованные в очередной драке с металлической, органической и керамической нечистью. Учтите, процедура эта будет достаточно длительной до тех пор, пока вы не обзаведетесь аптечкой экстренной помощи. Сижу коплю нанопрану. Рядом со мной с той же целью расположились несколько других волонтеров, куда менее искушенных, чем я. На правах «ветерана» завязал беседу, выясняя, кто, откуда прибыл и как идут дела. Предложил поохотиться в одной команде. И знаете, вместе с этой очень сексапильной подвижной француженкой и нерасторопным парнем из Швеции у нас неплохо получилось: навалившись втроем, мы побеждали практически любое здешнее чудовище. Увы, дальше совместной охоты дело не пошло. Я не стал уговаривать партнеров сохранять группу, поскольку квалификация уже позволяла мне уйти из «лягушатника» в большой мир, и перед таким соблазном устоять не удалось.

Цивилизация — это благо!

Голова моя пошла кругом, когда я оказался на центральной площади Borealis — первого города, в который я ступил на планете Rubi-Ka. Закат на небе дополнял потрясающую феерическую тусовку жителей и гостей старейшего города нейтралов. Гиганты и карлики, красавицы и монстры, облаченные в наряды и доспехи, стояли, сидели и парили в небесах (кто сам по себе, кто в роскошных флаерах), заполняя пространство ночного города. Подобно праздничным фейерверкам, то тут, то там вспыхивали сполохи от горожан, загружающих разнообразные нанопрограммы, являющиеся второй «пищей», стимуляторами, без которых практически невозможно существовать на Rubi-Ka. Большинство из них собрались явно для того, чтобы обсудить прошедший день. Но кто-то уже спешил к телепорту или терминалу транспортной Сети: им предстояла очередная миссия. В Borealis есть все, что нужно для цивилизованной жизни: универсамы, клиники для имплантации, бары, роскошные специализированные магазины, где можно купить самое изощренное оружие, транспорт и башни — предел мечтаний любого поселенца.

Цивилизация — это иго!

Боже мой! Только теперь я понял, что стою в самом низу социальной лестницы планеты Rubi-Ka. Мой жалкий четвертый уровень квалификации позволял чувствовать себя королем только в «лягушатнике». А здесь я увидел тех, чей уровень перевалил за сотню! Более того, площадь Borealis почтили своим присутствием мастера, перешагнувшие двухсотый уровень! А цены?! В «лягушатнике» я ощущал себя богачом тогда, когда в моем кошельке набиралось несколько сот кредиток. Но теперь выяснилось: чтобы купить «плохонький» флаер, нужно заплатить миллионы! А башни?! Про их стоимость и говорить нечего. Башни — это орудия завоевания недвижимости, кусочков поверхности и недр Rubi-Ka. Это несокрушимые исполины, возводимые самыми «крутыми» искателями нотума, для того чтобы «столбить» территорию планеты. Сколько же понадобится сил и времени, чтобы подняться на верх социальной пирамиды Rubi-Ka?

Где-то на окраине города мне удалось снять жилье: квартиру из нескольких немеблированных комнат (вскоре я потерял ключ от нее при выполнении очередной миссии). А затем без дальнейших проволочек устремился к ближайшему терминалу рабочей биржи. Через эти устройства корпорация, кланы и частные лица вербуют работников на разовые работы. Успешно выполненное задание пополняет кошелек и повышает квалификацию. Так я начал пробивать себе путь в «высшее общество».

Оказалось, что работу предлагают обычно больше подходящую диверсанту, чем инженеру. Нужно проникать в закрытые охраняемые помещения, ремонтировать вышедшее из строя шпионское оборудование, возвращать захваченные конкурентами устройства, похищать инновационные разработки, ликвидировать террористов... Таковы уж здешние нравы. Но поскольку другой работы никто не предлагал, пришлось научиться делать наилучшим образом то, что требовалось.

Очень скрашивали будни путешествия, которые и сами по себе превращались в увлекательные приключения. Чтобы найти тот объект, где предстояло выполнить очередное задание (он не всегда был известен и самому заказчику), нужно неплохо знать географию Rubi-Ka и ее транспортную сеть. Путь от ближайшего терминала общественного транспорта до объекта был, как правило, неблизкий, так что ногами я отмерил на Rubi-Ka не один десяток километров, о чем нисколько не жалею. Природа Rubi-Ka может пробудить творческие начала у многих потенциальных авторов и подвигнуть их на сочинение каких-нибудь романов или рассказов вроде «Записок охотника». Эти рассветы и закаты, эти леса и пустыни, реки и водопады, равнины и горы способны «пронзить» душу даже сквозь новейший защитный жилет. А города?! Если сравнить Borealis со многими другими, то он покажется малышом, крутящим педали трехколесного велосипеда, рядом c лощеными денди, сидящими за рулем «Феррари». Однако после суеты и экзотики новых городов меня всегда тянет домой, в Borealis. На Rubi-Ka есть чем полюбоваться и есть где потеряться.

Учиться, учиться, учиться...

Инженеру вовсе не обязательно владеть оружием так же искусно, как бойцу. Он должен достигать цели, используя свои способности конструировать новое оружие, создавать боевых роботов и управлять ими. Этому следует учиться: добывать и читать техническую информацию, собирать и покупать необходимый инструментарий. У меня подобные действия не очень хорошо получались, и потому приходилось в основном действовать старинным оружием шаолиньских монахов — шестом. Лишь на 10-м уровне я обзавелся своим первым «домашним» андроидом, ставшим пусть слабеньким и неумелым, но все-таки помощником. Где-то на 20-м его сменил другой, помощнее, уже четвертого поколения. В общей сложности на продвижение до 26-го уровня я затратил месяц напряженного труда.

Набирать квалификацию и зарабатывать на жизнь становилось все труднее. Если я брался за простую работу, то получал слишком мало, а если задача действительно соответствовала квалификации инженера 26-го уровня, то я ощущал, что как инженер «не дотягиваю». В общем, опять вставал вопрос выбора стратегии. Во-первых, нужно было определиться, нравится ли мне оставаться инженером или лучше поменять специальность, например перейти в шпионы или солдаты. Во-вторых, вновь стоило подумать о том, что дороже — личная независимость или материальное благополучие, и о том, как поступать дальше — то ли примкнуть к какой-либо организации, то ли оставаться нейтралом, а это становилось все труднее. Как-то у терминала регенерации я разговорился с инженером Terriii (игрок из США). Он рассказал, что за пять месяцев службы на Omni дорос до 100-го уровня. Тоже не ахти что, но зато живет теперь не напрягаясь. Кланеры и корпоративщики непрестанно напоминают о себе снайперскими засадами на дорогах. Они уже трижды обнуляли индикатор моей жизненной энергии. Ужасно противно было терять добытые нелегким трудом ресурсы. А за регенерацию нужно платить, и немало. Мысли о радикальных переменах приходят именно в пиковых ситуациях, когда проваливаешь миссию или когда «на ровном месте», в шаге от терминала службы страхования, тебя настигает пуля снайпера.

Цивилизация — это зло!

Время и природа — лучшие лекарства от отчаяния и необдуманных поступков. И вот я опять легкой стайерской побежкой рассекаю пространства Rubi-Ka. Поднимается над холмами солнце, перелетают с дерева на дерево райские риты и чиропы, тонко посвистывают под ногами пушистые литы и не проявляют агрессии даже самые уродливые твари, то тут, то там появляющиеся возле тропы. Видишь это, и все заботы улетучиваются из головы. Мне нравится жить на этой планете, я — ее исследователь, ее житель. Вот так бы и пробежал ее всю, от полюса до полюса. Я не хочу никого убивать, я хочу, как сейчас, всегда радоваться ее красоте и умиротворенности.

Цивилизация — это выбор, сделанный за тебя!

Но желтый визир на моем электронном компасе показывает, что я отклоняюсь от направления на объект. К тому же приближаюсь к башням, и моя информационная система сообщает о вхождении в зону «свободной охоты». В таких местах творится полный «беспредел», любой здешний обитатель может легко убить без всяких последствий. Вот если бы у меня была броня помощнее, а еще лучше был бы флаер! Но это такие большие деньги! Где их взять?! Поговаривают, что русские образовали в Omni свой департамент, KGB называется. Там вроде бы полное процветание. У них якобы даже есть планы освоить таинственные «белые пятна» Rubi-Ka. Может, все-таки к ним завербоваться?

Эпилог

За спиной цивилизации землян остался долгий путь, политый потом и кровью. Ведомые гениями и злодеями, они старались создать общество, в котором каждый смог бы найти для себя достойное место. Сегодня уже понятно, чего нам удалось достичь к началу XXI в. новой эры. Похоже, мы далеки от воплощения своих мечтаний. Кто знает, может быть, виртуальный опыт на Rubi-Ka окажется более удачным?

Кстати, эксперимент четырехлетней давности с сайтом общего полного доступа завершился так. Первопроходцы новой виртуальной территории истомились в противостоянии себе подобным. Им надоело утверждать свое полное право на всю виртуальную территорию, к тому же на нее постоянно посягали и другие «завоеватели», аппетиты которых также простирались сразу на все. Никто не согласился на совместное освоение пространства ни на каких условиях, будь то разделение на частные владения или «братское» пользование. Не восторжествовали там ни практицизм римской законности, ни христианская духовность. И страница омертвела, хороня следы последнего покинувшего ее рейнджера.

* * *

Сетевая многопользовательская игра Anarchy online. The Notum Wars продается с русским описанием и весьма полезной картой освоенной части планеты Rubi-Ka. Первый изданный в России тираж на компакт-диске содержит самую последнюю версию игры (на конец октября 2002 г.). Поскольку Anarchy постоянно развивается, то вполне может оказаться, что после покупки диска придется переписать свежие «обновления» в несколько мегабайт. В стоимость игры (600 руб.) включен месячный доступ к игровым серверам. В дальнейшем допускается оплачивать либо подключение по кредитной карте, либо приобретать специальные 90-дневные пользовательские карты за 1200 руб.

Система графических и звуковых регулировок помогает настроить игру даже тогда, когда установлены слабые видео- и аудиоплаты. Игровой интерфейс легко переключается с режима «от первого лица» в режим «от третьего», что позволяет получить более полное эстетическое удовольствие. В любой игровой ситуации нажатием клавиши можно сделать копию экрана. Предусмотрено несколько десятков стратегических и тактических параметров, которыми нужно управлять в игре. Число оперативных параметров исчисляется единицами и увеличивается с повышением квалификации игрока.

Как показывает опыт, «камнем преткновения» может стать скорость доступа в Интернет. Даже в случае соединения на 50,6 кбит/с заметно тормозится обработка насыщенных игровых сцен: одновременно на Rubi-Ka могут находиться до 10 тыс. пользователей. Немаловажный параметр комфортности — надежность соединения с провайдером и игровым сайтом. За месяц виртуального погружения (в среднем по 5 ч ежедневно) произошло чуть более десятка зависаний игрового сервера, сопровождаемых запросом передать в компанию FunCom информацию об обнаруженном баге.

Следует учесть, что рабочий язык продукта — английский, русский же «понимают» только специализированные чаты. В самой же игре набрать текст на кириллице невозможно. Есть сервер с поддержкой немецкого языка. Когда сформируется команда, то вполне реально договориться о любом «внутрикомандном» языке общения, правда, при условии, что для набора сообщений используется лишь латиница.

За год существования коммерческой версии проекта было зарегистрировано более 150 тыс. новых подключений.


Anarchy online. The Notum Wars

Системные требования: Pentium II-300, 128-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 2Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь, наличие 700 Мбайт свободного дискового пространства, подключение к Интернету. Программа работает в среде Windows 95/98/Me/2000.

Разработка: FunCom

Издание и распространение в России, странах СНГ и Балтии: «МедиаХауз»