Видеотелефоны появились достаточно давно, лет десять назад, но в те времена как масштабы, так и качество сети Интернет оставляло желать лучшего и они подключались в основном по интерфейсу ISDN BRI, с использованием от одного до трех BRI-портов. Телефонная сеть ISDN в Европе уже была достаточно развита, и эти телефоны стали простейшим вариантом организации видеоконференций по типу соединения точка—точка. С их помощью можно посредством обычного телефонного звонка передавать по цифровой телефонной сети не только речь, но и видеоданные. Скорость передачи при этом варьировалась от 128 кбит/c (один BRI-порт) до 384 кбит/c (три BRI-порта). Тут были свои плюсы и минусы. Достоинство постоянного соединения состоит в гарантированной полосе пропускания (например, те же 384 кбит/c). Естественно, никто другой не мог задействовать этот канал, а отсюда — минимальные задержки при передаче сигнала. Недостаток же — в высокой стоимости: каждые 64 кбит/с тарифицировались как голосовой разговор. Представьте себе шесть междугородных разговоров Москва — Нью-Йорк!

С развитием Интернета на смену видеотелефонам с подключением по BRI пришло новое поколение, одного из представителей которого, модель Vizufon 4000i, мы и взяли на тестирование.

Это поколение видеотелефонов совмещает возможности IP-телефона, работающего по cтандарту H.323, и устройства видеотелефонии стандарта H.264. В предоставленной нам модели есть стандартный Ethernet-порт, и соответственно мы можем либо подключить его к корпоративной сети Ethernet, либо получить с его помощью выход во внешнюю Сеть. Таким образом, данное устройство, в отличие от моделей прошлого поколения, может работать и как видеотелефон, и как IP-телефон.

Мы испытали Vizufon 4000i в локальной сети Ethernet на одном 10-Мбит сегменте, причем сеть была не загружена. Качество передачи речи оказалось не блестящим, но вполне приемлемым. Что касается видеоизображения, то здесь использованы стандартные кодеки1, ведь обычный видеосигнал передать по таким узким каналам не представляется возможным. В данной модели нам понравились достаточно широкий и гибкий диапазон настроек, легкость смены IP-адреса аппарата, параметров шлюза, прокси-сервера и т. д.

Видеотелефоны, естественно, тестировались в паре. Мы присвоили двум аппаратам статические IP-адреса в локальной сети и делали тестовые звонки, просто набирая адрес вызываемого аппарата, — самый простой вариант. Но этот видеотелефон способен понимать и динамические адреса.

В аппарате использован ЖК-дисплей. Видеоизображение передается нормально, но текстовая информация выводится нечетко. И поэтому, хотя в телефоне имеется Web-браузер, пользоваться им весьма затруднительно. Пожалуй, лучше задействовать внешний дисплей, благо такая возможность есть.

Подключив Vizufon 4000i к серверу видеоконференций, его можно использовать для проведения совещаний, правда, при числе участников не более четырех. Эта модель обладает также функциональностью IP-телефона, но соответствующих испытаний мы не проводили. Не удалось нам найти в Интернете и списка кодеков, которые он поддерживает согласно протоколу IP-телефонии H.323, да и иероглифы мы читать, к сожалению, пока не умеем (в Интернете не оказалось даже версии описания на английском языке).

Где может использоваться данная модель? Самый большой потенциальный рынок — домашний офис. Если сотрудник работает дома и желает полноценно общаться с коллегами по работе, либо, наоборот, находясь на работе, хотел бы не только поговорить с женой и детьми, но и «повидать» их, для этого, кроме, естественно, пары самих видеотелефонов — дома и на работе, им еще потребуется подключение по выделенному каналу. А если Vizufon 4000i через Ethernet-порт подключить к ADSL-модему, то его вполне cмогут использовать для видеообщения, например, участники проекта «Точка Ру».

Цена — приемлемая, есть модели более качественные, но несколько дороже, например Aethra. По словам тех, кто занимался со мной тестированием, дешевле модели на нашем рынке они не видели.

Однако замечу, что у способа общения посредством видеотелефонов, когда речь идет о домашнем офисе в России, есть конкурентный метод. Ведь так или иначе на рабочем столе у сотрудника уже есть компьютер, мощности процессоров теперь довольно высоки, и можно приобрести видеокамеру, подключить ее через USB-вход, инсталлировать ПО, которое к тому же свободно распространяется через Интернет, и получить видеотелефон на базе компьютера. Единственный серьезный минус такого метода — недостаточная эргономичность: звонить с телефона все-таки гораздо удобнее.

В заключение хочу поблагодарить сотрудников фирмы Сomquest, предоставивших свою сеть для экспериментов и принявших активное участие в настройке и тестировании Vizufon 4000i.


1 ПО, которое кодирует либо избавляет информацию от некоторой ее избыточности. Кодеки бывают разные, одни делают это с потерей информации, а другие - без.


Vizufon 4000i

Оценка: ****
Видеотелефон для организации работы из домашнего офиса, подойдет и для домашних сетей на ADSL. Широкие возможности настройки и относительно невысокая цена делают его привлекательным, но оставляет желать лучшего качество отображения текста. В общем, это интересный вариант, если только... вы уже не решили проблему видеообщения с помощью ПК и цифровой камеры.
Цена: 550 долл.
Поставщик: «Родекс»

664