Начавшийся век в России обещает быть богатым на образовательные реформы. Их спектр весьма широк: от изменения правописания до перевода процесса обучения в виртуальную среду. Тема эта вызывает живой интерес: ведутся разговоры, проходят обсуждения — локальные и не только; готовятся документы и даже осуществляются эксперименты по переводу учебного процесса на компьютерные платформы. Участниками и инициаторами данных мероприятий являются отдельные граждане, министерства, академические организации и другие учреждения. Однако заметим, что клубок, в котором прячутся концы очень многих проблем, будет посложнее гордиева узла. Рассмотрим, как же связаны развитие информационных технологий и образование в условиях нашей страны.

Стратегический взгляд

Более всего ломаются копья при обсуждении двух основных направлений.

Первое касается собственно образования как системы, которая в нынешнем своем состоянии не позволяет не только усваивать и использовать имеющиеся знания, но и обучаться получению новых. Государственные мужи, предлагая реформы, в своих подходах ограничиваются, главным образом, обсуждением размеров необходимых расходов. При этом имеются в виду масштабные открытые модели образовательных систем, которые, как правило, весьма сложны для анализа. Поэтому результаты подобных решений прогнозируются с огромным трудом.

Второе направление ведет к реализации лозунга «Будем учиться в виртуальном мире», где все связано воедино: мир, правительство, дом, школа, ученики... При этом сторонникам данного направления видится лишь «ИТ-дерево» в цвету, и они предлагают забыть обо всем, кроме «ИТ-плодов». Хотя до осени еще далеко...

Status quo системы

На протяжении полувека развития информационных технологий постоянно ощущается давление на образовательную систему. И это понятно. Если рассматривать ее как совокупность участников, средств и способов для передачи знаний, нужных человечеству, становится очевидной необходимость совершенствования в соответствии с возросшими технологическими возможностями. Кроме того, сфера образования с некоторых пор — с некоторых пор привлекательная рыночная ниша для ИТ-работников. Регулярные попытки производителей вступить на благодатную образовательную ниву имели место на протяжении всей истории информационных технологий. С появлением ПК в процесс было вовлечено большее число участников, в том числе отечественных компаний.

Заметной стала деятельность отнюдь не компьютерных фирм. Так, нефтяная компания «ЮКОС» два года назад приступила к реализации проекта «Поколение.ру»: была создана Федерация Интернет-образования, которая на базе своих центров проводит в регионах России обучение работников средних образовательных учреждений новым технологиям. К настоящему времени открыто более 20 таких центров, кроме того, реализуется проект «Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов для средней школы», призванный не только заинтересовать учителей новыми программными продуктами, но и обратить внимание разработчиков на их востребованность в педагогической среде (www.rating.fio.ru). Проект предполагается завершить в 2005 г.

Другой организацией, ставящей своей основной целью «формирование общественного мнения в поддержку обеспечения российских школ, вузов и научных центров современными информационными продуктами и технологиями», стала ассоциация «Перспективные информационные технологии в образовании и науке» («ПИТОН»). Президентом Ассоциации избран заслуженный учитель России Ефим Рачевский, а в руководство вошли крупные чиновники, представители деловых кругов и преподаватели. Ассоциация занимается планированием работы, исследованиями перспектив в использовании ИТ в образовании, организацией конференций, круглых столов и других подобных мероприятий. Если Федерация Интернет-образования помогает учителям обрести необходимую уверенность в работе с программными продуктами, ведя активное обучение информационным технологиям, то «ПИТОН», скорее всего, будет выступать консультантом при лицах, принимающих решения.

Однако «ЮКОС» и «ПИТОН» не первопроходцы. Среди тех, кто в России уже много лет продвигает ИТ, имеются организации, давно связавшие себя со сферой образования. Так, фирмы, участвующие в борьбе за данную нишу рынка, делятся на заинтересованные в создании необходимой инфраструктуры, и занимающиеся на информационном уровне процессами обучения. Среди первых упомянем лишь ветерана и новичка — компании DPI и «Формоза», соответственно продвигающие разные аппаратные платформы (Macintosh и PC) и не без успеха воплотившие ряд проектов. Необходимо также назвать пионеров оснащения школ и других учебных заведений мультимедийным оборудованием — это фирмы «ИНТО» и Polymedia.

К компаниям, уделяющим основное внимание образовательным процессам, можно отнести «1С», «КУДИЦ», «Физикон», «Кирилл и Мефодий», «Клио», «Новый Диск» и ряд других, разработавших множество обучающих продуктов.

Относительно усилий компании «Формоза» в этом направлении следует сказать отдельно. Так, на осенней выставке в Манеже «IT Format 2001» ею была показана открытая образовательная платформа (ООП), представляющая комплекс ПО, легко расширяемый и изначально содержащий компоненты, необходимые для организации учебного процесса. Возможности работать с текстами, видео-, аудио- и мультимедиа-материалами и при этом пользоваться уникальной встроенной системой вещания, призваны сделать более разнообразной постановку процесса обучения. Этот комплекс ПО, разумеется, позволяет интегрировать образовательные приложения. Близким аналогом ООП «Формоза», по словам директора компании Formoza Software House Олега Покровского, является известный продукт Lotus Learning Space.

Пока ООП поставляется в единой конфигурации с ПК Teen производства компании «Формоза», но она совместима и с другими компьютерами, работающими под управлением ОС Windows 98/ME/2000. Наряду с классом, оборудованным ПК Teen, может быть развернута на другой платформе: сервер и бездисковые станции. В комплексе имеется файловая система собственной разработки компании; программный интерфейс создан при участии учителей и ряда других специалистов. Защита от вирусов при проведении занятий обеспечивается тем, что ученики не могут запускать в ООП новую программу без администратора.

В состав ООП включены специальные программные средства для подготовки оригинальных уроков. Вместе с тем для разработчиков и издателей образовательных программных продуктов компания «Формоза» предоставляет специальные модули (SDK), которые позволяют подготовленный материал поддерживать на уроке.

Последний пример, характеризующий статус современных образовательных систем, довольно хорошо известен читателям раздела «Компьютер дома» в журнале «Мир ПК». К таким системам обычно относят программные продукты, служащие целям поддержки отдельных уроков или учебных процессов (например, самостоятельной подготовки ученика). Компании, производящие такие продукты, претендуют на значительную долю рынка образовательного ПО, и подобные программы имеются практически для всех школьных предметов, в том числе для занятий в классе и домашней подготовки. Их достаточное количество, но ученики и учителя по-прежнему испытывают неудовлетворенность. Попробуем разобраться в ее причинах.

Зерно критики

Очевидно, что в «датском королевстве» — отечественном образовании — многое не так, как хотелось бы. Необходимость выхода из застоя очевидна, и понятны призывы к консолидации всякого рода усилий, финансовых и организационных. Но образование как система эволюционно по своей сути, а следовательно, теснейшим образом связано с развитием человека как вида и в гораздо большей степени, чем принято думать, зависит от прошлого. Не случайно профессор Николай Розов в докладе на X конференции «Информационные технологии в образовании» сослался на Эрнеста Ренана, отстаивавшего принципиальный консерватизм учителя.

Воспользуемся для наглядности следующим схематическим изображением образовательной системы (см. рисунок).

Общая схема образовательной системы

Система, в которой осуществляется образование, обычно включает в себя государство как множество школ страны, школу как множество классов, класс как множество учеников и учителей. Основным процессом в такой системе является обучение — передача знаний от учителя ученику с помощью информационных и служебных (для управления) каналов. Не вдаваясь в педагогические тонкости, попытаемся ответить на следующие вопросы: каковы возможности ИТ с точки зрения поддержки образовательной системы и на какой стадии их реализации мы находимся? Начнем с констатации того, что за последние полвека развитие ИТ достигло такого уровня, который позволяет обрабатывать информацию, используемую в обучении, в объемах и со скоростями, нередко конфликтующими с возможностями ученика. Кроме того, технические характеристики существующего оборудования не могут быть использованы должным образом из-за принципиальных организационных ограничений, что, естественно, снижает эффективность обучения. Так, рациональные методические приемы ведения уроков должны проходить долгий путь согласований и утверждений, прежде чем станут достоянием учителей. Это и многое другое понуждает разработчиков образовательных систем заниматься проектированием снизу вверх — от урока к классу и т. д. Но в этом случае неизбежно упрощение модели учебного процесса. Прежде всего, урок рассматривается вне связи с другими и тем более с методикой его проведения. Как правило, заранее программируется его реализация в данном месте, классе и именно этим учителем. Современное состояние ИТ не позволяет поддерживать диалог учителя и ученика в ходе урока в реальном времени, да и вообще виртуальный урок синхронно с планом преподавателя — пока серьезная проблема. Следует иметь в виду, что исключительно аппаратно-технологический подход к реформированию образования, главным образом рассматриваемый до сих пор, не ускорит достижения положительного эффекта. Следует понимать: рабочим телом (подобно топливу в двигателе) в процессе обучения является информация и важно то, как поддерживается ее переход в знания учеников. К сожалению, возможности ИТ в этом пока не носят реализуемых решений. Необходимы также средства смысловой обработки информации, и включение их в состав образовательных продуктов обязательно. Все эти недостатки не дают повода для эйфории, поддерживаемой вузовскими преподавателями в отношении средств дистанционного обучения.

Невысокая эффективность применения игровых продуктов в образовательных целях связана, на наш взгляд, прежде всего с отказом от предварительного использования документации (в виде книги). Это лишает обучающегося возможности сформировать поведенческий стереотип и препятствует формированию глубокого понимания, а детей - предваряющего взаимодействия с родителями.

В целом большее внимание к информации позволит всем участникам процесса обучения осуществить полнее выбор именно тех средств, которые необходимы для его эффективной реализации. Так, ИТ допускают представление на уроке материалов не только в разнообразных форматах, но и с учетом психологии восприятия.

Представление современных образовательных систем на сегодня ограничено пока школьным классом, хотя в них допустимо общение по Интернету. Системный взгляд на школу еще робок, однако в фирме «Хронобус» уже создали первую подсистему для составления расписания уроков и поддержки учетной деятельности администрации. Вместе с тем очень заметно продвигается работа над совершенствованием таких образовательных продуктов, которые можно использовать в индивидуальной подготовке — это программы по математике, физике и другим предметам, выпущенные компаниями «1С», «Физикон», «МедиаХауз», «КУДИЦ».

В заключение хочется поделиться следующими мыслями. Сколь бы грандиозными ни были успехи в ИТ, образование будет нести печать прошлого обязательно, так как это обеспечит его устойчивость. Кроме того, виртуальное образование непременно будет включать элементы традиционного, ибо получаемые новые знания необходимы в первую очередь в реальной жизни.

708