Моя Интернет-история началась в 1998 г., когда я задумал опередить многих конкурентов по туристическому бизнесу, сделав детальный Web-сайт о своей турфирме, благо знания HTML и JAVAScript в необходимом объеме наличествовали. Через двое суток без сна и отдыха сайт был готов, и я стал выбирать, где бы разместить мое детище, желательно бесплатно J. Первым попался на глаза (дело-то было в 1998 г.) конечно же www.chat.ru . На этом хостинге я размещал свой сайт около полугода. Однако мне с самого начала не нравилось значение слова chat (треп, болтовня), не звучит такое имя для бизнес-сервера. И я поменял хостинг-провайдера на более благозвучного www.nm.ru: коротко и непонятно для иностранных и российских партнеров. То, что надо! Вроде бы все, можно забыть на некоторое время о своем сайте, ан нет! Постоянные перебои в работе сервера, отсутствие доступа к почте в час пик, который длится весь рабочий день, ужасающе низкая скорость загрузки сайта в браузер заставили опять задуматься о выборе нового хостинг-провайдера. Надо отметить, что перечисленные недостатки присущи большинству российских хостингов — не только бесплатным, но, к сожалению, и платным. И виноваты не сами серверные площадки, а узкие места в Интернет-каналах, которыми они связаны с мировыми Интернет-провайдерами. Конечно, можно написать на сайте, что серверы находятся на канале Backbone, но умолчать, что это локальный «Backbone» в пределах одного здания :-).

Все эти размышления и выводы подтолкнули меня к поиску мирового хостинг-провайдера. Платить за хостинг я был морально не готов, так как думал: ну зачем тратить 10 долл. в месяц, если то же самое сплошь и рядом предлагают даром. Как оказалось позже, «даром — за амбаром»...

GeoCities, FreeServers, HomeSite и прочие серверы с подобными названиями отпали сразу. Это, конечно, надежные и проверенные бесплатные хостинги, но ты «крут» настолько, насколько круто твое Интернет-имя. Ведь смешно же говорить клиентам: «Посмотрите, какая у нас серьезная контора. У нас и офис в центре Москвы, и сайт собственный имеется по адресу http://MyFirm.FreeServers.com». И только поэтому я потратил около двух недель на поиски нового и надежного хостинга. Советовался с опытными Web-мастерами и принимал участие в соответствующих форумах и рассылках. Результатом розыска бесплатного, надежного и быстрого хостинг-провайдера с достойным доменом стал новенький сервер www.bizland.com (бывший www.сlick2site.com). Мне понравился и мой хостинг, и мое новое Интернет-имя. Все работало безупречно. Почта была доступна и в часы пик. Сайт загружался в считанные секунды. Отдел поддержки быстро отвечал на любые мои вопросы... Сразу видно: хостинг в Штатах — это хостинг навсегда! И плата за такое удовольствие была достаточно обычной и терпимой — показ баннера провайдера на своем сайте.

Фирма моя развивалась, и сайт постепенно наполнился 20 Мбайт англо-русской информации. И вдруг в один далеко не прекрасный апрельский день 2001 г. я получил письмецо от хозяина хостинга, где вежливо объяснялось, что после тщательного научного исследования запросов клиентов к их серверу Bizland Inc. создает несколько хостинговых планов, которые обязательно «удовлетворят любым Вашим желаниям», и если я не выберу какой-либо из их новых планов, то это будет расцениваться как то, что сайт мне не нужен, и его просто удалят, чтобы не перегружать сервер. Проще говоря, плати или отдай трафик! Как оказалось, такое развитие событий свойственно всем бесплатным хостингам, которые сначала очаровывают вас своими надежностью, стабильностью и возможностями, а затем не оставляют другого выбора, кроме как платить. То есть «первые пять секунд — бесплатно!» А вы уже у них на крючке: потратили деньги на создание визиток компании с указанием e-mail и адреса собственной страницы, заплатили Web-студии за дизайн сайта со своим именем, раскрутили свой домен в поисковиках и мировых каталогах, потратили много времени на загрузку сервера на хостинг и его отладку...

В общем, взвесив все «за» и «против», я решил остаться на www.bizland.com и платить ежемесячно по 9 долл. за надежность и стабильность. Хотя платить за хостинг мне очень не хотелось, но я понимал, что такие маркетинговые трюки могут быть проделаны на любом бесплатном хостинге с достойным доменным именем и что не к лицу преуспевающей компании экономить на хорошем хостинге.

Но уже вскоре мне захотелось и CGI-, и SMTP/POP- сервер, и неограниченный трафик, и защищенные паролем каталоги для постоянных клиентов, и субдомены к собственному доменному имени, и ASP с базами данных... Да и оплату, как мне казалось, не мешало бы снизить до 3 долл. в месяц! Нереально для скоростного и несокрушимого хостинга? Да нет, сейчас это реально! Только нужно быть осторожным в выборе хостинг-провайдера.

Платный или бесплатный?

Рискуя вызвать бурю негодования российских студентов и школьников, обожающих все бесплатное в Интернете, все же осмелюсь утверждать, что бесплатные хостинги имеют недостатки, неприемлемые для бизнес-сайта:

  • низкая надежность и стабильность сервера;
  • медленная загрузка сайтов;
  • посторонняя реклама на страницах сервера и маркетинговые хитрости;
  • отсутствие возможности "доменной парковки";
  • небольшое количество серверного пространства для сайта;
  • отсутствие полноценной поддержки CGI-скриптов, FTP-доступа, POP/SMTP-почты;

Даже если вам повезло и нашелся идеальный бесплатный хостинг-провайдер, реально работающий без особых нареканий в течение года, то поверьте пятилетнему опыту безработных Web-мастеров: этот сервер рано или поздно превратится в частично платный хостинг, а если вы не захотите выложить деньги за то, что недавно получали бесплатно, придется просто отдать трафик вашего сайта, который вы увеличивали потом и кровью, чужому дяде с хорошим экономическим образованием и ведущему грамотную маркетинговую стратегию.

Хотя справедливости ради стоит все же отметить из российских бесплатных хостингов www.narod.ru, а из зарубежных ресурсов — www.geocities.com. Это более-менее стабильные и серьезные Интернет-проекты, которые пока остаются доступными для каждого интернетчика. Но все же лучше вносить символическую плату за надежный и честный хостинг, чем регулярно иметь головную боль и проблемы, связанные с бесплатным сыром в мышеловках Интернета.

Виртуальный или выделенный?

Что же считать символической платой за Web-хостинг? Еще три-четыре года назад мы радовались бы хорошему хостингу за 20 «зеленых» с американскими президентами. Сейчас же, с появлением новой технологии виртуальных серверов и профессиональных хостинговых платформ Cobalt (www.sun.com), *Series (www.ibm.com) и т. д., можно найти качественный и высоконадежный хостинг менее чем за 3 долл. в месяц. Правда, мне попадался платный хостинг и за 18 долл. в год(!), но при детальном рассмотрении это китайское чудо оказывалось очень дорогим, если вы превышали 1-Гбайт месячный трафик (плюс 5 долл. в месяц) или если захотели использовать более 20 Мбайт серверного пространства (плюс 10 долл. в месяц). К тому же скорость загрузки была просто отвратительно низкой — как у обычных бесплатных хостинг-центров.

С точки зрения хостингового пользователя разницы между виртуальным и выделенным серверами нет: на виртуальном сайте вы получаете такие же возможности, как если бы ваш выделенный сервер находился у вас дома.

Почему же стоимость хорошего виртуального хостинга может быть столь низкой? Все дело в том, что профессиональные хостинговые платформы типа Cobalt Raq и технология Name-based/Ip-based virtual hosting services позволяют разместить на одном физическом компьютере и Web-server, и E-mail server, и DNS-сервер, и FTP-server, и ASP Administrative server, работающий под управлением Linux multitasking operating system. К тому же графический интерфейс настройки Linux и Apache на таких платформах прост, как управление в Windows-системах. Изюминка подобной технологии — возможность размещения большого количества виртуальных сайтов всего на одном реальном IP-адресе, хотя многие счастливые владельцы Cobalt Raq (и других подобных хостинговых платформ) не используют эту возможность и выделяют каждому виртуальному серверу по собственному IP-адресу. Но это дело вкуса и потребности в SSL, Anonymous FTP и Bandwidth Limits (для этих особенностей просто необходим собственный IP-адрес сайта).

Российский или мировой?

Но какова бы ни была профессиональная хостинговая платформа вашего провайдера, очень важно, чтобы она располагалась недалеко от самого сердца Интернета — глобального канала Backbone, который связывает Азию, Америку, Австралию и Европу суперскоростной Интернет-магистралью с невероятно огромной пропускной способностью. Такое соседство обеспечит вас наилучшей скоростью загрузки сайта в любой точке мира.

К сожалению, Россия не попала в перечень территорий, связанных каналом Backbone. И владельцам серверов часто приходится выбирать между идеальной скоростью загрузки сайта во всем мире и достаточно приемлемой скоростью загрузки хотя бы в Москве. Причем у нас часто бывает, что сайты, расположенные в США, загружаются в провинциальных городах России намного быстрее, чем серверы, расположенные в Москве или Питере. Яркий пример тому — мировые поисковые системы Yahoo.com, Google.com, Dmoz.com и т. д. в сравнении с местными русскоязычными ресурсами.

Таким образом, физическое расположение хостинга имеет существенное значение, и в выборе вы должны опираться на свои потребности и на специальные тестирующие Интернет-сервисы, которые мы рассмотрим ниже.

Где найти хостинг, соответствующий вашим потребностям?

Найти нужный хостинг для своего сайта можно, либо набрав поисковое ключевое слово HOSTING в поисковых машинах Интернета, либо использовав независимые и полные базы данных провайдеров. Но если первый вариант займет очень и очень много времени (на просмотр сотен тысяч ссылок), то второй вариант обеспечит наилучшими вариантами хостинга всего за пару минут. Достаточно ввести критерии необходимого вам хостинга в специальную поисковую форму, и вы получите список тех, кто удовлетворяет вашим запросам. Из подобных баз данных мы советуем использовать следующие:

Обратите внимание, что в таких БД очень часто в первых рядах результатов идут такие хостинги, которые больше всех заплатили за рекламу в этой базе данных. И это, конечно, не может не сказаться на стоимости самого рекламируемого хостинга.

Какие же критерии следует задавать? Вот обязательные требования к усредненному российскому бизнес-сайту:

  • ежемесячная стоимость до 3 у.е. в месяц;
  • никакой установочной платы и скрытых платежей;
  • операционная система Linux;
  • не менее 25 Мбайт серверного пространства;
  • FTP-доступ к содержимому сервера;
  • полноценный почтовый сервер;
  • наличие поддержки PERL, PHP, ASP, MySQL;
  • парковка для собственных доменов;
  • неограниченный (или очень большой) Интернет-трафик;
  • подробная статистика посещений сайта.

Хотя БД обычно содержат тысячи записей, мы сразу же получим более двух десятков хостингов, удовлетворяющих нашим запросам. Отсеяв явных аутсайдеров, по совокупности параметров (цены, возможности, скорость загрузки, дизайн) мы выбрали семь лидеров, которым и устроили настоящую проверку. Это были:

Нам было очень приятно, что среди перечисленных профессиональных хостингов заданного низкого ценового диапазона оказался и российский представитель — Gazprom Hosting, хотя он и использует для своих серверов американские площадки в Вирджинии.

Как проверить качество хостинга?

Как правило, проверку будущего хостинг-провайдера следует начинать с простых текстовых программ PING и TRACERT, которые входят в набор служебных утилит для всех Windows- (и Unix) систем. Скорость связи вашего персонального компьютера с хостинг-сервером можно увидеть с помощью команды ping YourHosting.com, а маршрут к хостингу от вашего компьютера — команды tracert YourHosting.com. (Подробнее об этих утилитах см. статью «Жми на газ», «Мир ПК», №4/02.)

Эти программы запускаются и из командной строки, и из сеанса MS-DOS, и из окна программы FarManager (после нажатия комбинации клавиш +).

Утилита PING посылает четыре одинаковых IMCP-пакета, в результате на экран выводится время, затраченное на ожидание отклика (в миллисекундах). Чем меньше это время, тем быстрее ваш сайт будет загружаться именно в ваш(!) ПК. Но даже наилучший результат этого теста не означает, что таким же быстрым будет отклик в любой точке земного шара. И наоборот, когда вы используете очень медленного на первый взгляд Интернет-провайдера, чей отклик кажется долгим, в это же время на каком-нибудь острове, затерянном в Тихом океане, ваш сайт будет целиком загружаться в считанные секунды...





Утилита TRACERT используется для отслеживания маршрута пакета, посланного с вашего(!) персонального компьютера к удаленному хосту. Эта программа более удобна и содержательна, чем ping, особенно когда тестируемый хост недосягаем. В этом случае можно определить район проблем со связью (либо у вашего Интернет-провайдера, либо в опорной сети, либо в сети удаленного хостинга) по тому, насколько далеко будет отслежен маршрут. Эту утилиту также можно использовать для определения скорости действия путей.

Однако эти программы дают низкоуровневую информацию, которую может понять и правильно интерпретировать не каждый пользователь Интернета. Поэтому посоветуем бесплатную версию программы VisualRoute, которую вы сможете загрузить с сервера www.visualware.com. С ее помощью вы не только визуально проследите маршрут от вашего ПК к удаленному серверу, но и сразу оцените скорость между вашим(!) компьютером и хостингом... А для регулярного мониторинга хостинга с вашего ПК предлагаем использовать бесплатную версию программы Submission Wizard, ее можно взять на сервере www.exploit.net. Эта специализированная программа имеет в своем составе утилиту Web Server Monitor, которая и покажет в виде графиков скорость загрузки тестируемого хостинг-сервера на ваш ПК во время мониторинга.





Если вы предполагаете, что ваш сайт будут посещать не только приятели и коллеги, живущие с вами в одном городе, имеющем только одного Интернет-провайдера, то нужна более объективная проверка хостинга.

В Интернете существуют бесплатные сервисы, позволяющие пинговать (ping) и трассировать (tracert) любой удаленный сервер из разных стран. В результате можно увидеть, насколько быстро сайт будет загружаться в браузеры ваших потенциальных посетителей из любой точки мира. Список таких сервисов более чем из 50 стран вы можете найти по адресу http://www.traceroute.org. Выбирайте любую точку земного шара, откуда вы будете тестировать хостинг, затем вводите в форму адрес вашего сервера и получайте результаты проверки скорости загрузки и надежности доступа к своему хостингу. Тестируйте разные серверы, сравнивайте результаты и выбирайте лучшее!

Для более наглядного, удобного, объективного и комплексного тестирования хостинга хочется предложить использовать эталонный тест-сервер NetMechanic.com (www.netmechanic.com/server_ check/site_monitoring.htm) и сервис-спидометр (Speed-Meter) по адресу www.tracert.com. Эти ресурсы дополняют друг друга и достаточны для оценки качества любого хостинга. Первый в течение восьми часов измеряет несколько важных параметров, включая скорость загрузки 10-Кбайт тестируемого хостинга, и сравнивает их с некими эталонными величинами. А второй определяет надежность доступа и замеряет скорость загрузки вашего удаленного сервера из разных стран, в том числе и России, сводя результаты работы в очень наглядную таблицу.





Резюме

Если вы уже используете надежного хостинг-провайдера, не упомянутого в этой статье, попробуйте применить наши тесты, чтобы оценить правильность выбора.

А если вы все еще в сомнениях по поводу того, где разместить свой сайт, советуем самим повторить рассмотренные в статье варианты. Тогда, учитывая итоговую таблицу нашего тестирования, вы сможете сделать правильный выбор качественного хостинга с символической ценой...

Автор выражает благодарность службам поддержки хостингов: gazprom.biz, hostnet1.com, ucvhost.com, vmdomain.com, your-site.com, optimumhosting.com, topmegs.com, предоставившим бесплатные серверы для наших тестов, а также Интернет-провайдеру RuISP.com за предоставленный доступ в Интернет через «удаленный» пул в Астрахани. Особая благодарность соавтору Анне Нартовой. Мы приглашаем любые хостинги, удовлетворяющие нашим требованиям к бизнес-сайту за минимальную плату, к тестированию и продолжению темы этого материала.