Вечер. Лампа над столом в библиотеке архива ФСБ. В круге света — объемистые папки. Это немые свидетели. Пусть же они заговорят и откроют нам свои тайны... Но обо всем по порядку.

В вечной памяти будет праведник.

Псал. 111

Немного истории

Сложно сказать, кто начал собирать сведения о пострадавших за веру во Христа. Известно, что еще во время первых гонений Св. Климент поставил в округах Рима особых писцов. Они фиксировали все происходящее с христианами в темницах и судилищах, хотя сами подвергались при этом смертельной опасности.

Прошли века. И в нашей стране в XX столетии начались такие жестокие и длительные гонения на верующих, которых еще не знала история православной церкви. Несмотря на преследование властей, все же находились люди, которые собирали сведения о пострадавших за веру. Часть этой информации (очень небольшая) была передана за границу и опубликована в эмигрантских изданиях о. Михаилом Польским. Но и она для большинства россиян оставалась труднодоступной. Только после перестройки появилась возможность обнародовать в нашей стране сведения подобного рода. Конечно, было логично объединить разрозненные источники, сделать работу по поиску имен пострадавших за веру целенаправленной и централизованной.

И в 1989 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил о том, что в Священном Синоде создана комиссия по реабилитации необоснованно репрессированных священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. Сразу же в ее адрес пошли письма — от родственников священнослужителей и просто прихожан храмов, стремящихся восстановить добрые имена своих пастырей. Одновременно с созданием этой комиссии патриархия разослала по всем епархиям запросы об имеющихся сведениях о пострадавших за Xриста. В результате к 1992 г. в распоряжении комиссии оказался громадный архив бумаг, содержащий информацию почти о 2000 пострадавших. Необходимо было обработать, систематизировать эту массу документов, сделать их доступными. И тогда, по благословению святейшего патриарха Алексия II, материалы передаются в созданный в 1992 г. Свято-Тихоновский Богословский институт, где в то время уже появились первые компьютеры.

Об энтузиастах

База данных, содержащая сведения о пострадавших за веру, строилась на основе СУБД «Ника», созданной в Институте системного анализа РАН. Сначала был сделан локальный вариант, а с 1996 г. существует версия БД и для Интернета — на сайте www.pstbi.ru. Сама же структура базы данных появилась еще в 1990 г., и сразу же началось ее заполнение.

А в 1994 г. Свято-Тихоновский Богословский институт получил грант на создание информационной системы «Новейшая история Русской Православной Церкви» от Российского фонда фундаментальных исследований, важнейшей частью которой и стала база данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви, пострадавшим за веру, начиная с 1917 г. На поступившие от фонда средства закупили компьютеры, сканер, модем.

Программную же часть — создание механизма поиска, разработку рубрикатора, тестирование, отладку и ввод информации — выполняли в основном энтузиасты (около 50 человек участвовали в этом проекте на добровольных началах). Единственный штатный сотрудник кафедры информатики Свято-Тихоновского института систематизирует поступающие сведения и координирует всю деятельность. В базу данных пострадавших за веру священнослужителей и мирян уже введены биографии 21 тыс.1 человек. Однако работа продолжается. В институт постоянно обращаются родственники с просьбой, как правило, получить или, наоборот, разместить информацию. Такова, кратко, история создания.

О работе с базой данных

Cпециалисты разработали единую схему, в соответствии с которой биографические материалы располагаются в базе данных. Она содержит последовательно заполняемые блоки со сведениями о пострадавших за веру (подробнее см. www.pstbi.ccas.ru). Но это совсем не похоже на сухую анкету. Что особенно ценно, блоки часто комментируются уникальными письмами родным из заключения, рассказами о тех или иных эпизодах жизни, фразами из допросов или из обвинительного заключения, описанием обстоятельств кончины. Есть здесь и редкие снимки — обычно их приносят родственники, частично источниками служат печатные издания. Фото cразу сканируют и возвращают. Работают с ними в пакете FotoStyler, который был поставлен вместе со сканером.

По запросу из базы данных выбраны сведения обо всех священниках, окончивших духовные академии и приговоренных к расстрелу

Гибкий механизм поиска позволяет строить запросы любой сложности и вести выборку из базы более чем по ста реквизитам, организовать комбинированный поиск, поиск по условиям (например, по параметру «и» — найти всех священнослужителей, окончивших определенное учебное заведение и приговоренных к расстрелу).

В то же время база постоянно корректируется и совершенствуется, добавляются новые поля.

О проблемах

Можно выделить несколько проблем, возникающих в процессе этой нужной и благородной, но далеко не простой деятельности.

Первая проблема — чисто техническая: устаревшие компьютеры с ограниченной памятью с трудом вмещают непрерывно растущие массивы информации, а хранение фотографий высокого качества требует все больших объемов дискового пространства. Казалось бы, логичный выход — вести архив на компакт-дисках. Что и делается в настоящее время. Но очень часто требуется, например, по запросам родственников, причем довольно оперативно, получить более подробную информацию. А выбрать ее из архива компакт-дисков, да еще и на устаревших технических средствах не так-то просто.

Вторая проблема — постоянное изменение и пополнение сведений в БД. Так, когда человек уже причислен к лику святых (а канонизация2 идет постоянно) то по общим правилам Русской Православной Церкви он должен называться не по фамилии, а по имени, например священномученик Василий. Оперативно отразить это в электронном, а тем более в печатном издании (о котором будет сказано ниже) не всегда получается.

Третья проблема — так называемые двойники. Информация поступает из многих источников, но, как показывает практика, из более чем ста реквизитов о пострадавшем заполняются всего лишь единицы. Из таких частично заполненных анкет подчас невозможно понять, об одном человеке или о разных людях идет речь. Недавно создана новая версия компьютерной программы, которая выявила около сотни «двойников», и над уточнением сведений о них идет работа.

О специфике и трудностях

Икона «Собор новомучеников и исповедников российских»

Ведение базы и теоретически дело непростое.

Заполнение ее идет по определенному макету, причем информация структурирована по периодам жизни, а уже внутри их идут биографические сведения: служение, аресты, обвинение, тюрьмы, заключение. Строго по годам вести биографии не получается — не всегда есть информация. Сначала заполняются поля, а дополнительные сведения вводятся как комментарий к разделу.

Готовая карточка загружается в базу данных, все дела разбиваются на «архивные папки». Так, в одной такой папке будут содержаться дела всех участников какого-либо крупного судебного процесса над духовенством. В другой может быть информация из книги, например, изданной Екатеринбургской епархией, о репрессированных священниках, служивших в ее приходах.

Подобные книги вышли уже по половине епархий. Только по Орловской области это восемь томов, однако туда включены имена всех репрессированных, и из них надо выбрать тех, кто пострадал за веру. Но это далеко не просто.

Скажем, в недавно полученном Поморском мартирологе удалось найти 17 человек. Хотя на самом деле таких людей наверняка больше — однако если они были там в ссылке, то уже значились как «печник», «столяр» и т.п. И тогда определить, священник он или нет, очень трудно.

Верификация базы, сравнение по реквизитам — практически ручной труд. Часто встречаются разночтения в написании: имя «Иларион» по-церковному пишется с одним «л», а по-мирскому — с двумя, и программным путем этого человека однозначно не найдешь. Бывает и так, что даже в одном деле просто по неграмотности или невнимательности фамилия написана в нескольких вариантах. Постоянно приходится уточнять и географию — изменились названия мест.

А если информация по большому групповому делу поступает из различных источников и в разное время, то нужно тщательно отследить, чтобы не было дублирования и связанной с этим путаницы.

Однако, несмотря на все проблемы, работа продолжается, причем довольно интенсивно, и уже есть первые результаты. Но перед тем как говорить о них, пара слов о том, над чем трудятся в институте сейчас.

О сегодняшнем дне

В настоящее время главная задача, стоящая перед сотрудниками кафедры информатики Свято-Тихоновского Богословского института и их добровольными помощниками, — это ввод новых данных.

А поток информации нарастает с каждым днем. Важнейшим источником являются письма родственников, книги и периодика, неопубликованные рукописи, аудио- и видеозаписи, материалы, присланные отдельными исследователями-энтузистами.

Большой объем работы выполняется добровольными помощниками из Свято-Тихоновского Богословского института в библиотеке архива ФСБ. Там идет разбор дел, заполнение специальных анкет, данные из которых потом заносятся в компьютерную БД.

О результатах

Компьютерная база данных явилась основой для решения целого ряда серьезных задач.

Во-первых, она помогает открыть правду, восстановить добрые имена пострадавших за православную веру, а также обстоятельства их жизни и подвига. Ведь до недавнего времени все они с официальной точки зрения рассматривались как контрреволюционеры и антисоветчики. Банк данных и призван заполнить это «белое пятно» на карте истории нашей родины. Создатели ставят своей целью, в идеале, собрать сведения о всех новомучениках3 России XX в.

Кроме того, информация из БД уже используется при подготовке книг и справочников о пострадавших за веру. Так, на ее основе вышло печатное издание объемом 700 страниц, содержащее около 4500 биографий новомучеников и исповедников российских.

Выпущен вариант БД и на компакт-диске, куда вошло 16 тыс. биографий, с удобной системой поиска. На нем располагается http-сервер базы данных, и биографии поэтому формируются из БД «на лету» — по запросу, с мгновенным отображением искомой информации. То есть с компакт-диском работа идет по тому же принципу, что и с Интернет-сервером.

Еще несколько интересных фактов.

Из базы данных специальная программа автоматически формирует список имен тех, кто расстрелян или скончался в обозначенный день.

К прославлению пострадавших за веру в Христа была написана большая икона — «Собор новомучеников и исповедников4 Российских», с клеймами, на которых изображены наиболее яркие события их жизни и мученической кончины. При работе над ней использовались сведения и фотографии, также взятые из этой базы данных.

Статистическая обработка собранных сведений в разных разрезах позволяет выявить ряд закономерностей, проследить тенденции развития Русской Православной Церкви в XX в., просто представить то, что происходило у нас в стране.

Так, на основе этих данных получен ставший довольно известным не только в нашей стране, но и за рубежом «График гонений»5. Построен он с учетом того, что реальное количество пострадавших примерно в 25 раз больше, чем занесено в базу данных. Красным и синим цветом отображены здесь две кривые — график арестов и график расстрелов по годам. Видно, что в печально известном 37-м обе линии зашкаливают. Выбрав на графике точку и щелкнув на ней кнопкой мыши, можно сразу получить список пострадавших за этот год.

Наглядная статистика демонстрирует, например, такую закономерность: каждому «пику гонений» соответствует свой комиссар ГПУ — НКВД, а «провалы» приходятся на годы смены руководителей этой организации.

Интерес к базе данных непрерывно растет. Сейчас к ней обращаются в среднем около двух тысяч человек в день.

О перспективах

Надо сказать, что до конечного результата еще далеко. Разработчики планируют обновление БД, совершенствование и корректировку ее структуры, расширение информационного наполнения — причем на долгие годы вперед.

Первоочередная задача — создание «симбиоза» СУБД «Ника» и системы электронных архивов «Евфрат». Сейчас документы в систему поступают непрерывным потоком, они очень разнятся по объему, характеру и содержанию. Ввод же «Евфрата» позволит более тщательно формализовать и упорядочить работу: при этом каждый документ будет регистрироваться как отдельный, иметь своего автора (оператора) — одним словом, все необходимые реквизиты. И помещаться эта информация будет в строго структурированном виде в электронный архив. В то же время все сведения из него — содержательная часть — автоматически отправятся в БД «Ника». В результате там будет собираться своеобразная «база знаний» обо всех пострадавших за веру.

Это даст возможность не только найти интересующую информацию — довольно мощная система поиска в БД создана уже сейчас, — а оперативно уточнить ее источник и при необходимости сразу же просмотреть нужные документы.

* * *

Лампа потушена, дела унесли обратно в архив. Но удивительное ощущение того, что эти люди живы и с нами, — осталось. За окном уже совсем темно, выхожу на Лубянскую площадь, на небе — мириады звезд. Невольно возникает сравнение: так же и те, кто пострадал за веру, как звезды, светят нам из ночной темноты. Нам известна лишь малая часть пострадавших за веру. И хотя мы постоянно узнаем новые имена, может быть, так никогда и не узнаем всех. Но ведь это здесь, на земле. А у Бога не так. У Него — все живы.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК». Контактный тел.: (095) 253-92-27, e-mail:mikeg@pcworld.ru.


1 На момент подготовки материала.

2 Канонизация — причисление к лику святых. По традиции требуется соблюсти несколько правил, в частности, должны быть свидетельства не только праведной жизни канонизированного, но и того, что дух его продолжает действовать и после физической смерти (например, святой являлся во сне с пророчествами, люди получали исцеление при обращении к нему и т. п.)

3 Новомученики — люди, умершие (умученные) за веру во время гонений на церковь в XX в.

4 Иcповедники - люди, пострадавшие за веру и оставшиеся в живых

5 По данным из статьи профессора Н.Е. Емельянова «Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь». В Италии она вышла под названием «История гонений, написанная компьютером»..