Продолжаем рассказ о фильтрах из набора Kai?s Power Tools 7, начатый в предыдущем номере журнала.

KPT Ink Dropper («Чернильная пипетка»)

Рис. 1. Надпись, выполненная с использованием возможностей фильтра KPT Ink Dropper

«Чернильная пипетка» имитирует брызги цветной жидкости, выпущенной из пипетки на поверхность рис. 1. Этот фильтр можно использовать для создания капель, пятен и затуманенных водоворотов. Он позволяет выбрать цвет жидкости, повлиять на его интенсивность и прозрачность. Можно изменить размер отдельных капель и степень их разброса по поверхности.

Что ж, давайте возьмем чистый лист и немного его запачкаем. Воспользуемся для этого кнопками управления, расположенными на панели предварительного просмотра (рис. 2).

Рис. 2. Панель предварительного просмотра: Исполнение-Пауза-Сброс

Чтобы создать капли, щелкните мышью в рабочем окне. До тех пор, пока кнопка мыши остается в нажатом состоянии, из пипетки на рисунок будут капать капли жидкости. Удерживая клавишу и перемещая мышь, можно выполнить «художественное загрязнение» разных частей рисунка. Если нажата кнопка «Исполнение», капли будут растекаться, а при нажатии на кнопку «Пауза» движение капель останавливается. Повторный щелчок на кнопке «Исполнение» возобновляет инерционное движение капель. Нажатие на кнопку «Сброс» приведет к отмене всех выполненных действий и возврату рисунка к первоначальному состоянию.

Применим эффект в режимах «Исполнение» и «Пауза» (рис. 3).

Рис. 3. Эффект пипетки на темно-синем фоне: а — в режиме «Пауза», б — в режиме «Исполнение»
Рис. 4. Панель установки параметров капель

Попробуем теперь повлиять на свойства разбрасываемых капель, обратившись к панельке Drop Settings («Параметры капель»), показанной на рис. 4.

Перемещая имеющиеся на панели ползунки, можно изменить следующие параметры:

  • Volume ("Объем") - количество выбрасываемой жидкости;
  • Dispersion ("Разброс") - расстояние, на которое разбрасываются капли;
  • Diffusion Rate ("Скорость диффузии") - скорость распространения капель жидкости;
  • Fluid Movement ("Движение жидкости") - характер перемещения капель жидкости.
Рис. 5. Иллюстрация работы фильтров Kai?s Power Tools в одной команде

Примером использования фильтра может послужить показанная на рис. 5 мистическая картина, созданная исключительно с помощью фильтров KPT Ink Dropper, KPT Lighting, KPT Fluid и KPT Hyper Tiling.

Воспользовавшись чернильной пипеткой, можно напустить на фотографию немного облаков и тумана, а затем фильтром KPT Channel Surfing добавить цветам насыщенности (рис. 6).

Рис. 6. Облака и туман, созданные чернильной пипеткой: а — исходная фотография, б — фотография после обработки

Фильтры Kai?s Power Tools позволяют не только добавлять жидкость к изображению, но и трансформировать ее. Для этого и предназначен фильтр KPT Fluid.

KPT Fluid («Жидкость»)

Рис. 7. Надпись, выполненная с использованием возможностей фильтра KPT Fluid
Рис. 8. Жидкостная трансформация: а — исходный вариант, б — результат применения жидкостного эффекта

Рис. 7 наглядно иллюстрирует жидкостные трансформации, вносимые фильтром Fluid в изображение.

Создать жидкостный эффект несложно. Достаточно щелкнуть мышью в окне предварительного просмотра и, не отпуская ее, выполнить замысловатое движение (рис. 8).

Используя показанную на рис. 9 панель параметров (Parameters), можно устанавливать размер кисти (Brush Size), ее быстроту (Velocity), влияющую на силу мазка, и смешивание (Blend), определяющее инерционность (т. е. насколько долго будет продолжаться движение после отпускания кнопки мыши).

Рис. 9. Панель параметров

Установите на максимум значения Blend и Velocity, перейдите к панели предварительного просмотра (рис. 10) и обратите внимание на несколько полезных управляющих кнопок. Щелкнув в окне панели и не отпуская кнопку мыши, выполните небольшое, но резкое движение (рис. 10). При этом автоматически нажмется кнопка «Исполнение», а жидкость потечет в указанном кистью направлении. Быстро нажмите на кнопку «Пауза». Процесс остановится. Теперь каждый щелчок на кнопке «Шаг вперед» будет возобновлять движение жидкости на короткий отрезок. В то же время щелчки на кнопке «Перемотка» возвращают жидкость на шаг назад, к исходному изображению. Если щелкнуть на кнопке «Исполнение», процесс растекания жидкости продолжится. Кнопка «Остановка» позволяет отменить все выполненные действия и вернуть изображение к исходному состоянию.

Рис. 10. Воздействие управляющих кнопок на панели Preview:

а — исходная фотография,

б — фотография после обработки фильтром (1. Остановка, 2. Перемотка, 3. Исполнение, 4. Пауза, 5. Шаг вперед)

Фильтр KPT Fluid позволяет также создать небольшой фильм и сохранить его в формате мультимедиа AVI Movie (*.avi), QuickTime Movie (*.mov) или в виде последовательности BMP-рисунков (*.bmp). Кстати, такой возможностью обладают и некоторые другие фильтры из серии KPT Tools.

Рис. 11. Создание и наложение текстуры: а — градиентное заполнение; б — выполнение жидкостной трансформации, в — исходное колечко, г — кольцо «Глаз дракона» (после наложения текстуры)

Однако вернемся к методам обработки изображения и применим фильтр для получения интересной текстуры. Для начала создайте в Photoshop новый RGB-документ размером 500Ё400 точек. Воспользуйтесь фильтром KPT Gradient Lab («Лаборатория градиентов») и нанесите на холст стандартный шаблон градиента (рис. 11, а).

Теперь с помощью фильтра KPT Fluid «замесите» рисунок (рис. 11, б). Сохраните его в JPG-файле, для того чтобы им можно было воспользоваться в дальнейшем в качестве текстуры.

Вызовите фильтр KPT SceneBuilder («Создатель сцены») из шестой версии Kai?s Power Tools. Выберите в качестве объекта кольцо (Ring) из папки KPT SceneBuilder ObjectsMiscellaneous (рис. 11, в) и нанесите на него полученную текстуру (рис. 11, г).

Умело применяя возможности фильтра KPT Fluid для трансформации изображения, можно создавать разнообразные рисунки. Выберите для эксперимента какую-либо фотографию или рисунок и попробуйте видоизменить его, используя фильтр KPT Fluid. Фотографию, показанную на рис. 12, а, можно преобразовать в языки пламени, представленные на рис 12, б.

Рис. 12. Применение к фотографии жидкостного эффекта: а — исходный снимок, б — снимок после обработки

KPT Channel Surfing («Серфинг каналов»)

Рис . 13. Иллюстрация действия фильтра KPT Channel Surfing

Фильтр KPT Channel Surfing позволяет применить эффекты к каналам изображения. Он оказывает огромную помощь, размывая, осветляя или затемняя их, либо повышая четкость фотографий. Пример действия фильтра показан на рис. 13.

Рис. 14. Панель управления параметрами фильтра

Все необходимые установки выполняются в панели Controls («Управление») (рис. 14). Многие из этих настроек можно выполнить и в программе Photoshop, однако, во-первых, здесь они собраны воедино и ими легче управлять, а во-вторых, фильтр предоставляет бо/льшие возможности.

Начнем с выбора стиля применяемого эффекта — возможные варианты представлены в таблице, а результаты действия — на рис. 15.

Теперь надо определить канал, к которому этот эффект будет применен: красный (Red), синий (Blue) или зеленый (Green). Можно также повлиять на канал цветового тона (Hue), канал яркости (Luminance) или канал насыщенности (Saturation). И наконец, эффект можно применить ко всем каналам одновременно (All).

Рис. 15. Действие различных стилей эффекта: а — Blur, б — Contrast, в — Sharpen, г — Value Shift

В окне предварительного просмотра фильтра видно воздействие, оказываемое эффектом на изображение. Его силу можно изменить ползунком Effect Amount (для выполнения глобальной установки силы эффекта) или дополнительным каналом (для ослабления эффекта в разных частях изображения по-разному).

Перейдите к секции Attenuate With («Ослабить с помощью канала»), позволяющей ослабить воздействие основного канала. Если применить эффект, например, к каналу Blue изображения и выбрать в качестве дополнительного канал Red, то количество синего цвета будет отрегулировано с учетом значений красного канала. Возьмем облака (рис. 16) и применим к ним эффект Value Shift со значением Opacity, равным 50%.

Рис. 16. Влияние дополнительного канала: а — исходный рисунок, б — применение эффекта к каналу Blue, в — новое воздействие с установленным дополнительным каналом (Blue+Red)

Если выбрать опцию None («Нет канала»), то параметры этой секции не будут влиять на результат. Сила воздействия эффекта плавно изменяется между минимальным (Value at Minimum) и максимальным (Value at Maximum) значениями диапазона. Например, применим эффект Blur ко всем каналам (All) и дополнительному каналу Luminance. Если установить значение Value at Minimum равным 50%, то эффект размытости проявляется на 50% в тех областях изображения, которые полностью затемнены (со значением яркости 0). Если установить значение Value at Maximum диапазона равным 100%, эффект размытости проявляется на 100% в тех областях изображения, которые имеют максимальный блеск (со значением яркости 255). На остальной части диапазона эффект плавно изменяется.

Попробуем придать фотографии более яркий художественный вид, воздействуя на канал цветовой насыщенности и применяя режим смешивания Procedural, а затем воспользуемся дополнительным каналом Luminance, установив минимум на 9%, а максимум на 22% (рис. 17).

Рис. 17. Влияние дополнительного канала: а — исходный рисунок, б — обработка без дополнительного канала (None), в — обработка с участием дополнительного канала Luminance
Рис. 18. Меню выбора типа смешивания

Вот мы и добрались до параметра Blend Mode («Режим смешивания»), воспользовавшись которым можно установить характер воздействия эффекта на пикселы исходного изображения. Щелкнув в секции Blend Mode, вызовите всплывающую панель Blend Type («Тип смешивания») (рис. 18).

Поскольку все режимы из этого списка используются и в других пакетах растровой графики, в том числе и в Photoshop, остановлюсь только на некоторых особенностях.

Режимы Put Behind («Поместить позади») и Dissolve («Исчезновение пикселов») работают только со слоями изображения. Режим Dissolve рекомендую использовать совместно с режимами Contrast или Value Shift.

Режим Multiply затемняет изображение. Он подходит для добавления теней и придания очертаниям предметов большей четкости. Напротив, Screen осветляет изображение и снижает его контрастность.

Режимы Multiply Norm, Screen Norm, Procedural и Procedural Inv очень похожи, однако не являются вариациями одной и той же темы. Режим Multiply Norm затемняет изображение, повышая насыщенность цветов, увеличивая контрастность и создавая блики. Его можно также сравнить с рисованием густыми белилами. Режим Screen Norm применяется для приглушения цветов изображения. Его действие дает эффект мягкого освещения или рисования разбавленными белилами на холсте. Но наиболее интересен и полезен режим Procedural. В нем пикселы светлее среднего значения яркости (128) еще осветляются, а темнее — затемняются. Он увеличивает насыщенность и повышает контрастность изображения. Режим Procedural Inv имеет обратное действие: происходит затемнение пикселов исходного изображения, когда они светлее среднего значения яркости, и осветление в противоположном случае.

Режимы Lighten и Darken осветляют или затемняют изображение и создают однородный базовый цвет.

Режимы Difference, Difference Inv, Similarity и Similarity Inv наименее предсказуемы. Режим Difference («Разница по яркости») инвертирует светлые области изображения и не изменяет черных. Режим Similarity («Подобие по яркости»), напротив, не влияет на белые области, а темные части изображения инвертирует. Режимы Difference Inv и Similarity Inv соответственно противоположны.

Режим Extrapolate («Экстраполяция») особенно эффективен при использовании его совместно с Blur («Размытие») или Value Shift («Изменение яркости»). Это позволяет получить высококонтрастное изображение, но с меньшей насыщенностью, чем в режиме Contrast+Normal.

Режим Color («Цвет») позволяет одновременно воздействовать на цветовой тон и насыщенность изображения.

Рис. 19. Изменение «сумрачной» фотографии: а — исходное изображение, б — результат повышения контрастности и осветления

В качестве примера попытаемся изменить сумрачное настроение на фотографии (рис. 19). Выберите стиль Contrast и канал Blue (поскольку на фотографии много синего). Для осветления изображения задайте режим смешивания Screen. В довершение общей картины примените дополнительный канал Luminance и установите его значения равными нулю. Это нужно для того, чтобы основной эффект осветления наиболее сильно воздействовал на темные части картины.

KPT Pyramid Paint («Имитатор рисования»)

Рис. 20. Результат применения к изображению «Имитатора рисования»

Фильтр KPT Pyramid Paint использует цветовой режим Lab для добавления в исходное изображение эффектов, имитирующих мазки кисти художника (рис. 20).

Прежде чем перейти к упражнениям с фильтром, вспомним, что цветовой режим Lab работает с тремя каналами:

  • каналом яркости, содержащим основную информацию о светлых и темных участках изображения;
  • каналом "a", содержащим информацию об оттенках от красного до зеленого (Red-Green);
  • каналом "b", содержащим информацию об оттенках от желтого до синего (Yellow-Blue).
Рис. 21. Панель параметров фильтра KPT Pyramid Paint

Фильтр также позволяет осветлить изображение (Lighten Colors), повысить насыщенность (Saturation) и яркость цветов (Saturate Colors) или изменить контрастность (Contrast). Все эти настройки выполняются из панели Parameters («Параметры фильтра») (рис. 21).

С помощью этой панели можно выполнить настройку порога (Threshold), контролируя границы между цветными областями изображения (меньшие значения параметра Threshold приводят к сглаживанию переходов между цветами), и поворот цветового тона (Hue Rotate), изменяя окраску (рис. 22).

Рис. 22. Влияние параметра Threshold: а — исходный рисунок, б — рисунок после обработки (значение Threshold здесь максимально, поэтому результат напоминает картину импрессиониста)

Итак, в нашем арсенале появились еще три замечательных фильтра. Уверен, что они способны доставить много приятных минут.

Окончание следует.

С автором можно связаться по e-mail: gevenv@mail.ru.

В статье использованы фотографии с инсталляционного диска Kai?s Power Tools 7, а также рисунки автора и его маленькой дочери Марии.


Продолжение. Начало см. в №1/03, с. 128.

Варианты стилей эффекта из секции Apply Effect («Применить эффект»)
854