Если вы стали обладателем имитатора «Скорая помощь 1» компании Legacy Interactive, то непременно найдете ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Итак, вы приняты на испытательный срок в ординатуру окружной больницы «Легаси Мемориал». Первый рабочий день начинается в приемном отделении, куда практически ежеминутно поступают новые пациенты. Cначала вам покажется, что вы попали в муравейник. Персонал больницы находится в постоянном движении. Все с озабоченными лицами торопятся по своим неотложным делам, образуя в коридорах и покоях больницы людские потоки и водовороты. Для пространных напутствий времени нет. Поэтому после весьма краткого вводного инструктажа куратор доктор Кларк передает вам первого пациента.

И закрутилось... Общий деловой настрой захватывает и вас. Жуткий прессинг: постоянный цейтнот, стоны, жалобы и капризы пациентов, претензии сопровождающих их родственников. Все это быстро поднимает адреналин до такого уровня, что если бы не забота доктора Кларка, то, скорее всего, вас самого уложили бы где-нибудь под капельницу — либо в процедурной, либо в первой или второй травматологической палате, между которыми вы мечетесь от одного пациента к другому. У вас даже не хватает времени, чтобы заскочить на пост сестры, подключить служебный КПК к главной базе данных и освежить в памяти все, чему вас учили столько лет.

Конец смены. Временное затишье. К этому моменту вы уже напоминаете енота, попавшего в свет фар на шоссе. «Не волнуйтесь, — «успокаивает» дежурная сестра, — дальше будет еще труднее». Сколько за смену прошло больных? Всех уже не упомнишь. Но скоро на «разбор полетов» к главврачу. Она ничего не упустит, подробно укажет новичку на все плюсы и минусы в работе с пациентами, похвалит за четкость и компетентность, сделает выволочку за просчеты.

Кажется, сегодня все прошло неплохо — вас оставляют в ординатуре. Самое время направиться в ординаторскую. Едва добравшись до нее, вы, почти не обращая внимания на подбадривания Кларка, предлагающего попробовать местный кофе, падаете на диван — до следующей смены остались считанные часы, и домой сегодня вы вряд ли попадете...

В повседневном напряженном ритме почти незаметно промчались три года. Ординатура близится к завершению. Нельзя сказать, чтобы все прошло гладко. Вам довелось быть свидетелем человеческого отчаяния и услышать горькие слова: «Доктор, вы здорово мне помогли, но лучше бы я умер». Приходилось помогать своим коллегам-врачам, безнадежным алкоголикам-бродяжкам и симулянтам, вытаскивать с того света подонков, плюющих вам в лицо с операционного стола, едва придя в чувство. Случались и ошибки, непоправимые в практике врача скорой помощи. И несмотря на то что за прошедшее время ваша кожа стала толще, вы поняли, как помогает порой поддержка коллег. Они были всегда рядом с вами — и с сочувствием, и с суровой критикой, и с похвалой. Вы так много времени провели бок о бок с ними, что, кажется, знаете о них уже практически все. Вот доктор Кларк. Кому, как не ему, известно, что мотоциклисты разбиваются в 14 раз чаще, чем автомобилисты. Кларк неоднократно видел, что случается с этими «донорами на колесах» (так их называют в больнице) при ДТП. Он так красноречиво обо всем этом рассказывал, когда был вашим куратором на первом году ординатуры, а на поверку сам оказался заядлым мотоциклистом и постоянно «злоупотреблял служебным положением», оставляя свой «чоппер» на стоянке автомобилей для инвалидов. А вот сестра Кэролин. Все знают, что у нее двое очаровательных дочек-сорванцов, которых она вынуждена из-за постоянных дежурств воспитывать по телефону.

Теперь вы без ложной скромности можете сказать, что как врач чего-нибудь да стоите, ведь Сама Строгость, главный врач больницы, в конце концов предложила вам место в штате. Право же, несмотря на все трудности, открывалось второе дыхание, когда на традиционных разборах итогов смены она говорила: «Вы спасли больного, доктор!» Что ж, жизнь продолжается. В том числе благодаря и вашим усилиям, док! Самостоятельная работа только начинается. То-то еще предстоит.

* * *

Несколько слов о технологических особенностях игры. Чтобы приблизить пользователя к реальной жизни, компания Legacy Interactive отсняла и оцифровала более часа видеофрагментов, задействовала актеров, на редкость успешно справившихся со своими ролями и озвучиванием. Для наиболее интересующихся медициной игроков создан сайт (англоязычный!) http://www.legacyinteractive.com, на котором можно найти новых пациентов, смоделировать собственного больного или почитать медицинскую энциклопедию. Следует отметить, что на русском языке герои имитатора заговорили благодаря усилиям компании «Новый Диск».

Интерактивная среда реализована с помощью технологии Macromedia, позволившей отобразить манипуляции врача и их последствия. События развиваются в реальном времени, поэтому начинать «лечить» лучше с самого простого из трех уровней сложности. Компьютер будет подсказывать последовательность использования инструментов и препаратов, а их в игре насчитывается более полусотни. Но даже в этом случае следует быть предельно внимательным и применять их непосредственно по назначению. За время игры предстоит иметь дело с 35 пациентами, причем с некоторыми из них придется встретиться не однажды.

Поскольку ваша задача как врача — поставить правильный диагноз и оказать первую помощь, то немыслимо обойтись без медицинских сведений. Поэтому вашим незаменимым спутником станет служебный карманный персональный компьютер, подсоединяемый через терминал на посту сестры к главной базе данных. В КПК также накапливается информация обо всей работе врача с пациентами. За терминалом главной базы данных начинающему ординатору предстоит провести почти столько же времени, сколько в палатах и процедурных рядом с больными.

Благополучное завершение ординатуры даже на самом легком уровне имитатора гарантирует тесное знакомство с современной технологией цивилизованного обслуживания больных в стационарных условиях и усвоение навыков оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Остается пожелать, чтобы эти знания оказались востребованы только для упражнений с программой «Скорая помощь». Успехов вам!

* * *

При всем том, что разработчики имитатора постарались придать смоделированным событиям максимальную достоверность, они с самого начала предупреждают, что «снимают с себя всякую ответственность за последствия, прямые или косвенные, вызванные применением описанных в игре процедур». Автор статьи со своей стороны настоятельно рекомендует следовать этому предупреждению, тем более что в «Скорой помощи» имеются огрехи, касающиеся содержательной стороны. И если в процессе игры ошибки еще допустимы, то их механический перенос в жизнь может привести к тяжелым последствиям. Следуйте совету мудрого Сократа: «Подвергай все сомнению».


Скорая помощь 1

Системные требования: Pentium II-233, 32-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 16Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х/2000.
Разработка: Legacy Interactive
Издание: «Новый Диск»

534