Даже самые ярые противники Web-рекламы вынуждены признать, что благодаря ей Интернет стал практически бесплатным. Если бы пользователи постоянно блокировали эту навязчивую информацию, компаниям пришлось бы либо брать деньги за предоставляемые Web-услуги, либо покидать бизнес.

Однако баннеры последних поколений не просто находятся на страницах в ожидании «клика», они появляются под видом некоммерческой информации или ослепляют нас обилием пиротехнических эффектов. Борьба за выживание в среде рекламодателей порождает все более агрессивные формы, теперь Интернет намного превосходит телевидение и прессу по эксцентричности рекламных приманок, разнообразию стилей и размеров. Чтобы противостоять им, нужно четко представлять, с чем вы имеете дело.

Стандартные баннеры не выходят за пределы основного окна. Другое дело — скандально известные рекламы-выскочки: они появляются в отдельных рамках, обычно без панели инструментов и меню, и либо перекрывают основное окно, либо прячутся за ним. Подобны им промежуточные (они возникают после щелчка на ссылке до открытия нового окна) и транзитные (в отдельном окне между двумя информационными) рекламы. Это может просто надоедать, но есть и настоящее безобразие! Суперварианты новейшей разработки передвигаются по страничке, как будто бы спроецированные на прозрачный экран.

28 млн. — столько, по данным Jupiter Media Metrix, уникальных посетителей попало на страницу www.Х10.com в результате «клика» на баннер

В погоне за «кликами» большинство сайтов все же избегает рекламных ловушек, но некоторые не гнушаются и баннерами с трюками, например имитирующими диалоговое окно. Вы нажимаете ОК, чтобы его убрать, а вас начинает затягивать в пучину Web-рекламы. Есть еще неприятности типа TopText: они пробираются в ваш компьютер при загрузке других программ, а затем плодят свои рекламы вдобавок к размещенным на сайтах, которые вы посещаете.

Хуже всего «мышеловки» и «скоростные множители», названные так потому, что они блокируют кнопку «Назад» и/или «Закрыть», да еще и дублируют окна быстрее, чем вы успеваете двигать мышью. Так что подумайте хорошенько, прежде чем сделать «клик» на каком-нибудь баннере.

Часто эмоциональное раздражение является основной причиной нелюбви к рекламе. Поэтому, избавившись от последней, вы не только восстановите душевное равновесие, но и определенным образом обеспечите себе достаточное уединение.

Помещая маленькие информационные файлы (cookies) на ПК, рекламодатели получают возможность отслеживать действия человека в Сети, хотя утверждают, что всего лишь хотят таким образом проконтролировать качество и количество получаемой им рекламы. Но разве вы давали согласие на это? Чтобы прекратить это безобразие, можно отключить всю графику, Java, JavaScript и Flash на браузере, принеся таким образом в жертву всю интерактивность Сети. Или установить программу блокировки рекламы, что будет более мудрым решением.

Приложите немного усилий, и вы сократите время на загрузку и избавитесь от рекламного хаоса на нужных вам сайтах. Из четырех протестированных нами программ-фильтров — AdSubtract, Guidescope, Norton Internet Security и WebWasher — по результатам борьбы с самыми агрессивными видами рекламы лучшей оказалась AdSubtract Pro фирмы Intermute (30 долл.). Она способна заблокировать все навязчивые предложения. Однако неплохо себя проявили и остальные.

Еще две подобные программы — Internet Junkbuster Proxy и Proxomitron — мы отвергли: первую слишком сложно установить, а вторая пропустила несколько элементарнейших рекламных уловок.

Большинство фильтров выступают в роли дополнительного сервера. Они проверяют запрашиваемые сайты на наличие рекламы по соответствию окон и изображений известным ее видам либо на основе специальной базы данных. Причем загрузка «очищенных» страниц занимает на 40% меньше времени.

Однако такие программы не всегда справляются с «мышеловками» и «скоростными множителями», которые часто «ходят парой». Во время нашего тестирования перехитрить их смогла только WebWasher. Утилиты типа AdAware выявляют и удаляют TopText и ей подобные.

Нет, это не Windows, а всего лишь одна из рекламных уловок. 85% баннеров, имитирующих диалоговые окна, множат затем их на экране быстрее, чем вы успеваете опомниться

Будущее без рекламы? Вряд ли...

«Каждый может разместить рекламу в Сети, но не все играют по одинаковым правилам, — говорит Грег Стюарт, президент Interactive Advertising Bureau, компании по производству интерактивной рекламы. — Для IAB нет плохих реклам, есть лишь не совсем удачные варианты. Мы не можем препятствовать появлению нового». Правила в IAB существуют только для ее членов и не предусматривают механизма наказания хитрых рекламодателей. «Если кто-то скрывает рекламу под видом системного сообщения, мы иногда проводим соответствующую беседу, — говорит Стюарт, — но люди, которые так поступают, не являются членами IAB».

Дать отпор натиску навязчивой информации — задача не из легких, и до настоящего времени мало кто на это отваживался. Проведенный в октябре 2001 г. опрос показал, что три четверти респондентов даже не подозревают о существовании программ-фильтров. Неудивительно, что Джеффри Силверман, вице-президент североамериканской DoubleClick, так оптимистично настроен в отношении будущего Web-рекламы: «Я ничуть не беспокоюсь по поводу появления программ-фильтров, потому что их мало кто применяет».

Рекламодатели же идут все дальше, и пользователи, похоже, скоро восстанут. Мариса Глак, аналитик компании Jupiter Media Metrix, которая занимается исследованиями сетевой аудитории, говорит, что люди уже не столь терпимы, как раньше.

Рекламный трюк: достаточно одного «клика», и малыш без спроса сделает Bonzi.com загрузочной страницей в вашем браузере. Всего лишь 1% посетителей Сети признались, что используют программы - блокираторы рекламы

Посетители сайтов недовольны избытком рекламы и некоторыми ее видами в особенности, отмечает Брайан Мюррей из Cyveillance, компании по изучению реакции общественности на рекламу. Он и его коллеги утверждают, что навязчивые картинки, «мышеловки» и «размножение» пришли с игровых и порносайтов, и теперь многие финансово-зависимые ресурсы размещают «выскочки» и промежуточные рекламы, иногда оба варианта сразу. Но почему же они делают то, что пользователи так не любят? Честно говоря, по причине эффективности данного вида подачи информации. Кроме того, размещение агрессивной рекламы на сайтах поощряется поставщиками услуг. Некоторые даже идут на отказ в доступе пользователям, блокирующим рекламу. Немецкая фирма MediaBeam разработала программу AdKey, которая может определить, установлена ли блокировка, и пока она действует, пользователю будет закрыт доступ на сайт. Один из хакеров быстро нашел способ обойти AdKey, но MediaBeam пообещала, что со следующей версией программы, которая находится сейчас в стадии разработки, такого не повторится.

Будущее без рекламы невозможно. По прогнозам исследователей из GartnerG2, к 2005 г. объем Web-рекламы удвоится, а значит, появятся и ее новые виды. В Сети идет жестокая борьба за привлечение внимания пользователя.

Справедливо ли блокировать рекламу на бесплатных сайтах? Многие ресурсы выживают именно за ее счет. Значит ли это, что мы должны поддерживать рекламное движение? Несомненно, говорят рекламодатели. «Пользователи должны принимать рекламу, это quid pro quo, — говорит Грег Стюарт. — Они получают услуги бесплатно либо со значительной скидкой, а блокирование рекламы нарушает условия этой негласной сделки». Большинство не возражает против этого. Популярных сайтов без рекламы, с платным доступом, совсем мало, а исключив порноресурсы, их вообще можно будет пересчитать по пальцам. Если применение программ типа AdKey от MediaBeam, отказывающих в доступе при блокировке рекламы станет повсеместным, пользователи будут вынуждены соблюдать условия негласной сделки.

Однако во время показа телевизионной рекламы можно переключиться на другой канал; мы также не обязаны читать каждое объявление в газете или журнале. Пусть там печатают ароматизированные картинки, но как бы вы себя почувствовали, если бы вам этими духами брызнули в лицо? Мы должны иметь право выбирать, что появится на экране наших ПК, тем более в случае столкновения с агрессивной рекламой.

664