Для их активизации необходимо было приобрести ключ стоимостью в пределах 30—100 долл. Кроме того, найти свободную документацию к нему было невозможно, так как за нее компания NaN получала дополнительную прибыль. Впоследствии в редактор были добавлены мощная система скелетной анимации, возможность модного нынче сглаживания полигональных поверхностей (meshsmooth в 3DStudioMax, metanurbs в LightWave, SDS в Maya), уникальная система многослойной разработки сцен и материалов, специальная утилита Character Animator, аналогичная системам анимации в Maya, LightWave и тому, что появилось в пятой версии 3DStudioMax. В общем, получился весьма солидный пакет с возможностями сетевого рендеринга, полноценной скриптовой системой на языке Python, собственным 3D-Engine для проектирования игр прямо в редакторе с заданием поведения, которые можно запускать с движком, не написав ни одной программы и на различных платформах (в Linux игры притормаживали, в Windows смотрелись здорово). Впрочем, и разрабатывать их также можно было на нескольких платформах, даже была версия для КПК! (Несколько устаревшее, но единственное наиболее полное описание Blender на русском языке можно найти на сайте pcworld.ru.) Немудрено, что этот редактор завоевал довольно много поклонников и в сети существует несколько посвященных ему сайтов. В конце концов NaN обанкротилась, и судьба данного проекта оставалась для нас загадкой. Но сегодня сбылись самые смелые мечты фанатов Blender. Компания выполнила данные ранее обещания: пакет не только жив и свободен для загрузки, но теперь доступны и его исходные коды (blender.org). Ура Blender и его разработчикам!

548