В руководстве пользователя продукта «DarkBASIC. Программа для создания 3D-игр и не только» (далее — DarkBASIC) написано: «DarkBASIC — уникальное средство, которое может дать вам возможность воплотить свои мечты в компьютерной программе». Казалось бы, это всего лишь очередная громко звучащая рекламная фраза. Ну да, в самом деле, свои мечты в компьютерных программах воплощают программисты да руководители корпораций-разработчиков, а рядовые пользователи могут рассчитывать максимум на некоторое совпадение вкусов и довольствоваться лишь рисованием в различных графических редакторах. Ведь написать программу — это сложно и требует долгого изучения языка программирования, операционной системы и т. д.

Вот такие игры можно создать уже после нескольких дней работы с программой

Теперь, с появлением программы DarkBASIC, последнее требование стало уже необязательным. С помощью данного продукта практически любой пользователь, даже никогда ранее не знакомый с программированием, сумеет создать полноценное графическое приложение: игру с трехмерной графикой, видеозаставку, «хранитель экрана» и т. п. Причем ему не придется вникать в тонкости устройства ОС и способов отображения графики, не надо будет думать о механизмах работы графических ускорителей и учить мудреные слова наподобие «анизотропная фильтрация», — достаточно просто придумать алгоритм программы и реализовать его на довольно понятном и легком языке.

Итак, DarkBASIC — это среда разработки, предназначенная для создания интерактивных программ с использованием трехмерной графики. Основывается она на языке программирования, называемом тоже DarkBASIC.

Простота создания подобных программ достигается тем, что этот язык практически полностью состоит из уже готовых команд для работы с графическими объектами. Значит, чтобы, например, отобразить на экране куб, достаточно одной строчки, в которой будут присутствовать название объекта и его параметры (длина ребра, поворот, координаты центра), а также команда отображения на экране. Чтобы проделать с предметом какие-либо действия вроде вращения, перемещения и т. д., достаточно двух-трех команд. Вместо куба можно брать и более трудные объекты (задав их в электронном виде) — команды сложнее не будут.

Показ графических объектов в DarkBASIC производится с использованием библиотеки DirectX — набора функций отображения графики, ее наличие в системе необходимо для работы как самого DarkBASIC, так и любой написанной на нем программы.

Язык DarkBASIC во многом напоминает макроязыки, в частности Visual Basic for Applications из пакета Microsoft Office. Так же как и там, в DarkBASIC команды являются весьма специализированными и при своем выполнении позволяют проводить сложные законченные действия. Можно даже сказать, что программы на DarkBASIC - это своего рода макросы на командах DirectX: подобное утверждение, конечно, некорректно, но в какой-то степени может проиллюстрировать принцип их работы.

В комплект поставки продукта входят два компакт-диска и книга, где описан язык программирования DarkBASIC, давший имя всему пакету программ. Один из дисков содержит непосредственно программу, являющуюся одновременно и редактором, и компилятором, а также огромное число текстур, объектов и звуковых фрагментов. Кроме того, на этом же диске есть несколько примеров уже готовых игр, написанных на DarkBASIC, причем с подробным описанием каждой команды этого языка. На втором диске находятся готовые проекты, реализованные на DarkBASIC. Многие поставляются вместе с исходным текстом, так что их можно применять для обучения. Здесь же приведены видеозаписи интервью с некоторыми известными разработчиками игр.

Редактор DarkBASIC и текст простой игры — не так все и сложно

Для написания программного текста пользователю предлагается специальный редактор с оригинальным графическим интерфейсом — программа db.exe (находится в каталоге, указываемом при инсталляции для размещения файлов). Однако лучше воспользоваться альтернативной версией редактора текста, размещенной в подкаталоге darkedit156.

Перед работой «альтернативный» редактор нужно настроить. Для чего в пункте меню «Правка?Настройка» на закладке «Расположение» следует указать пути к программе DarkBASIC (т. е. файлу db.exe «основного» редактора), браузеру, справочной системе, а также к каталогу для хранения временных файлов.

Работа с программой весьма проста. Разработчику не надо думать о «подключаемых модулях», объявлении переменных и прочих программистских мелочах. Достаточно на языке DarkBASIC описать объекты, которые должны присутствовать в «создаваемом мире», и задать их поведение в нем. Если это необходимо, можно использовать внешние текстуры и звуковые файлы, указав соответствующие пути к ним в тексте программы. Синтаксис DarkBASIC несложен, а названия почти всех команд интуитивно понятны. В крайнем случае, всегда есть куда обратиться, ведь прилагаются электронная или бумажная версия «Справки» — изучить их настоятельно рекомендуется перед началом работы. Создаваемую программу можно запустить и протестировать, а по окончании разработки — упаковать в исполняемый файл вместе со всеми примененными объектами, текстурами и звуковым сопровождением. Для запуска такого файла требуется лишь наличие в системе библиотеки DirectX — тогда сам DarkBASIC уже не будет нужен.

Описания объектов могут быть помещены в отдельные файлы и затем использоваться для создания других программ. На компакт-дисках с DarkBASIC имеется огромное множество «персонажей», значит, чтобы добавить в игру какого-нибудь гоблина или орка, вам не придется даже его «делать». В каталоге Tools одного из дисков есть «браузер объектов» (файл DBBrowse. exe), позволяющий просматривать файлы без их предварительной загрузки в программу.

Изучив учебник с описанием языка программирования Dark-BASIC и испробовав приводимые в нем примеры, вы сможете самостоятельно создавать 3D-«стрелялки» наподобие Quake.

Стиль и вид игры, организовываемой с помощью DarkBASIC, полностью зависит от пользователя. Программа — это всего лишь средство работы с двумерной и трехмерной графикой, и ничего более. Если вообще не внедрять в свое творение функции обратной связи с пользователем, то получится «хранитель экрана», мультфильм или так называемая «демонстрация» — приложение, предназначенное всего лишь для отображения на экране красивой графики.

С программой DarkBASIC вам будет по плечу и разработка мультфильма

В DarkBASIC имеются не только функции вывода чего-либо на экран монитора или на колонки и наушники, но и команды управления такими экзотическими устройствами, как джойстики с обратной связью и шлемы виртуальной реальности. Также есть команды для работы с текстом, файловой системой и даже для работы по протоколу FTP. Однако реализовать сетевые функции программа пока не позволяет, так что сделать многопользовательскую игру нельзя, впрочем, можно надеяться, что в следующих версиях языка они появятся.

К сожалению, при использовании DarkBASIC иногда возникают затруднения с выводом изображений некоторыми видеоадаптерами — на экране вместо объектов появляется черный фон. В случае возникновения подобных проблем установите новые драйверы для видеоадаптера, загрузив их с сайта производителя.

Итак, вывод: DarkBASIC — весьма благодарное, очень мощное и притом поразительно легкое в освоении и работе средство. Я не случайно назвал его «благодарным» — оно становится легким лишь в том случае, если им заниматься и изучать. Это не игра, которую можно «покрутить и выбросить», это настоящая среда разработки, которую сначала надо освоить. Однако благодаря стараниям разработчиков языка DarkBASIC сделать это можно очень быстро — своей первой графической заставкой вы будете любоваться уже через пару часов. Затратив же на изучение программы большее время, вы сумеете сотворить игру и поместить ее в Интернете или записать на компакт-диск и раздать друзьям.

Игры — отнюдь не единственное применение Dark-BASIC. С помощью данного средства можно сделать просто великолепные видеозаставки, «гасители экрана», а также мультфильмы. Если вы занимаетесь видеомонтажом, то DarkBASIC позволит расцветить ваши фильмы красивыми трехмерными переходами.

И наконец, продукт «DarkBASIC. Программа для создания 3D-игр и не только» — просто идеальный подарок для ребенка. Соединить в себе игру и обучение, работу и отдых, развлечение и создание чего-то нового — что же может быть лучше? Кто знает, вдруг именно DarkBASIC пробудит в малыше желание творить и постигать неизведанное, а созданная им самим игра не только доставит ему несколько приятных минут, но и положит начало профессиональному пути.

Антон Орлов, http://antorlov.chat.ru


Коротко о продукте

DarkBASIC. Программа для создания 3D-игр и не только?Системные требования: Pentium-233, 32-Мбайт ОЗУ, 3D-ускоритель, 4Х-дисковод CD-ROM, не менее 50 Мбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х/Me/2000.?Разработчик: Dark Basic Software Ltd.?Издатель: «МедиаХауз»