— Ты ведь Бойцовый Кот, Гаг?
— Так точно!
— А Бойцовый Кот есть боевая единица сама в себе...

Аркадий и Борис Стругацкие.
Парень из преисподней

Мультимедийные программы по большей части разрабатываются и поддерживаются энтузиастами. Может ли каждая из них стать боевой единицей сама по себе, успешно выполняя определенную задачу в любой обстановке? Оказывается, вполне. Представляем вашему вниманию тройку отборных бойцов специальной дивизии мультимедийных программ с открытым исходным кодом.

Боец № 1 — FreeAmp

Установка 2-Mбайт дистрибутива FreeAmp 2.1.1 прошла интересно и гладко. Первым делом я должен был согласиться с условиями бесплатной лицензии GNU, нажав кнопку с надписью «Cool!», — уже оригинально. Затем программа установки предложила включить возможность записывать потоковое медиа на диск — тоже что-то новенькое, обычно такие возможности предоставляют отдельно устанавливаемые подключаемые модули. Единственное неудобство состояло в необходимости перезагрузить компьютер по завершении установки.

Тестируя OpenSource-аналог известного медиаплеера, я получил немалое удовольствие. Этот боец проявил недюжинные способности к маскировке на местности, в частности, первой бросилась в глаза способность последовательно сворачиваться во все меньший и меньший объем.

Впрочем, в полной боевой амуниции, вооруженный эквалайзером, FreeAmp мне понравился больше. С окном FreeAmp, в отличие от WinAmp, эквалайзер составляет единое целое, поэтому передвигать всю систему по экрану гораздо удобнее — ее можно поместить на любое свободное место, в том числе и на территории эквалайзера.

Установка опций

Изучив внешний вид и перейдя к дополнительным возможностям, я обнаружил, что FreeAmp имеет не меньшее количество опций, чем его главный конкурент, плюс целый файловый менеджер MyMusic, ориентированный на управление музыкальными файлами, листами воспроизведения в различных форматах и адресами медиаресурсов Всемирной сети.

Программа FreeAmp также содержит встроенные инструменты обмена музыкальными данными, поэтому оглавление проигрываемого компакт-диска вы наверняка сможете получить из соответствующей базы данных в Интернете. Кроме того, в поставку включен менеджер загрузок Download для обмена самими музыкальными файлами.

В общем, преимуществ у этого плеера предостаточно, однако в процессе дальнейшего тестирования выяснилось, что он потребляет почти в 2 раза больше системных ресурсов, чем WinAmp, а это обусловлено скорее всего его кроссплатформной природой (FreeAmp доступен также под Linux). Впрочем, невелика проблема, так как на современном компьютере WinAmp потребляет всего 5% времени процессора, а FreeAmp — 10%.

С дальнейшим повышением производительности эта цифра наверняка будет уменьшаться. Зато уже сегодня существует версия FreeAmp, поддерживающая IPv6 для платформ Windows и Linux (http://www.ipv6.polito.it/multimedia/freeamp-v6.htm), которая называется FreeAmp-v6. А посему предлагаю считать этого бойца перспективным.

Боец № 2 — VirtualDUB

В телевизионной рекламе то и дело мелькает комичный сюжет — японский борец сумо проигрывает в схватке с тощеньким, но жилистым соперником. Как и в этом ролике, VirtualDUB благодаря быстроте реакции побеждает Adobe Premiere на простейших задачах по редактированию видео. В профессиональной деятельности большинство инженеров компьютерного видеомонтажа используют Adobe Premiere, поскольку, работая на заказ, невозможно знать заранее, когда и какая функция этого мощного инструмента вам понадобится.

Однако я не вижу необходимости в столь объемистом и дорогом пакете программ для обычного пользователя ПК, которому захотелось, к примеру, обрезать начало и конец своих фильмов и перекодировать их в более компактный формат ради экономии дискового пространства. С подобными задачами успешно справляется малюсенькая, около 700 Кбайт, программка VirtualDUB (http://www.virtualdub.org). Разработчик позиционирует ее как приложение для редактирования видео, в отличие от программ для видеомонтажа, подразумевающего сборку видеоряда из фрагментов с добавлением эффектов.

VirtualDUB предназначена в основном для обработки AVI-файлов, поэтому, будучи способной читать MPEG-1 и даже наборы BMP-картинок, писать на диск она может только AVI-файлы в форматах MPEG-4 и DiV-X.

Предварительный просмотр

Справка программы составлена на предельно простом языке, и освоить работу в этой программе не составит труда любому пользователю, мало-мальски знающему английский. Схема работы также элементарна: загружаем файл, устанавливаем фильтры и опции перекодирования, осуществляем предварительный просмотр в реальном времени или по кадрам, затем сохраняем файл.

Выбрав файл при первом запуске, прежде всего посетите диалоговое окно Video/Filters. В нем вы почерпнете идею о том, что можно сделать с вашим файлом. Полезными для себя я нашел следующие фильтры:

Resize — изменение геометрических размеров изображения;
Blur — размывание изображения (подойдет и для облегчения сжатия);
Cropping — обрезка краев картинки.

Меню Audio позволяет варьировать уровень звукового сопровождения (Volume) или вообще заменить звуковую дорожку (WAV Audio). Последнее бывает полезно, если вы задумали переозвучить фильм. Есть возможность также изменить степень сжатия звуковой дорожки (Audio/Compression). Для доступа к этой функции необходимо включить опцию Full Processing Mode в меню Audio.

Установив нужные опции, можно просмотреть результат в правой части окна при воспроизведении, перебирая ключевые кадры или перемещая бегунок на линейке времени. Если результат вам понравился, просто сохраните новый файл (File?Save As AVI).

После этого начнется обработка файла, время которой зависит только от производительности вашей системы. «Заточенная» под Pentium 4 версия VirtualDUB во многих случаях воспроизводит видео вдвое быстрее нормальной скорости. Тем не менее во время обработки полнометражного фильма чаю попить вы успеете, однако лучше не искушать судьбу увеличением количества запущенных задач в этот ответственный момент. Добросовестный VirtualDUB сделает все самостоятельно, максимально эффективно используя ресурсы системы в неравной борьбе с вашим видео.

Боец № 3 — VideoLAN

Похоже, французские студенты готовят OpenSource-революцию в сфере потокового видео и видео по требованию (streaming video / video on demand). Еще совсем недавно такого рода программные продукты стоили огромных денег. И вот группа студентов из Франции разработала кроссплатформную программу-сервер, способную передавать потоковое видео в локальную или глобальную сеть. Сервер VideoLAN может работать в широковещательном (broadcast) и в индивидуальном (unicast) режимах, а также в режиме трансляции видео по запросу. Последний отличается тем, что позволяет управлять воспроизведением.

Сервер VideoLAN обычно работает в Unix и ведет вещание, воспроизводя файлы MPEG-1, MPEG-2 и MPEG-4/DivX или захватывая видео с устройства DVD, тюнера наземного либо спутникового телевидения. Начиная с версии 0.5.0 VideoLAN Server (VLS) не выпускается для платформы Windows, якобы из-за «хорошо скрытой ошибки».

На самом деле VideoLAN Client (VLC) для Windows теперь универсальный солдат — и клиент, и сервер. Клиент VLC также принимает потоковое видео в любом из перечисленных выше форматов и отображает на экране устройства или в окне программы в той операционной системе, под которую он скомпилирован.

Программа VideoLAN Client является своего рода апофеозом переносимости программ обработки потокового видео на различные аппаратно-программные платформы. В настоящее время существуют его бинарные дистрибутивы под следующие операционные системы:

Windows Mac OS X BeOS Debian GNU/Linux Mandrake Linux Red Hat Linux Familiar Linux YOPY/Linupy

Ряд UNIX-систем поддерживается при сборке из исходного кода, среди них:

NetBSD OpenBSD FreeBSD Solaris QNX

Возможность самореинкарнироваться на различных платформах делает данного Бойцового Кота практически незаменимым при организации систем доставки видеоконтента в особо опасных зонах — отелях и жилых районах. Его можно даже посылать на видеоразведку. Бойцовый Кот нигде не пропадет!

Об авторе
Николай Колдыркаев — инженер-программист, сотрудник ОАО «ЮГ СИСТЕМА плюс», http://www.jugsys.ru. С ним можно связаться по адресу e-mail: Open2000@Front.Ru.

P. S. Автор выражает благодарность коллеге Борису Котлярову за муштрование перечисленных бойцов и бойцовому коту Тохе, который разогнал во дворе всех своих конкурентов, дабы они не мешали писать эту статью.