Любое крупное промышленное предприятие, успешно действующее на рынке, должно постоянно анализировать свою конкурентную внешнюю среду и следить за тем, насколько его внутренняя среда соответствует этим внешним изменениям. А для того чтобы руководство предприятия могло своевременно и правильно принимать решения, необходимо предоставлять ему полную и адекватную информацию по существу вопросов на основании грамотных экспертных оценок. Значит, нужно прежде всего повысить эффективность экспертной деятельности, увеличить полноту и качество собираемой для анализа информации. В этом и состоит главное назначение информационно-аналитического программного комплекса (ИАПК), разработанного специалистами фирмы Сognitive Technologies для Норильского комбината.

Комплекс позволит проводить исследование научно-технической сферы и анализ конкурентной среды, являющейся частью более масштабной задачи стратегического анализа и планирования. Однако обо всем по порядку, ведь внимание к автоматизации этой сферы деятельности на предприятии отнюдь не случайно.

История и предпосылки создания

Задачей патентного анализа занимается любое крупное индустриальное предприятие. На Норильском комбинате решили не платить внешним консалтинговым компаниям и организовали еще лет пятнадцать назад собственную группу специалистов, которые занимаются этой работой. Теперь же на предприятии возникла необходимость ускорить процесс анализа и сделать его более полным, убрав рутину, связанную со сбором и обработкой информации. А для этого потребовалось создать электронный архив, в котором можно было бы аккумулировать патенты и дать удобный инструмент аналитикам для работы с ними.

Действительно, патентный анализ — вещь важная, и проследить перспективы развития того или иного технологического решения без него вряд ли возможно. Перед индустриальными предприятиями очень часто стоит задача выбора как самой технологии, так и варианта ее практической реализации. Задача эта весьма сложная, и здесь от полноты и оперативности проведения патентного анализа во многом зависит успех предприятия.

К тому же Норильский комбинат работает на рынке более 50 лет, и за это время накоплен довольно богатый научно-технический фонд: отчеты по научно-исследовательским работам в области горного дела, обогащения руд и металлургии, обширная техническая библиотека и т. д. Естественно, нужно было все это сохранить, собрать новую информацию и обеспечить эффективную работу с ней.

Блоки обрабатываемой информации

Рассмотрим теперь, какую информацию позволяет обрабатывать ИАПК.

Во-первых, речь идет, конечно, о патентах. Собираются они в основном с сервера Американского патентного ведомства — вместе с графиками и текстами. Это ведомство до недавнего времени являлось единственной патентной организацией в мире, которая предоставляла такую информацию бесплатно. Затем к нему присоединился «Европатент». Система подключена и к «Роспатенту», но бесплатно он позволяет просматривать только аннотации на патенты.

Сейчас на Норильском комбинате в системе аккумулировано уже около 100 тыс. патентов. Естественно, они выбирались для конкретного анализа и применительно к определенным технологиям, связанным, в частности, с производством никеля. При просмотре патента на экране эксперту выдается форма «с закладками», где находится структурированная информация об этом патенте, и ряд графических изображений (если они относятся именно к нему). Раньше экспертам приходилось обращаться за нужными документами в разные архивы, а теперь, вместо того чтобы составлять запросы, ждать ответа, а потом вручную проводить их обработку и систематизацию, можно поручить эту рутинную работу машине как задание на ночь. И наутро уже будет готова статистическая информация для составления отчета, причем с визуальными элементами — графиками, гистограммами и др.

Во-вторых, в ИАПК включены также внутренние стандарты предприятия. Ведь система представляет собой большой электронный архив с удобными средствами поиска, и в нем можно хранить полную техническую информацию: документы из технической библиотеки и эти самые внутренние стандарты, которые очень активно используются на рабочих местах — как в управленческих, так и в производственных подразделениях. Стандарты описывают все технологические процессы предприятия, и каждый сотрудник компании может оперативно получить их на своем рабочем месте. Тем более что по тематике они в целом практически соответствуют патентам — это научно-технический документ, только описывающий технологический процесс.

И наконец, в систему входит подсистема «Дайджест». Она позволяет брать информацию с конкретных технических и новостных сайтов. Компания предоставила специалистам-«внедренцам» Cognitive Technologies перечень наиболее актуальных для ее работы сайтов, и те произвели их подключение к ИАПК. Разработчиками на комбинат передана также определенная технология, и сейчас подключение новых сайтов специалисты предприятия могут проводить уже самостоятельно.

Полученная из Интернета информация подвергается автоматической рубрикации — семантической или по ключевым словам. Для выполнения семантической рубрикации программу-рубрикатор предварительно «обучают» на некоторых «идеальных наборах» сообщений, относящихся, например, к финансам или горному делу, после чего она сама раскладывает вновь приходящие сообщения по рубрикам.

В настоящее время в компании идет пополнение электронного архива. Цель — представить в ретроспективе собранные за последние 30 лет наиболее важные документы. Вводятся реферативные журналы, специальная научно-техническая литература, так необходимая аналитикам. В системе есть специальный модуль, предназначенный для ввода документов вручную. Предусмотрена возможность их потокового сканирования. Полученные изображения сортируются и направляются на рабочие места операторов ручного ввода. То есть применяется самая обычная отлаженная технология ввода документа со сканера. Такой ввод не вызывает проблем, поскольку операторы Норильского комбината были обучены этой работе еще тогда, когда специалисты Cognitive Technologies делали здесь систему ввода стандартных форм документов.

На предприятии существует довольно большое подразделение операторов, и им вменили в обязанность ввод документов для ИАПК. Документы более или менее приемлемого качества вводят с помощью программ распознавания, а низкого качества и рукописные — вручную. В итоге будет создан архив материалов, накопленных за весь период деятельности комбината, что и позволит сохранить его технический фонд. А это совершенно уникальный «Банк знаний», с которым здесь работают очень активно.

Преимущества и сферы использования

После внедрения ИАПК существенно сократились сроки подготовки отчетов по патентному поиску. Комплекс был сдан в эксплуатацию в декабре 2000 г., а реальная работа по вводу первых документов началась в марте 2001 г., когда руководство компании поставило задачу провести анализ тенденций развития некоторых направлений патентной деятельности в области никелевого производства. В результате через систему прошло два отчета, для получения которых ввели около 100 тыс. патентов. Раньше патентный анализ по одной такой тематике занимал полгода, а с помощью нового комплекса его удалось провести в четыре недели. Причем сюда входит и время на сбор и ввод патентных документов. Более того, если прежде из-за сложности ручной обработки подобный анализ выполнялся только для самых необходимых задач, то теперь ИАПК позволяет оперативно подготовить отчет практически по любому запросу.

Сотрудники компании получили довольно мощный инструмент поиска и формирования выборок из электронного архива необходимых материалов — по набору реквизитов со всевозможными масками. Реквизиты можно связывать логическими операциями, и на их основе строить весьма сложные запросы. Поскольку информация в базе данных структурирована, число полей, естественно, зависит от видов документов: у патентов оно одно, у технической документации — другое, у новостной ленты — третье. В системе также есть возможность изготавливать новые типы документов с оригинальным набором полей на тот случай, если предполагается впоследствии по этим полям производить поиск.

Подсистема «Дайджест» существенно облегчила и ускорила работу сотрудников компании, отвечающих за подготовку новостных материалов для руководства. Эта деятельность в принципе типична для любого крупного предприятия. И хотя, конечно, полностью формирование документа эксперт завершает вручную, вся информация для него уже автоматически выбрана, аккуратно рассортирована и структурирована самой системой.

Важно отметить и такую сферу применения ИАПК, как конкурентная разведка. Ведь анализируя патенты, можно исследовать структуру рынка и выделить компании, которые патентуют то или иное решение в той или иной области. В результате складывается четкая картина рынка и потребителей, скажем, никелевого сырья, и тех фирм, которые это сырье поставляют. Так что если, положим, компания-конкурент (например, INCO) запатентовала некоторые технологические решения по производству никеля в какой-нибудь стране — очевидно, что следующим ее шагом будет покупка там месторождения. Система может показать и «пирог» распределения патентов между компаниями применительно к каким-то технологическим решениям. Более того, если есть, например, две технологии, система позволяет получить ретроспективу изобретательского интереса к ним. И если к одной из них он растет, а к другой — падает, то отсюда можно сделать, с определенной поправкой, вывод, что первая из них перспективна, а вторая — уже отходит, и делать на нее ставку не стоит. Если же смотреть на эти технологии в данный момент, то определить это невозможно, и только динамика во времени может подсказать верный ответ. Раньше подобного рода анализ был делом сложным, длительным и дорогостоящим. Разумеется, ИАПК вовсе не призван заменить тех людей, которые этим занимались, но он сможет ускорить их работу на порядок.

Перспективы развития

О перспективах развития системы относительно «Норильского комбината» говорить сложно, все будет зависеть от того, как пройдет реструктуризация этого предприятия. Но можно обозначить основные направления развития ИАПК как такового.

Прежде всего, в него будут закладываться новые методы анализа. Сейчас в системе реализован морфологический классификатор — это один из методов патентного анализа, которыми аналитики Норильского комбината пользуются для создания своих отчетов. Есть еще несколько более сложных и редких видов анализа, которые тоже планируется реализовать в ИАПК. Предполагается создание инструментария для ведения стратегического анализа (матрица выбора дисперсных позиций, анализ конкурентных стратегий, матрица уязвимости, матрица синергетизма). Далее будет усовершенствован механизм подключения ИАПК к новым сайтам.

Намечается внедрение технологии «тонкий клиент» для целей поиска. Для любого крупного предприятия — и Норильский комбинат здесь не является исключением — установить на рабочие места «тяжеловесную» клиентскую часть очень непросто. Одно дело — патенты, с которыми работают пятнадцать аналитиков, и совсем другое — внутренние стандарты предприятия, которые постоянно необходимы сотням специалистов. Поэтому и предполагается, модернизировав саму систему, функции поиска реализовать через «тонкого клиента».

Предусматривается также расширение связей между базой патентов и подсистемой «Дайджест», чтобы можно было прослеживать не только текстуальное совпадение, а сделать что-то типа тезауруса и выявлять связь на основе понятий. Например, аналитик, работая с системой, читает фрагмент новостей и видит там упоминание о новой технологии. Чтобы уточнить, действительно ли это только что появившийся метод или уже известный, но ему незнакомый, он тут же может, воспользовавшись ключевыми словами, перейти к набору патентов, связанных с этими ключевыми словами, и сразу установить круг фирм, которые эту технологию используют или ее запатентовали. Далее он может посмотреть, какие варианты реализации этой технологии существуют, проанализировать, какие из них подходят для конкретного предприятия, определить перспективы их развития, стоимость и т. д. Естественно, выверка такого тезауруса — работа трудоемкая, и для ее выполнения потребуется, видимо, создать специальный инструментарий.

* * *

Таким образом, можно сказать, что ИАПК явился органичной частью системы стратегического анализа деятельности Норильского комбината. Помогая выявить и оценить перспективы той или иной технологии, «вычислить» конкурентов и партнеров, определить ассортимент продукции, которая с большей вероятностью будет востребована потребителем, проанализировать тенденции развития рынка и вовремя отследить изменение условий конкуренции, система дает предприятию полную объективную картину внешней среды, а это — залог успеха на сегодняшнем рынке.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК».


Мнение заказчика

На вопросы научного редактора нашего журнала Михаила Глинникова отвечает главный специалист управления корпоративного развития Ольга Осетрова.

— Для начала расскажите, пожалуйста, коротко о своем предприятии.

— Если коротко, то наш комбинат — крупнейший в мире производитель цветных и платиновых металлов. Его доля в мировом производстве никеля составляет около 20%, палладия — почти 40%.

— Чем была вызвана необходимость внедрения системы поддержки принятия решений на основе анализа НТИ?

— Потребностью ввести у себя на предприятии конкурентоспособные технологии, которые превосходили бы действующие и планируемые к внедрению технологии конкурентов по техническим характеристикам и экономическим показателям. Однако сразу хочу оговориться — мы продолжаем «расти» вместе с нашим проектом, так как смогли уже убедиться в том, что ИАПК по функциональным возможностям выходит за рамки своего первоначального назначения — сбора и анализа научно-технической информации. Наша мечта — сделать комплекс необходимым инструментом для принятия управленческих и стратегических решений в области научно-технической и прозводственной политики, а также настроить его на создание конкурентных преимуществ компании, благодаря которым обеспечивалась бы рентабельность инвестиций в новые проекты.

— Как шла работа и чем вы пользовались до этого?

— До внедрения системы отслеживание мирового уровня техники в интересующей нас отрасли осуществлялось «вручную», методом патентного поиска. Однако, несмотря на значительные временны/е затраты, полученный результат не всегда удовлетворял наших исследователей — разработчиков технологий — из-за отсутствия полноты информации.

С внедрением ИАПК время на поиск и обработку информации резко сократилось. При этом работа перешла на другой качественный уровень — расширился диапазон возможностей анализа, стало доступным оперативное выявление тенденций и прогнозирование развития техники в смежных отраслях, например сталелитейной, автомобилестроительной, нефтехимической и т. д., что оказалось очень полезным на этапе проработки проектов по диверсификации производства.

В целом же полученные с помощью ИАПК знания позволяют нам превзойти конкурентов в сфере производственных издержек; создать продукт с улучшенными потребительскими характеристиками (причем такое соотношение цены и свойств не в состоянии воспроизвести ни один конкурент); более эффективно использовать собственный капитал и, наконец, наметить предварительные контуры финансового прогноза относительно инвестиционных проектов.

— А теперь, если можно, пару слов о самом процессе внедрения — прямо по этапам.

— Нужно сказать, что «формальный» период — от запуска проекта до его внедрения — несколько отличался от фактического. Сначала возникла идея о совершенно новом направлении деятельности отдела интеллектуальной собственности, потом были поиск единомышленников и работа в течение нескольких месяцев «на общественных началах» (в выходные дни) по доведению идеи до уровня технического предложения руководству. В этой связи отдельной благодарности заслуживает главный специалист научно-технического управления комбината Л. И. Данилова — ее поддержка, энтузиазм и знания в области информатизации имели огромное значение на всех этапах реализации проекта.

Затем потребовалось какое-то время, чтобы убедить руководство компании в полезности данного проекта, после чего и состоялся его запуск .

Следующий этап — поиск разработчиков. Мы остановили свой выбор на Cognitive Technologies, так как, во-первых, у них за плечами все-таки Институт системного анализа и занимаются они аналогичными проблемами на самом серьезном научном уровне, а во-вторых, наш комбинат уже имел успешный опыт сотрудничества с этой компанией.

Далее началась разработка технического задания для нового комплекса. К работе на этом этапе мы постарались привлечь наибольшее число специалистов компании — потенциальных пользователей создаваемого ИАПК (исследователей, технологов цехов, аналитиков, специалистов по качеству и стандартизации продукции и т. д.). Нам хотелось, чтобы комплекс был максимально адаптирован к их потребностям.

— Были ли трудности?

— Конечно. Необходимо было организовать ввод десятков тысяч документов — отчеты по НИР, стандарты предприятия, описывающие все используемые в производстве технологии, огромный массив патентных документов и т. д. Понадобилось создать «клиентские» места для пользователей. И главное, нужно было сделать комплекс востребованным, т. е. научить людей с ним работать, а это, согласитесь, очень непросто.

— Какие конкретно задачи предприятия решаются с помощью системы?

— Таких задач довольно много: экспертиза новых стратегических проектов, выявление научно-технического потенциала компаний и фирм, предлагающих комбинату свое сотрудничество, отслеживание интересов конкурентов и ряд других.

— Над чем Вы работаете сейчас?

— В настоящее время мы работаем над усовершенствованием и развитием нашего комплекса. Продолжаем наполнять его новыми информационными источниками и добавляем в аналитическую часть различные методы обработки информации, благодаря которым можно будет проводить анализ сегментов потребительского рынка, конкурентной бизнес-системы и отраслевой структуры.

— Итак, система внедрена, подготовлены отчеты, накоплен определенный опыт. Что Вы могли бы посоветовать своим коллегам на других предприятиях, от чего предостеречь и что важно учесть при выборе, внедрении и работе с подобными системами?

— Во-первых, нужно иметь твердую уверенность, что такая система, как ИАПК, должна быть одним из основных инструментов руководства компании при разработке и реализации стратегии корпоративного развития. И во-вторых, что не менее важно, — без поддержки руководства и наличия на предприятии специалистов, глубоко знающих информационные технологии и владеющих патентной информацией, реализовать проект и сделать его востребованным будет очень сложно.