«Такое разве бывает?» — спросите вы. Действительно, кому из нас не приходилось томиться в очередях в паспортном столе. Особенно теперь, когда идет всеобщая замена паспортов. Так вот, говорят, в Зеленограде очередей нет, и все благодаря автоматизированной системе паспортного учета и регистрации граждан. Но обо всем по порядку.

Начиная с 1998 г. эта система внедряется в районной управе №3 Зеленоградского административного округа г. Москвы. Ее разрабатывали специалисты зеленоградской фирмы «Аливи», а затем настраивали и развивали уже сами сотрудники управы. С 1999 г. комплекс «Паспортный стол» стал распространяться по Зеленограду, а сейчас уже работает в десяти паспортных столах города. Более того, летом прошлого года система была принята префектом Зеленограда в промышленную эксплуатацию и включена в ГИВЦ Москвы как информационный ресурс нашей столицы, т. е. теперь можно считать «Паспортный стол» тиражным продуктом. Правда, надо сразу оговориться, что он предназначен именно для паспортных столов ДЭЗов и, значит, используется там, где собирается первичная информация о зарегистрированных гражданах и идет работа с населением.

Система избавляет от очередей, ведь ни один документ не надо заполнять вручную — ни при замене паспорта, ни при регистрации, ни при выписке. Информация сразу же вводится в компьютер, а необходимые формы и бланки печатаются на месте. Всего в Зеленограде проживает 210 тыс. чел., и все данные по паспортному учету на них включены в систему.

Поскольку информация в «Паспортном столе» актуализируется ежедневно, то существенно повысилась и оперативность учета. К тому же система имеет довольно мощную аналитику, что позволяет сократить сроки подготовки статистических данных для других отделов управы и тем самым помогает им решать социальные, демографические, экономические и другие задачи. А если открыть базу данных населения, то можно проанализировать его национальный состав, произвести выборку по возрасту или, например, попросить систему составить список всех тех, у кого сегодня день рождения, выбрать категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке (пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды и т. д.).

«Паспортный стол» помогает эффективно решать и текущие задачи. Например, когда формировался список присяжных заседателей, то нужно было в двухнедельный срок случайным образом выбрать из всего населения (около 30 тыс. жителей по районной управе №3) в городской суд 320 чел., а в военный суд — 280. Причем всех кандидатов следовало проверить на психическую вменяемость, на отсутствие судимостей и т. д. Если бы это пришлось делать вручную, как раньше, то только по одной управе подобная работа заняла бы две недели. С помощью же системы она была сделана за 20 мин. Естественно, доступ к данным в «Паспортном столе» строго регламентирован, а поскольку система реализована в среде Lotus Notes, то пересылка информации по открытым каналам защищена самими алгоритмами Lotus. Сейчас планируется консолидация этой информации в рамках г. Зеленограда и поступление ее в паспортные столы УВД города. Как сообщил представитель управы, ее разработчик — фирма «Аливи» готова предоставлять систему на условиях аренды.

М. Г.

976