Мой друг, художник и поэт,

Дождливым утром на стекле

Мою любовь нарисовал,

Открыв мне чудо на земле.


Константин Никольский

Еще совсем недавно при упоминании о компьютере художники или иные творческие люди приходили в замешательство, а на мои рассказы о рисовании с помощью ПК реакция была явно негативная. Но со временем народ постепенно начал интересоваться, как это делается. Полный энтузиазма, я не раз пытался посвятить слушателя сразу во все чудеса и возможности компьютерной графики. В результате пришлось смириться с тем, что одними словами, даже подкрепленными эмоциональной жестикуляцией, никому ничего не докажешь. И я задумался о том, насколько сегодня различны представления о двухмерной компьютерной графике и как убедить людей, что каждый желающий может попробовать свои силы в «искусстве кисти и карандаша».

Немного философии

В силу общепринятых условностей и собственных стереотипов значительному числу людей путь к творческому самовыражению представляется закрытым. Большинство из них просто не могут отважиться на этот шаг, оправдывая себя отсутствием свободного времени, нехваткой средств и знаний, боязнью взяться не за свое дело и т. п. Но ведь ПК, коим нынче несть числа, мог бы стать для них прекрасным средством творческого раскрытия. Почему же этого не происходит?

Очень важно понять (и потом все время помнить), что компьютер — самый настоящий полноценный инструмент художника, но не более того. Он ни в коем случае не заменяет, но значительно ускоряет его работу. Просто время от возникновения идеи до ее визуального воплощения сильно сокращается. Работа творческого мышления художника при этом нисколько не меньше, наоборот, благодаря новым технологиям появляется множество заманчивых направлений и неограниченная свобода для поиска. Компьютер ничего не создает, он никогда ничего за вас не сделает, однако может стать источником бесчисленных творческих идей. Только от художника-человека зависит заметить и воспринять эти идеи, а компьютер остается всего лишь его инструментом.

Мне неизвестно, ставил ли кто-нибудь перед собой задачу рассмотреть искусство цифровой графики как самостоятельное явление. Насколько тесно оно связано с творчеством — вот что, похоже, беспокоит людей, привыкших к более традиционным способам визуализации своих идей.

Художник делится своим восприятием чего-либо, некой идеей, четко улавливаемой только им, один из частных способов передачи которой — цвет, соотношение линий, частей, видимых и невидимых координат.

Идея произведения живет не в факте его существования как объекта или как доказательства, что его автор чего-то достоин. Она оживает гораздо раньше, где-то внутри ищущего человека. И когда у него достаточно опыта и умения почувствовать ее и определить для себя, когда он ее видит, — неважно, до того как он приступил к работе или уже на последних деталях (случается, что идея так и остается «внутри»), — объект уже существует. Сутью идеи является не вещь, воспроизведенная в материале, не золото или картон. Идея остается в изображении, когда его видит другой человек, воспринимающий гармонию цвета, световое излучение с различной длиной волны. Оно несет энергию идеи, суть, перемещенную в цветовой код. Сам материал, краска насыщены энергией. Ведь, к примеру, импрессионизм доступен скорее иррациональному восприятию, чем практическому.

Электронное изображение передает только цвет и создает иллюзию материала. Энергия живет в цвете, не привязанная к определенному способу физического исполнения и как бы идеализирующая идею. Электронное изображение — нечто неосязаемое, некая организация в конкретный момент времени в ограниченной условной системе. Вещественно, физически произведения нет. Есть определенная частота обновления сигнала процессора, поток электронов в p-n-переходах, упорядоченность намагниченных точек на металлическом диске — непонятная электронная мишура, условность. Но каким-то непостижимым образом воспроизводится цвет и изображение существует, дышит (точно так же, как оно живет в разуме человека, как идея, мысль, готовая постоянно в нем изменяться или навсегда исчезнуть), отныне доступное для прочтения каждому. Для него нет понятия вещественной стоимости, есть стоимость авторских прав. Нет понятия копии и оригинала, нет понятия времени. Любое цифровое произведение — это всего лишь знаковая система, файл, который можно мгновенно размножить в любом количестве абсолютно идентичных копий, как цифровых, так и отпечатанных краской.

Можно сказать, что концепция цифрового произведения — мысль несколько ограниченная и обобщенная сама в себе фактом ее визуализации. Но в то же время окончательного определения в материале она тоже не достигает, оставаясь всегда доступной для постоянного преобразования.

Насколько талантлива мышь?

Имеющийся на данный момент разнообразнейший ассортимент программного обеспечения позволяет заниматься любым родом творчества в любой области на самом профессиональном уровне, на какой только способен пользователь. Единственное условие — программный продукт необходимо освоить, ознакомиться с функциями и особенностями его интерфейса.

Существует целый ряд графических редакторов, знание которых обязательно при профессиональной работе верстальщиков и дизайнеров. Их основные задачи — создавать и моделировать качественные эскизы интерьеров, строить чертежи, планировать архитектурные и топографические модели, заниматься киномонтажом и многое другое. Однако ввиду своей профессиональной направленности они не предоставляют полноценной альтернативы для свободного изобразительного творчества.

Неудивительно, что весьма продолжительное время после появления компьютера художников не удовлетворяло качество его работы - им не нравился «технологический вид» изображения. Растровая картинка, получаемая с помощью инструментов, имевшихся в тогдашних графических программах, отличалась неправдоподобностью, плакатными открытыми цветами, жесткостью линий. Что-то похожее сейчас можно найти, например, в ОС Windows, в подручном графическом редакторе под названием Paint. Когда в 1991 г. появилась первая, изобретенная Марком Циммером, версия Painter, она намного превосходила любую графическую программу на платформе Macintosh и Windows по количеству художественных инструментов, материалов и особенно по «правдоподобности» изображения. На данный момент последняя версия этой программы приобрела настолько уникальные свойства, что сравнить ее просто не с чем. Это сказано не в упрек остальным пакетам для двухмерной графики. Просто все они направлены на определенный изобразительный профиль и настроены под нужный технологический процесс, подобно профессиям фотографа, чертежника или оформителя. Adobe Photoshop — неподражаемый фоторедактор, профессиональное приложение для цветокоррекции и подготовки изображений к полиграфической печати. Adobe Illustrator хорошо подходит для создания плакатов, информационных и рекламных проспектов, содержащих достаточно объемную и качественную текстовую информацию в комбинации с векторными и растровыми изображениями. Архитектурные прикладные программы, например ArchiCAD, используются там, где нужно не столько рисовать, сколько конструировать пространственные модели архитектурных проектов, получать и реалистичные трехмерные изображения, и их чертежи. Да и картинка создается с помощью манипулятора — мыши, вещи, далекой от естественных инструментов рисования.

В этой статье я расскажу о графическом редакторе, с момента появления стоящем особняком в ряду программ такого класса. Может быть, так мне удастся кого-то перетянуть в лагерь сторонников компьютерной живописи.

Поэтом можешь ты не быть

Painter — программа для художников, имитирующая ту натуральную среду, к которой они привыкли, пользуясь реальными материалами.

Уникальность программы заключена в полной свободе действий художника, когда ему не приходится думать во время работы о чем-то еще, кроме творчества. Начиная с необычной концепции интерфейса с инструментами и палитрами и заканчивая специальным настраиваемым модулем, который добавляет вашей мыши полезные динамические свойства, все как бы отвлекает от факта, что перед вами компьютер. А при работе с графическим планшетом и пером грань между настоящим и виртуальным рисованием и вовсе становится незаметной. В случае использования пера появляется третья составляющая — давление на поверхность. Этот фактор важен для большинства реально существующих инструментов. В зависимости от него пастельный мелок по-разному заполняет неровности шершавой бумаги, стальное перо изменяет ширину линии, волосяная кисть создает различные по сочности и форме отпечатка мазки и т. д. И все эти и другие особенности Painter воспроизводит полностью так, как и положено, разве что пыль от угольного мелка с экрана не сыплется.

В Painter заключены все виды графики, какие только можно себе представить. Каждый из них имеет несколько вариантов — естественно, ведь даже карандаши бывают разные. Все это взаимодействует с волокном холста в зависимости от устанавливаемой для него степени рельефности, фактуры и механических свойств виртуального инструмента. Это особенно важно, например, для пастельных мелков. Штрихи, создаваемые ими, чувствительны к бумаге. При легком нажиме под краской остается больше незакрытой поверхности, при сильном штрих получается плотным. В случае работы с масляной пастелью цвета штрихов перемешиваются. Все эти параметры можно в любой момент изменить с помощью доступных экранных палитр так же легко, как взять из коробки настоящий мелок или кисточку. Это относится и к бумажным фактурам, меняя которые во время работы вы получаете разные по текстуре отпечатки.

Еще одна из особенностей — совмещение техник на одном и том же холсте при выполнении одного произведения. Все это благодаря особому подходу к написанию программы, где был сделан упор на имитацию физического поведения реальных материалов, а не на сугубо цифровые эффекты.

Что у нас с кистями и прочими средствами живописи в Painter? Как в художественной лавке, есть щетинные кисти, шпатели (для масляной живописи), мелки, войлочные перья (фломастеры), акварель, аэрограф, «жидкие» кисти и пр. Помимо этого есть и «несуществующие» инструменты: кисти-эффекты. Они могут «прожигать или обугливать», деформировать и искажать (подобно Kai?s Power Tools, см. «Мир ПК», №1, №2/03), засыпать осколками битого стекла и играть на всем этом солнечными бликами. Образно говоря, это фильтр на кончике пера. Предусмотрена даже техника мозаики, где можно выкладывать изображение по одной частичке, как смальту, используя в качестве эскиза готовый рисунок, придавать им форму, стиль соединения, необходимый рельеф и освещение.

Особенно порадовало появление в последней, седьмой версии пакета качественно новых инструментов для работы с красками на водной основе. К примеру, Watercolor (акварель) теперь получила «движок» для рендеринга, имитирующего некое подобие броуновского движения частиц. Проще говоря, пигментные частички пиксельной (в данном случае) краски хаотично перемещаются в коротком радиусе до полного впитывания водного слоя в виртуальную бумагу. Диффузное смешение красок выглядит очень реалистично.

Специальные эффекты, или фильтры, Painter интегрированы в оболочку пакета, взаимосвязаны и представляют собой такую мощь, что не нуждаются в каких-то дополнительных модулях, кроме разве что KPT (просто тот и другой являются продукцией одной и той же корпорации Metacreation). Painter работает со встраиваемыми модулями большинства сторонних производителей.

Другая разновидность эффектов Painter — Dynamic floater (динамический плавающий слой). Он не изменяет изображение, выполняя рендеринг, а «висит» над ним, как бы преломляя его через себя вроде корочки подтаявшего льда. Слой можно свободно перемещать по изображению, наблюдая за изменениями, настраивать параметры и помещать на разные уровни подобно слоям в Photoshop.

Кстати, о слоях. В Painter они называются словом Floater, по характеру схожи с объектом Layer в редакторе Photoshop. Такие параметры, как прозрачность, маска (альфа-канал), режимы цветового перекрытия, полностью идентичны. Но организация отображения слоев оформлена как дерево подкаталогов, т. е. сгруппированные объекты не обязательно отображать всем списком, его можно свернуть, что экономит место в браузере.

Векторная графика в редакторе находится на должном уровне. Векторные шаблоны, описываемые с помощью кривых Безье, отображаются как независимые слои и пользуются теми же свойствами прозрачности и цветового перекрытия, что и растровые объекты. Текстовый редактор, тоже предусмотренный в Painter, обладает широкими возможностями работы с динамическим текстом, который, впрочем, можно переводить в кривые и работать с ним дальше как с векторным.

Painter обеспечивает импорт и экспорт файлов в формате AU для Adobe Illustrator и сохранение в EPS. Поддерживается открытие и сохранение файлов PSD — основного формата Photoshop.

Анимация в Painter не сложнее обыкновенного планшета аниматора. Монтажный столик отображает сразу от двух до пяти последовательных рисунков, как вам понадобится, а текущий Frame (кадр) расположен подобно обычному листу на рабочем поле. Анимация рисуется кадр за кадром, как настоящая «живая» рисованная, без какого-либо намека на «компьютерность».

Используя все описанные выше инструменты и свойства редактора Painter, подвижные слои и динамические эффекты, художник может создавать анимацию как в своей привычной манере, будь то коллаж или техника стекла и масла, так и в любой другой, на какую только у него хватит воображения. Текущий формат, в котором автоматически сохраняется фильм, именуется FRM. Для профессионального сведения файл конвертируется в AVI или просто в последовательный набор нумерованных кадров. Предусмотрена также запись в формат GIF для Web-анимации.

Что касается Web-технологий, то Painter — отличное средство для создания сайта с ярким запоминающимся оформлением (загляните ко мне на http://paintercity.narod.ru/sethtml/mainru.htm , и вы это увидите своими глазами).

Хочу еще добавить несколько слов по поводу системных платформ. Редактор выпускается как под платформу MAC OS, так и под Windows, не исключая и последнюю продаваемую версию Corel Painter 7. Были времена, когда комплект поставлялся в жестяной банке из-под масляной краски, в которой присутствовали CD-ROM, буклет и запах этой самой краски. Теперь в картонной коробке находятся два компакт-диска с инсталляционными файлами, библиотекой дополнительных материалов и инструментов, а также руководство для будущего пользователя, буклет с образцами работ художников, таблица клавиатурных сокращений и карточка регистрации.

В русском переводном издании (очень удачном, на мой взгляд) книги о Painter 4 (автор Карен Сперлинг), где, в частности, описан опыт работы многих художников, Painter сравнивается с самолетным ангаром, сплошь заставленным стеллажами со всеми существующими на свете художественными материалами, инструментами и прочими принадлежностями. Там же сказано, кто пользуется редактором Painter:

«Работники изящных искусств. Художники, имеющие художественное образование, используют акварели, кисти из щетины и аэрографы Painter для создания рисунков аналогично тому, как они создавали рисунки традиционными способами до того, как начали пользоваться компьютером. Многие из этих художников переносят рисунки, созданные ими в Painter, на бумагу и холст и выставляют их на выставках в галереях, где они продаются в частные коллекции. Художники-оформители. Они используют Painter для создания иллюстраций в прессе и печатной рекламы. Карикатуристы. Аниматоры. Коммерческие художники. Иллюстраторы детских книг. Фотографы и фоторетушеры. Дилетанты. Необязательно быть художником-профессионалом для того, чтобы пользоваться Painter. Любители являются еще одной категорией пользователей этого пакета. Painter открыл новые творческие возможности для докторов, дантистов, пенсионеров и других людей, не художников, которые всегда хотели рисовать, однако никогда не добивались успеха на этом поприще».

Самая свежая информация о новой версии Painter — Corel Painter 7 — находится на сайте корпорации Corel по адресу: www.procreate.com.

Об авторе:

Алексей Портнов — аспирант Государственного морского технического университета (Санкт-Петербург), художник и дизайнер издательства «Санкт-Петербург — XXI век».

Домашний сайт http://paintercity.narod.ru/sethtml/mainru.htm


Corel Procreate Painter 7.0

Системные требования: Pentium-200, 64-Мбайт ОЗУ, не менее 400 Мбайт свободного дискового пространства для установки, 24-бит (800x600) цветной монитор, 2X-дисковод CD-ROM, мышь или графический планшет. Программа работает в среде Windows 98/NT 4.0/2000.

Цена: 363 долл.

Corel Corp.

1182