Одним из столпов мира секвенсеров является Cakewalk Pro Audio. Об использовании этой программы совместно со звуковыми платами Creative Sound Blaster и пойдет речь. Цель предлагаемой статьи — дать в руки пользователю те инструменты управления, о которых он, возможно, даже не догадывается.

Чем же интересен такой «сплав»: любая звуковая плата семейств Sound Blaster AWE (Sound Blaster AWE 32, Sound Blaster AWE 64), Sound Blaster Live! плюс программа Cakewalk Pro Audio?

Для начала — несколько слов о том, почему выбраны именно эти аудиоплаты. Во-первых, они «народные» — при невысокой цене качество последних моделей вполне достойное. Что еще надо «домашним» музыкантам? Да и не только им — в частности, московская группа «Шаги» в своем творчестве применяет плату Sound Blaster Live! Во-вторых, синтез звука посредством плат данных семейств подчиняется общим закономерностям. В-третьих, как показывает опрос, проведенный создателем программы Guitare FX Дмитрием Симаненковым среди посетителей его Web-узла, немалая их доля (40% по состоянию на 3 февраля 2002 г.) использует для своих нужд именно эти платы (в том числе и автор этой статьи, просиживающий вечера за компьютером с Sound Blaster AWE 64 «на борту»).

Итак — к делу. Вероятно, многим знаком эффект «перетекания» звука в различных музыкальных композициях (обычно это делается на синтезаторе), когда он претерпевает изменения тембра от низких частот к высоким и наоборот. Такой эффект очень легко создать, имея в своем арсенале любую из вышеназванных плат и программу Cakewalk Pro Audio (эту возможность поддерживают версии шестая и выше).

В Cakewalk Pro Audio 6.0 необходимо выбрать пункт Layouts из меню View. Откроется окно Global со списком панелей Studioware для работы с различными синтезаторами. Среди них нужно найти AWE и загрузить ее, нажав на кнопку Load или дважды щелкнув левой кнопкой мыши. Панель представлена на рис. 1. Обратите внимание на ползунки поля Filter в левом нижнем углу. С их помощью мы и получим эффект «перетекания».

Рис. 1. Панель Studioware в программе Cakewalk Pro Audio 6.0

В правом верхнем углу панели (рядом с кнопкой Reset) регулятором Track выберите дорожку для записи команд синтезатору и канал, для которого они предназначены. MIDI-композицию лучше сначала создать и сохранить, а уже потом производить над ней манипуляции — играть в реальном времени ноты с одновременным использованием панели представляется мне нецелесообразным и неудобным.

Определив дорожку и канал, включите воспроизведение музыки. После этого поставьте ползунок Res, задающий степень резонанса аудиосигнала на частоте среза фильтра, в среднее положение; если эффект не очень заметен, попробуйте крайнее верхнее положение, подбирая лучший вариант на слух. Регулятор Fill Cutoff, устанавливающий частоту среза фильтра, двигайте в реальном времени медленно или быстро (тоже ориентируясь на слух). Вместо регулятора Fill Cutoff или наряду с ним можно использовать и Env1>Filter, находящийся справа от ползунка Res (которым задается степень влияния огибающей* модуляции звука на частоту среза фильтра), — эффект будет примерно тот же. При использовании электрогитары быстрые движения дают эффект типа «вау-вау» (так называемая «квакушка»), а медленные — синтезаторов типа sweep.

Рис. 2. Панель Studioware в программе Cakewalk Pro Audio 9.0

В Cakewalk Pro Audio 9.0 также необходимо выбрать команду меню View?Layouts. Если открывшийся список пуст, не спешите огорчаться — попробуйте вызвать панель Studioware из меню File?Open, указав в строке «Тип файлов» Studioware (эта панель обычно хранится в папке Cakewalk Pro Audio в виде файла с расширением .CakewalkStudioware).

Рис. 3. Список событий Event List в программе Cakewalk Pro Audio 9.0

Если вы подобрали скорость и частоту движения ползунков, запишите их, нажав красную кнопку на панели управления звуком в левом верхнем углу экрана (рис. 2). Неудачный вариант можно отменить стандартной командой Undo. А что делать, если вы уже сохранили файл, а потом решили, что он не годится? Тогда в Cakewalk Pro Audio 9.0 нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на записанной последовательности нот и выбрать в списке пункт Event List (рис. 3) или Piano Roll (рис. 4). В списке событий Event List найдите события Filter Q («Величина резонанса») и Filter Cutoff («Частота среза фильтра») и удалите их, щелкнув левой кнопкой мыши на соответствующей строке столбца Trk и нажав клавишу .

Рис. 4. Окно Piano Roll в программе Cakewalk Pro Audio 9.0

Удалить нежелательные события можно также, если проделать аналогичные действия, но вместо пункта Event List выбрать Piano Roll («Клавишный редактор»). И работать в этом окне, на мой взгляд, быстрее и проще. События Filter Q и Filter Cutoff представляют собой так называемые NRPN (Non Registered Parameter Numbers). На рис. 4 видно, что выбрать их можно в полях, расположенных в верхней части окна Piano Roll, а удалить — щелкнув на инструменте Erase («Удалить») левой кнопкой мыши и проведя курсором по записанным событиям (последние обозначаются красными вертикальными палочками в нижней части окна, а сами ноты — красными горизонтальными прямоугольниками).

Рис 5. Список событий Event List в программе Cakewalk Pro Audio 6.0

В Cakewalk Pro Audio 6.0 в Event List события Filter Q и Filter Cutoff называются 16278 и 16277 соответственно (рис. 5), что, впрочем, не помешает отредактировать их в окне Piano Roll (рис. 6).

Рис. 6. Окно Piano Roll в программе Cakewalk Pro Audio 6.0

Прежде всего в нижнем правом углу окна выберите пункт NRPN, в открывшемся поле наберите 16278 или 16277 и нажмите клавишу . Только после этого отобразятся записанные события. Удаляет их тот же инструмент Erase, который здесь обозначается перечеркнутым красным кружком (рис. 7).

Рис. 7. Инструмент Erase в окне Piano Roll программы Cakewalk Pro Audio 6.0

Что-либо изменять напрямую, не используя панель Studioware, а вводя события в Event List или окно Piano Roll, мне представляется неудобным, а вы можете действовать, как сочтете нужным.

Рис. 8. Альтернативная панель Studioware — DJ Sekrett Mixer

Помимо «стандартных» панелей Studioware, разработанных самой Cakewalk, существуют и альтернативные их варианты. Один из них представлен на рис. 8.

Вы можете загрузить эту панель с сайта http://sblive-effect.chat.ru. Помимо другого дизайна, она интересна еще и тем, что при воспроизведении MIDI-композиции с записанными событиями NRPN соответствующие движки будут перемещаться в реальном времени, «откликаясь» на эти события, как на настоящем микшерском пульте. В принципе это должно происходить и на панелях от Cakewalk, но, к сожалению, не происходит (данная возможность появится, только если нажать на панели кнопку Update («Обновление»), изображенную на рис. 9.

Рис. 9. Кнопка Update («обновление») на панели Studioware

Эта панель, например, позволяет выяснить, как создавались резонанс-эффекты. То есть она представляет собой не только инструмент для работы, но и наглядное пособие для начинающих. Кроме того, на этом сайте найдется масса интересного материала по методам работы со звуковыми платами, упомянутыми в данной статье.

Рис. 10. Поле Envelope 2 панели Studioware. Ползунки Attack, Hold, Sustain и Release управляют параметрами огибающей амплитуды

Еще одно, не совсем стандартное, применение панели Studioware — «превращение» партии, сыгранной на каком-либо инструменте, например на электрогитаре, в нечто совсем другое путем изменения параметров огибающей амплитуды (Envelope 2)**. Запустите воспроизведение партии электрогитары и ползунками огибающей амплитуды в поле Envelope 2 панели Studioware (рис. 10) увеличьте время атаки (Attack) звука, его удержания (Hold), спада (Decay) и освобождения (Release), не тронув поддержки (Sustain).

Запишите результат. Электрогитара зазвучит как весьма интересный синтезатор. А если еще обработать дорожку с помощью поля Filter («Фильтр»), эффект получится впечатляющим.

Познакомиться с вышеперечисленными эффектами воочию, вернее, «воушию» можно, загрузив композицию «Быть» с сайта Максима Мошкова (www.music.lib.ru). Автор статьи применил их на своем аудиоматериале как в MIDI-, так и в MP3-версии (точнее, MP3-файл создавался на основе MIDI-последовательности). В начале и в конце песни фильтр применен к электрогитаре. Правда, в последнем случае добавлена двойная дорожка той же партии электрогитары, обработанная аналогичным образом, но с другими значениями среза фильтра и резонанса, а также изменены параметры огибающей амплитуды (Envelope 2). В середине партии эффекты применены к инструменту Bag pipe.

К сожалению, музыканты используют эти приемы в своих MIDI-композициях весьма редко. Причин тому, на мой взгляд, несколько: начинающим трудно вникнуть во все тонкости работы с Cakewalk Pro Audio, а профессионалы применяют дорогие внешние синтезаторы, такие как Korg, Yamaha и т. д. Между тем вышеописанные эффекты представляют собой интуитивно понятный и довольно простой способ украшения композиций, позволяющий непрофессионалам использовать возможности своего относительно недорогого музыкального оборудования как можно полнее. Впрочем, совместно с Cakewalk Pro Audio предусмотрено использование панелей Studioware и для профессиональных устройств, которые можно либо приобрести в комплекте с программой, либо загрузить с сайта www.cakewalk.com.

ОБ АВТОРЕ

Ю. Ю. Фисенко — e-mail: scorpiondark@euro.ru.


* Огибающая — это совокупность фаз, из которых состоит звук.

** Не совсем стандартное, потому что то же самое можно сделать и в редакторе для вышеуказанных звуковых плат Vienna, но на панели Studioware это удобнее, так как она позволяет в реальном времени подобрать параметры с учетом требований композиции.

2087