Мобильный телефон уже давно перестал служить исключительно для переговоров и превратился сначала в часы, а потом в будильник, в персонального секретаря, термометр, MP3-плеер, радиоприемник. Да что и перечислять — список метаморфоз необъятен. Теперь никого не удивишь путешествиями по Всемирной паутине в маленьком окошке этого аппарата. И «виноват» в том WAP — протокол передачи данных. Больше половины всех выпущенных мобильных телефонов уже оснащены им, а в новые он уже встраивается по умолчанию.

Данный протокол обеспечивает множество функций, например, позволяет получить содержимое Web-страницы, а также MP3-файлы для плеера, обновление для ПО телефона или же очередной уровень для встроенной игры. Следует сказать об еще одной интересной возможности WAP — предоставлять мобильные развлечения.

Встроенные в телефон игры — это интерактивные приложения, требующие от пользователя быстрой и точной реакции, как, например, в играх «змейка», «тетрис» и др. Сегодня развлекательные WAP-приложения — это в первую очередь сюжетные текстовые квесты со стационарной графикой, но без анимации и звукового сопровождения. В них игрок выступает в роли главного героя какой-либо истории, находящего методом проб и ошибок правильный путь к заветной цели. Существуют также различные карточные и логические игры.

Игры в стандарте GSM представляют собой специально написанное под мобильный терминал приложение, которое на основе полученных данных создает динамические страницы, подгружаемые через WAP и отображаемые на экране устройства через встроенный браузер.

Главная проблема WAP в целом — отсутствие жесткого единого стандарта, что позволило бы сосредоточиться только на разработке приложений, а не на тестировании, отладке и подгонке под конкретные модели терминалов уже готовых продуктов.

Операторы сотовой связи давно поняли, что WAP-игры — прекрасный способ привлечь абонентов, и потому стали размещать их на своих порталах. Однако большинство западных операторов предоставляют услуги мобильного Интернета по вполне доступным ценам и, значит, могут не задумываться о предложении собственных мобильных развлечений, ведь в Сети вполне хватает игровых сайтов.

В процессе развития WAP среди российских производителей велись разговоры о покупке прав на переиздание игр у западных операторов, о запуске собственных проектов и об организации бесплатного доступа к игровым сайтам предполагаемых партнеров. Ведь даже у такого крупного отечественного оператора, как «Би Лайн», до последнего времени не было собственно мобильного Интернета. Под ним подразумевался WAP-портал, отображающий данные с закэшированных сайтов, которых, увы, не так уж и много. Так что все радости от игр зарубежных производителей для абонентов «Би Лайна» были недоступны. Страдать абонентам «ВымпелКома», «посаженным в клетку» с их «закрытым» мобильным Интернетом, пришлось недолго — компания «Никита» разработала WAP-аналог известной игрушки-брелка «Тамагочи» под оригинальным названием «Пчелка». Позже она представила еще целый ряд развлекательных программ, доступных на сайте wap.beeline.ru.

Поскольку презентация игр «Никиты» почти совпала по времени с запуском GPRS-доступа (подробнее о данной технологии см. «Мир ПК», №5/02, с. 34) в тестовом режиме, оценить их смогли все участники публичного тестирования этой новой технологии.

Абонентам «МТС» до недавнего времени было доступно лишь одно развлечение — переписка с помощью SMS. Разумеется, те, кто имеет доступ к мобильному Интернету, могли зайти на сайт зарубежного партнера, чтобы поиграть там. Компания «Никита» в корне изменила ситуацию в феврале этого года, объявив о начале сотрудничества с «МТС». Она намерена предоставлять их общим абонентам развлекательные WAP-приложения. Тогда же были представлены первые игры: «Лабиринт», Y-Files 1, «Фортуна» и «Кости» (их описания — на сайте http://www.mts.ru/service/WAP_games.html).

Чуть позже стал доступен еще один «революционный» продукт — «Поединок», ставший качественным прорывом в развитии WAP-программ, ведь идея многопользовательской игры на мобильной платформе ранее не была реализована. До этого можно было сражаться только с компьютерным противником, а теперь благодаря решению российского разработчика появилась возможность поучаствовать в «баталиях» и с абстрактным, зарегистрированным в базе пользователем, и с конкретным партнером.

Сейчас в области WAP-развлечений лидирует компания «Никита», уже выпустившая 13 игр. О своих мобильных продуктах заявила также украинская фирма UPT (конечно, это зарубежная компания, но она предполагала вести дела с российскими операторами). Однако дальше подписания с «ВымпелКомом» контракта о сотрудничестве она не пошла, а доступные с июля 2001 г. на WAP-сайте «Би Лайна» ее игры «Морской бой», «Крестики-нолики» и «Карточная рулетка» до сих пор приводят к ошибкам в кодировке на некоторых трубках. Подобная ситуация вызывает сожаление, поскольку UPT имеет весьма неплохие работы.

Специалисты из «Би Лайн» и «МТС» в один голос утверждают, что игровые разделы на их WAP-порталах будут расширяться, пополняться и обновляться не реже чем раз в два месяца. Также будет изменяться и структура WAP-сайтов. А поскольку число абонентов, применяющих WAP, постоянно растет, то и количество игроков также будет увеличиваться.

Будущее WAP-развлечений уже не кажется туманным, тем более что до прихода 3G, J2ME (см. врезку) и прочих новых технологий, создаваемых в стремлении стандартизировать игровую платформу и упростить процесс разработки игр, осталось, видимо, совсем немного времени.

Глеб Дивов, Xvs@WonderNet.nu


Краткий словарь

WAP (Wireless Application Protocol) — протокол передачи данных в сотовых сетях.

3G (Third Generation) — сотовые сети третьего поколения, где можно передавать данные на больших скоростях; также предполагается, что в этой сети не будет возникать проблем с передачей аудио- и видеоданных.

J2ME — новая платформа для сотовых телефонов, позволяющая запускать Java-приложения на мобильных устройствах.