Главная тема последнего Российского Интернет-форума была связана со средой делового сотрудничества, в которой Сеть играет доминирующую роль. В приветственном выступлении министра связи Правительства РФ Л.Д. Реймана было отмечено, что в России, по свидетельству Госкомстата, количество эксплуатируемых ЭВМ выросло за последний год на 10% и достигло 11,5 млн. машин. А вот число домашних ПК составило в среднем 6,5 на 100 человек. Среди пользователей Интернета 37% — молодые люди в возрасте до 25 лет. Более 6 тыс. операторов связи через Сеть оказывают универсальные услуги, демонстрируя тем самым мощный рычаг развития Рунета. Инерционный механизм государственной и законодательной поддержки стронулся с места — разработана программа широкого внедрения в жизнь информационных технологий и наконец принят закон об электронной цифровой подписи. Но вместе с тем остаются серьезные проблемы в массовом освоении Интернета. К ним следует отнести взаимоотношения в домене ru между государством и пользователями, недостаточную развитость инфраструктуры, которую составляют в основном низкоскоростные каналы связи в регионах, тормозящие многие проекты развития Сети. Пока в стране не преодолен порог охвата бизнеса электронными формами в 9-10 %, сегодня же электронные услуги используют лишь 3-4 %.

Глава московского представительства IBM П. Динев отметил, что, хотя корпоративная сеть в компании была создана более 30 лет назад, коммерциализация Интернета заставила обратить внимание на русскоязычные сайты как на важный ресурс. Им же была дана персональная характеристика Интернета: если он получает менее 20 писем по электронной почте в день, то считает, что это малоинформативно и ему неинтересно их читать.

Работа форума по традиции шла на пленарных и секционных заседаниях. Доклады генерального спонсора — корпорации IBM — были посвящены основным элементам и тенденциям развития электронного бизнеса. По словам представителя IBM К. Линдгрен, его становление, даже в одной компании, — это «долгое путешествие», и потому в 80 % компаний этот процесс только начинается. В проектах компании принято выделять три стадии развития. Начальная — организация доступа клиентов к ресурсам компании. Следующая — внутренняя и внешняя интеграция клиентов и компании. И наконец, продвинутая, при которой осуществляется динамическая адаптация и создается конкурентное преимущество компании, ведущей электронный бизнес. Как показала практика, адаптация накладывает ограничения на использование электронного бизнеса в малых фирмах.

В состоявшейся после доклада беседе К. Линдгрен с журналистами было отмечено, что несоответствие качества онлайнового бизнеса традиционному (см. «Мир ПК», № 10/01, с. 88) является серьезным тормозом для его становления. Кроме того, в его модели практически отсутствуют компоненты системы массового обслуживания, например работа с очередями. Покупателю также не предлагается приемлемого решения задачи выбора, кроме простого перебора товаров.

Еще один основной пленарный доклад был посвящен технологии будущего: системе распределенных вычислений на базе архитектуры GRID, самоуправляемым вычислительным комплексам. Проект eLiza для создания самоорганизующихся систем позволяет решать следующие задачи: самостоятельного конфигурирования, автономного выделения проблемы, возникающей в системе, и ее разрешения, оптимизации работы и самосохранения с точки зрения защиты всей системы. Еще один сотрудник IBM, В. Саймон, в своем докладе сообщил, что начиная с февраля текущего года технологии по проекту eLiza встраиваются в продукты, в частности в серверы Tivoli, Tamino и др.

И. Ларин из московского представительства IBM, подводя итоги развития е-бизнеса в мире, констатировал, что «мы находимся в конце его первого этапа развития», для которого характерно, что появился доступ к информации, оказывается помощь в ведении бизнеса и мир стал теснее благодаря Сети.

С. Тарасов, глава представительства фирмы Sun Microsystems, отметил самые существенные тенденции в новом информационном пространстве — виртуализацию среды, аутентификацию способов упорядочения использования процессов и изменения статуса клиентов в Интернете. В силу очевидности виртуализации компьютеров, памяти и сети человек все же остается вне виртуальности, поэтому роль аутентификации особенно велика. Более того, деньги в Интернете теперь следует искать там, где владеют доступом и системами аутентификации, разумеется, кроме контента.

Важное, по нашему мнению, выступление сделал С. Орлик из компании Borland о новой парадигме развития Web-служб. При интеграции корпоративных приложений они становятся неотъемлемой частью этих систем. При этом основой бизнеса является снижение стоимости интеграционных решений, а Web-службы развивают EAI (Enterprise Application Interface), и это узаконивает модель ASP. Они образуются в результате стека (пересечения) технологий .net, XML и J2EE/CORBA. Таким образом, теперь в фокусе разработчиков оказываются бизнес-приложения. А. Зотов назвал эту секцию главной на форуме.

Кроме упомянутых форм работы, была еще одна — круглые столы. Например, при обсуждении проблем партнерства для развития информационного общества выяснилось, что усилия, направленные на повышение информированности пользователей и лоббирование на различных организационных уровнях, недостаточны, так как для успеха требуется большая просветительская деятельность. А она практически выпала из поля зрения даже таких организаций, как Институт развития информационного общества.

В целом работа форума была интересной, хотя на этот раз заметно сократилось число участников.