В самом конце 1992 г. Нейл Папуорт, инженер британской компании Vodafone, послал своим коллегам с сотового телефона короткое сообщение, гласившее: «Счастливого Рождества!», отметив тем самым рождение новой технологии, получившей название SMS (Short Messaging Service — служба коротких сообщений).

Большинство пользователей мобильной связи, однако, едва ли смогли поздравить таким образом кого-нибудь даже с наступлением нового тысячелетия. Этот семилетний перерыв между рождественским посланием мистера Папуорта и взрывом популярности SMS в последние несколько лет можно объяснять по-разному. Во-первых, лишь в 2000 г. компании — провайдеры мобильной связи стали позволять своим клиентам посылать SMS-сообщения пользователям других сетей. Это, по мнению специалистов, во много раз увеличило привлекательность услуги. Во-вторых, SMS долго не могли найти свою целевую группу — молодежь, ведь до начала нынешнего века мобильный телефон был игрушкой довольно дорогой, не по карману большинству представителей молодого поколения. Однако все это в прошлом. Сегодня для пользователей мобильников SMS — привычное средство общения. Россия и другие страны СНГ, к счастью, не стали здесь исключением. В подтверждение этих слов приведу несколько цифр. По данным на конец прошлого года, количество «мобильных» абонентов в РФ достигло 17 млн. человек (более 10% населения). Для Украины это число составило 3 млн. (6% населения), для Белоруссии — 150 тыс. (1,5%).

Однако мы не будем здесь рассуждать о преимуществах и перспективах использования SMS в офлайновой жизни. Нас, безусловно, интересует этот вопрос, но только по отношению к Сети.

Несколько лет назад, когда в России во весь голос стал заявлять о себе новый на то время стандарт сотовой связи GSM, в Сети как грибы после дождя начали появляться сайты «мобильной» и «околомобильной» тематики. Среди них — форумы, магазины, ресурсы технической направленности. Сервисы и службы, готовые предоставлять конечным пользователям различного рода SMS-услуги, появились немного позже, что и неудивительно. К новой «штучке» нужно было привыкнуть, научиться как следует ею пользоваться.

Однако не будем забегать вперед. Давайте вначале немного разберемся в технических аспектах функционирования SMS. Это необходимо для четкого понимания всего, что будет изложено далее.

Чем интересен Интернет пользователям мобильных телефонов? Безусловно, возможностью отправлять SMS-послания с сайта — друзьям, знакомым, коллегам. Вы скорее всего тоже видели на различных Web-ресурсах несложные формы для отправки сообщения на телефон: поле для номера, поле для текста... Чаще всего назначение такой незамысловатой услуги — привлечь на сайт побольше посетителей, заинтересовать аудиторию новой и интересной возможностью отправлять SMS-сообщения бесплатно.

Как работают такие формы? Как текст попадает с сайта на телефон? Многие говорят о шлюзе «Интернет->SMS», но они ошибаются. Такого шлюза не существует. Вернее, не существует в правильном понимании слова «шлюз». На самом деле данные из такой Web-формы на сайте направляются либо на «настоящий» шлюз E-mail->SMS, либо на SMS-центр (SMSC) оператора. Далее мы рассмотрим эти понятия подробнее.

Шлюз E-mail->SMS (E-mail-SMS Gateway) представляет собой специальное программное и аппаратное обеспечение на стороне оператора сотовой связи, которое осуществляет преобразование поступающей электронной почты в короткие текстовые сообщения и отсылает их на телефоны пользователей. То есть для каждого телефонного номера создается ящик, скажем, вида ххххххх@operator.com, и все письма, попадающие в него, перенаправляются на телефон в виде SMS-сообщений. В этом примере «ххххххх» — телефонный номер абонента, однако не факт, что формат «мобильного e-mail» будет именно таким. Для того чтобы направить пользователю мобильника SMS-послание, с помощью шлюза E-mail->SMS,

создайте в любом почтовом клиенте электронное письмо. В поле «Кому» подставьте «мобильный адрес» получателя (по типу описанного выше). В теле письма наберите текст сообщения. Учтите при этом, что текст должен содержать не 160 символов (для латиницы) или 70 символов (для кириллицы), а несколько меньше, потому что такое сообщение в телефоне предваряется e-mail-адресом, с которого оно отправлено. Далее следует тема (если она была указана отправителем), отделенная с обоих концов спецсимволами (например, знаками «!»). В результате адрес отправителя (поле «От») и тема съедают часть драгоценных 160 (70) знаков. Существует также возможность обратной отправки — с телефона на е-mail. Для этого необходимо создать в телефоне обычное SMS-сообщение, а в самое начало текста подставить электронный адрес получателя. Такое сообщение необходимо отправить на номер шлюза оператора. У каждой компании он свой, например, у «Би Лайн» это 684.

Практически все операторы предоставляют шлюз E-mail->SMS. «Би Лайн GSM» вообще далеко опередил конкурентов, создав своего рода мобильную почтовую службу beePost (www.beepost.ru), которая предлагает пользователям «Би Лайн» целый комплекс дополнительных возможностей. Кроме того, абоненты этого оператора могут завести себе два вида адресов: sms.псевдоним@beepost.ru и sms.телефон@beepost.ru. Безусловно, первый вариант запоминается намного легче.

Однако есть и исключения. Например, МТС не имеет своего E-mail-SMS Gateway. Абонентам МТС и других нерадивых операторов ничего не остается, как использовать альтернативные службы в Интернете, предоставляющие услуги SMS-forwarding. Но о них мы поговорим позже.

Отмечу, что доступ к «почтово-мобильным» услугам обычно предоставляется операторами абсолютно бесплатно, что и предопределило их огромную популярность. Ведь отправка SMS-сообщений из почтовой программы при таком варианте практически ничего не стоит и очень удобна для людей, проводящих много времени в Сети.

Второй вариант отправки текстовых сообщений заключается в использовании так называемого SMS-центра (SMSC). SMS-центр представляет собой сервер со специальным программным обеспечением, расположенный на стороне оператора. Разные SMS-центры, конечно, организованы по-разному, но чаще всего «общение» программы-клиента (или Web-сервера) с ними происходит по специальному протоколу SMPP (Short Messages Peer-to-Peer) или с помощью набора предопределенных команд. Однако мы не будем сейчас вдаваться в технические подробности, чтобы не отбивать хлеб у соответствующих авторов и изданий.

Преимущества использования SMS очевидны. Во-первых, если во время отправки сообщения получатель находится вне зоны досягаемости сигнала своего оператора (или же если он попросту выключил телефон), то SMS-послание будет отправляться ему повторно с определенной периодичностью в течение некоторого времени, например 96 ч, пока оно не будет успешно принято. Во-вторых, доставка SMS-сообщений при таком способе гарантирована, потому что полностью лежит в «юрисдикции» сетей самого оператора и не зависит от состояния Интернет-каналов. В-третьих, доставка зачастую происходит моментально и без видимых задержек, которые в случае с E-mail-SMS Gateway практически неизбежны.

Однако доступ к SMSC не предоставляется всем подряд. Этот доступ платный. Для того чтобы использовать его, необходимо заключить специальное соглашение с оператором. Собственно, платить придется за отправляемые SMS-послания. Стоимость их колеблется (в зависимости от конкретного оператора и объема трафика) от 3 до 6 центов за сообщение. Поэтому использование такого способа отправки — явление в Сети довольно редкое и применяется чаще всего ресурсами, предоставляющими конечным пользователям платные услуги.

Однако описание технических вопросов несколько затянулось. Но прежде чем перейти к более детальному обзору конкретных ресурсов Сети, необходимо обозначить, что мы вообще относим к SMS-сервисам.

1. Службы E-mail-SMS forwarding. Пользователь регистрируется, подключает свой электронный почтовый ящик, и на его мобильный телефон отправляются оповещения о пришедшей почте. Возможен и обратный вариант: пользователь отправляет электронное письмо, используя при этом SMS и не имея выхода в Интернет. Из дополнительных возможностей встречаются разного рода фильтры против спама, настройка формата входящих SMS-сообщений и т. д. Особой популярностью подобные услуги пользуются у абонентов операторов, не имеющих шлюза E-mail->SMS.

2. Службы информационных SMS-рассылок. Тут все просто. Подписываетесь на рассылку и получаете ее в виде SMS-сообщений на телефон. Тематика рассылок, естественно, может быть самой разнообразной. Очень часто подобная услуга организуется владельцами корпоративных ресурсов и обычно содержит новости компании или сайта.

3. Системы оповещения и мониторинга. Это как раз пример сервисов «не для каждого». Организация системы оповещения по SMS может оказаться весьма полезной для фирм и компаний, которые хотят удаленно руководить действиями своих сотрудников, когда те находятся за пределами офиса. Или другой вариант: магазин или торговый центр подключает своих покупателей или клиентов к SMS-рассылке и оповещает их о новых поступлениях, акциях, скидках и т. д.

К сожалению, такой вид услуг не получил пока широкого распространения даже среди компаний, специализирующихся на электронной коммерции, не говоря уж об офлайновой. Причин для этого много, и прежде всего высокая стоимость сообщений. Даже при заключении договора с оператором на использование его SMS-центра и покупке SMS-трафика в больших объемах, так сказать «крупным оптом», стоимость этого сообщения снижается лишь незначительно. Покупатель должен будет платить в этом случае по 2—4 цента за одно отправленное послание. Рассылка же по почтовому протоколу крайне ненадежна, потому что при достижении определенных объемов вас могут «заметить» в технических службах операторов и перекрыть ваш канал (блокировать IP-адрес), чтобы вы не создавали лишних нагрузок и трудностей другим абонентам.

Вообще говоря, SMS дает широкое поле для деятельности и экспериментов. Идей может быть много. Например, несомненным успехом у Web-мастеров и владельцев сайтов будет пользоваться система сетевого мониторинга. Соответствующими программными механизмами производится проверка доступности того или иного хоста в Сети. При отсутствии «отклика» на телефон владельца «умершего» сервера отправляется SMS-сообщение с уведомлением. Нечто подобное уже реализовано на UpTime.Ru, однако там оповещения о «падении» сервера отправляются по электронной почте, что не всегда приемлемо. Здесь важна оперативность доставки подобной информации, а SMS для этого как раз самый подходящий инструмент.

Но перейдем к обзору конкретных SMS-ресурсов в Интернете.

Рис. 1

SMSMail.RU (http://smsmail.ru) — один из старейших ресурсов Рунета, работающих в «SMS-направлении» (рис. 1). Изначально на сайте предоставлялись услуги по передаче электронной почты на телефон, но теперь список услуг заметно расширился. Так, например, была внедрена система SMS-пейджинга. Все сервисы на сайте SMSMail платные. Оплату можно производить по тарифным планам (от 2 до 5 долл. в месяц) или же платить по 3 цента за каждое полученное сообщение.

Основной услугой, предоставляемой SMSMail, является пересылка почты на телефон. Из настроек доступны всевозможные фильтры и шаблоны. Ведется подробная статистика и журнал сообщений. Зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения с сайта SMSMail. Но это также стоит денег.

В общем и целом проект производит хорошее впечатление. Омрачает его лишь тот факт, что услуги не бесплатны. Но без этого, видимо, не обойтись.

Рис. 2

SMS.ZZZ.RU (http://sms.zzz.ru) — сервис, во многом подобный только что описанному (рис. 2). В наличии механизмы пересылки электронной почты на телефон и отправки SMS-сообщений на электронный почтовый ящик. Для этого используется специальный номер с 902-м федеральным префиксом. Настройки мало чем отличаются от аналогичных у SMSMail.RU. А вот пользование услугой пока бесплатное. И это, безусловно, выгодно отличает данный проект от подобных.

Рис. 3

MailSMS.Net (http://www.mailsms.net) — ресурс менее известный (рис. 3). Однако мне он показался весьма удобным и продуманным. Набор услуг не совсем стандартен: помимо уже ставших традиционными пересылки почты на телефон и отправки SMS-сообщений с сайта в нем присутствуют также SMS-рассылки (новости, анекдоты, прогнозы погоды, курсы валют) и SMSRemainder — своеобразный SMS-органайзер (видимо, для тех, у кого нет функции напоминания в самом телефоне). Все услуги платные, но расценки вполне приемлемы — от 1 цента за сообщение.

Рис. 4

SMSList.RU (http://smslist.ru) — сервис совсем иного рода (рис. 4). Это крупнейшая в Рунете служба информационных SMS-рассылок: вы можете зарегистрироваться и подписаться на любую интересующую вас информацию: рассылок в каталоге около сотни. Есть новости, прогнозы погоды, гороскопы, курсы валют, рассылки развлекательной направленности. Из настроек имеется довольно удобная система управления временем доставки. Так, вы можете отключить получение SMS-сообщений в ночные часы.

Сообщения приходят с номера 555, и это говорит о том, что SMSList использует в своей работе SMS-центр. Кстати, список операторов, с которыми работает SMSList, довольно велик и охватывает практически все мобильные компании России и других стран СНГ. Вообще сервис впечатляет своими амбициями. Интерес к нему еще более подогревается тем, что получение рассылок бесплатно. Правда, в последнее время возникли подозрения, что рассылки будут переведены на платную основу. Об этом говорит, например, давно проходящий на сайте опрос. Но, думаю, даже при необходимости платить деньги многим пользователям данный проект покажется интересным.

PAGER.RBC.RU (http://pager.rbc.ru) — пейджинговые и SMS-рассылки от небезызвестного «РосБизнесКонсалтинга» (рис. 5).

Рис. 5

В общем, ничего особенного ребята из РБК не создали. Из бесплатных рассылок — погода в Москве и Питере, новости от самого же РБК, курсы валют и биржевые индексы. Остальные рассылки (в основном финансовые) предоставляются за плату. И плату, надо сказать, немаленькую — от 10 долл. в месяц за набор из пяти биржевых инструментов. Хотя справедливости ради стоит отметить, что выбор этих инструментов довольно обширен. Для отправки SMS-сообщений используются исключительно «почтовые» шлюзы операторов, а абонентам МТС, например, предлагается воспользоваться услугами уже описанной SMSMail.RU. Несмотря на заявление администраторов проекта о том, что деятельность PAGER.RBC.RU согласована со всеми операторами, присутствующими в списке на сайте, есть информация, что многие мобильные компании (в частности, украинский Kyivstar GSM) заблокировали у себя канал РБК. Для абонентов этих операторов данная служба, к сожалению, окажется бесполезной, поскольку они не смогут даже пройти регистрацию. Кстати, не рекомендую подписываться на SMS-новости от «РосБизнесКонсалтинга»: рискуете получать на телефон все заголовки новостной ленты портала, а она у РБК обновляется очень и очень часто. В связи с этим обескураживают довольно бедные возможности по управлению временем и периодичностью получения.

Все описанные выше сервисы и службы рассчитаны на простого обывателя. Однако технология коротких сообщений может быть интересна не только частным пользователям, но и предприятиям, компаниям или организациям, желающим создать собственную систему SMS-оповещения сотрудников и клиентов. Ведь главным преимуществом передачи информации с помощью SMS является отсутствие необходимости в географической привязке объекта, получающего или отправляющего сообщения. В то же время сочетание сотовых сетей и сети Интернет позволяет создавать удобные и легко адаптируемые механизмы.

Собственными силами разработать нужное ПО бывает затруднительно. Кроме того, лишних хлопот прибавит необходимость выбора подходящего оператора сотовой связи и заключения с ним договора. В такой ситуации куда удобнее было бы использовать уже готовые решения. Таких решений пока очень немного, но они есть.

Рис. 6

Примером может служить проект SMSPro (http://smspro.smstechno.com). Его цель — создать службу, которая обеспечит доставку информации от ее владельца пользователям сетей сотовой связи (рис. 6). Все потоки информации от сторонних ресурсов принимаются сервером SMSPro через сеть Интернет, обрабатываются и перенаправляются на SMS-центр сотового оператора. Сторонними ресурсами могут являться как различные приложения, разработанные самими клиентами, так и программа SMSTerminal (рис. 7), которая была создана в рамках проекта. Эта программа представляет собой Windows-приложение; она довольно удобна в использовании, позволяет вести адресную книгу, создавать группы пользователей, получать информацию о текущем статусе отправленных сообщений.

Подключение к уже существующим механизмам, в частности к проекту SMSPro, может оказаться идеальным решением для корпоративных клиентов (рис. 7).

Рис. 7

Вообще, SMS — технология перспективная и способов применения у нее великое множество. На Западе уже давно широкое распространение получили мобильная коммерция (m-commerce), мобильные биллинговые системы, мобильный шоппинг, не говоря уже о таких вещах, как пресловутое управление банковскими счетами по SMS, SMS-чаты, игры и голосование.

К сожалению, подобные изыски пока не приобрели у нас хоть какого-нибудь размаха. Это же утверждение касается и таких новомодных явлений, как SMS-маркетинг и SMS-реклама. В Европе и США известные торговые марки, например Coca-Cola, McDonalds, Reebok, уже давно проводят рекламные кампании по SMS. Исследования показали, что такая реклама имеет намного больший отклик по сравнению с рекламой традиционной.

В странах СНГ этим пока и не пахнет. Российские маркетинговые агентства открыто заявляют, что на данный момент не видят для SMS-рекламы какой-либо перспективы.

Главной причиной такого удручающего положения дел является, видимо, тот факт, что любой серьезный и рассчитанный на массового потребителя SMS-сервис так или иначе зависит от операторов мобильной связи. Операторы же пока озабочены не тем, как развивать SMS-услуги и двигаться в этом направлении вперед, а тем, как содрать с пользователей побольше денег. К сожалению, такая стратегия никак не способствует развитию Short Messaging Service в России.

С автором можно связаться по e-mail: nikita@lintec.net.ua.


Кстати, вы когда-нибудь задумывались, как дорого стоит информация, передаваемая с помощью службы коротких сообщений? Одно отосланное SMS-сообщение по тарифам российских операторов обойдется вам в среднем в 5 центов. Это означает, что мегабайт «мобильной» информации стоит 327 долл. В то же время мегабайт, переданный по каналам Интернета, обходится конечному пользователю в сумму около 10 центов, что в 3270 раз дешевле... И тем не менее мы продолжаем пользоваться SMS, зачастую не особенно задумываясь о стоимости этой услуги.


Интересные факты предлагает международная статистика. Лидером по числу отправляемых SMS-сообщений сегодня является родина этой технологии Великобритания. Там владельцы мобильных телефонов отправляют друг другу более 2 млн. (!) коротких сообщений в час. Сильно увеличивается эта цифра во время праздников. Например, в 2002 г. в День святого Валентина сотовые сети той же Великобритании передали около 60 млн. SMS-посланий.

1986