Web-хостинг — понятие довольно широкое, и прежде чем выбирать обеспечивающую подобный сервис компанию, следует четко представить себе, что именно вам требуется. Самая простая услуга — фирма на жестком диске своего сервера отводит вам определенное место размером обычно от 2 до 50 Мбайт. В данном случае предполагается, что ваш сайт состоит из нескольких обычных Web-страниц и вы не используете дополнительных возможностей вроде скриптов или динамической генерации страниц. Когда вы делаете обычную домашнюю страницу (приводите сведения о себе и своих увлечениях, помещаете свои детские фотографии в пеленках и снимки любимого кота Барсика, бьющего лапой по объективу), то такого хостинга, как правило, вполне достаточно. Вы гордо запускаете какой-нибудь известный редактор вроде FrontPage, собственными руками создаете эту страницу, переписываете родившийся шедевр на сайт провайдера и сообщаете своим знакомым его адрес в Интернете.

Почти все провайдеры предоставляют хостинг с рядовыми возможностями, и вам нужно лишь заключить договор о подключении к Интернету, где указано, что для домашней страницы бесплатно выделяется 2 Мбайт, а в отдельных случаях — 5 Мбайт и более. Зачастую на том месте, что отводится под вашу страницу, уже существует нечто вроде заготовки, которую можно буквально за несколько минут подогнать под свои задачи.

В случае бесплатного хостинга за пространство под Web-страницу, предлагаемое на каком-либо из крупных серверов, денег не берут. Недоверчивых пользователей, вполне справедливо считающих, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, хотим успокоить: там действительно можно разместить свою страницу и за это не придется платить. Однако, естественно, такой хостинг имеет значительные недостатки. Вот они:

  • На подобных серверах размещаются сотни и даже тысячи страниц, из-за чего страдает связь, а нередко она и вовсе отсутствует, и тогда страница просто "не откликается".
  • Не всегда предоставляется FTP-доступ.
  • Очень часто хостинг-компании используют часть вашей страницы под собственную рекламу, размещая баннеры и вертушки (системы меню), рассказывающие об их услугах. Разумеется, ваше творение приобретает не лучший вид.
  • Сайт не защищен от атак хакеров.
  • Вы рискуете полностью потерять все ресурсы и сорвать из-за этого производственные, складские или платежные процессы электронного документооборота.
  • Ваши усилия по расширению известности адреса в Сети нередко оказываются тщетными.
  • Большинство баннерообменных сетей не принимают в свои ряды Web-мастеров (так гордо именуют себя владельцы Web-страниц), располагающих свои ресурсы на бесплатных серверах. Чем объясняется подобная дискриминация? В основном тем, что бесплатный хостинг отличается на редкость низкой надежностью. Кроме того, такие серверы почти всегда служат лишь стартовой площадкой, на которой обычно "квартируют" домашние страницы, сделанные новичками. Когда же у их владельцев проходит эйфория от самого факта появления собственного изделия в Интернете, то они начинают заниматься своим детищем более серьезно и отдают предпочтение платному хостингу, намного более надежному и полнофункциональному.

Руководство по выбору хостинга для Web-сайта

Итак, вы создали сайт или получили готовый, разработанный для вас Web-студией. Пришло время вплотную задуматься о его размещении в Интернете, ведь ваша страница должна быть доступна WWW-сообществу. Знаете ли вы, чем следует руководствоваться при выборе подходящего хостинга для своего сайта, в чем заключается данный сервис, с какими проблемами вам придется столкнуться и во что все это выльется? Примите к сведению, что высокое качество обеспечивают только специализированные провайдеры. Ваш Web-сайт заслуживает хорошего дома, ведь это означает возможность роста, мощные административные инструменты и ответственную круглосуточную поддержку клиентов.

Прежде всего необходимо определить, какой именно деятельностью вы решили заниматься в Интернете, сколько времени готовы уделять контенту (информационному наполнению) и сколько техническим вопросам. Задумайтесь о финансовых затратах на выделенную линию, чтобы ваша машина была постоянно подключена к Интернету. Добавьте к этому заботы о безопасности сайта, сохранении и копировании данных, резервном электропитании, дополнительных каналах, и ситуация тут же перестанет казаться вам простой. Web-хостинг — это услуга, включающая заботу обо всех деталях. Многие компании начинали как обычные провайдеры, а затем расширили свои предложения, включив в них хостинг сайтов. Обращение к ним может повысить статус фирмы, особенно маленькой. Важно также, чтобы вам было обеспечено доменное имя.

Как уже упоминалось выше, хостинг «своими силами» — это размещение вашего сайта среди прочих на одной машине с присвоением ему виртуального домена. С расширением сайта или переходом от статичных Web-страниц к интерактивным вам, возможно, придется переместиться на машину с большими ресурсами и меньшим количеством сайтов.

Следующий уровень — выделенная машина. При этом хостинг-провайдер владеет сервером, поддерживает его работу, обеспечивает физическую безопасность, резервное питание и другие аспекты деятельности Центра данных.

Более экономичный вариант «выделенного» хостинга — виртуальный сервер. Несмотря на некое противоречие в названии, виртуальный выделенный сервер фактически обладает всеми атрибутами физического (см. «Мир ПК», №2/02, с. 64).

Самый высокий уровень — размещение физического сервера, которым вы владеете, на площадке Центра данных. Вы выбираете необходимую ширину канала, а компания обеспечивает подключение к Интернету по выделенной линии. Потенциально это очень привлекательное предложение, но тогда вы сами должны беспокоиться о безопасности, так как не будете защищены через брандмауэр. Если вы не эксперт в данной области, то вам придется дополнительно заключать контракт на консультационное обслуживание по обеспечению безопасности ваших сервера и сайта.

Кстати, в каждом из видов хостинга по-разному решается вопрос копирования Web-страниц. Идеальный вариант — транспортировать страницу по FTP (через протокол передачи файлов). В таком случае можно использовать любого удобного FTP-клиента. Однако, на мой взгляд, лучше всего работать в программе FAR: тогда ваша Web-страница на сервере хостера будет выглядеть как обычный каталог, куда файлы копируются точно так же, как, например, в Norton Commander.

Иногда FTP-вход не предоставляется, и значит, вам придется переносить свои файлы через специальную Web-форму, что довольно неудобно. Бывает, что от вас требуют свернуть все файлы и передать на сайт хостинг-компании заархивированный файл, который потом будет развернут. Если же вам все эти изыски ни к чему, то следует выбирать такой вид хостинга, при котором предоставляется традиционный FTP-вход.

Правила, которые следует знать

Внимательно присмотритесь к различным хостинг-компаниям. Когда вы определитесь с выбором вида хостинга, тщательно изучите предложения компаний. Помните, данная услуга пока довольно новая, и профессионально зарекомендовавших себя игроков на этом поле пока еще очень мало. Не совершите ошибки, считая, что известный Интернет-провайдер обязательно предложит вам качественное решение. Подойдите критично к оценке сервиса солидных и известных фирм. Не стесняйтесь задавать вопросы. Все, что вы не спросите сейчас, потом может вылиться в многочисленные сбои, за которые никто не ответит. Некоторые Web-студии предлагают хостинг, однако они, скорее всего, лишь посредники. Внимательно изучите данный вопрос. Web-студии заинтересованы предоставить вам свое оборудование, однако небольшие компании не располагают возможностями Центра данных, имеющихся у хостинг-провайдеров.

Обдумывайте завтрашние потребности так же тщательно, как сегодняшние. С ростом объема и усложнением архитектуры сайта, а также с появлением новых программных средств вам могут понадобиться поддержка баз данных, электронная коммерция, размещение на сервере скриптов или канал, ширины которого будет хватать для потоковых аудио и видео. Помните, что бесплатно такие услуги не предоставляются. Важно реально оценить не только текущие потребности сайта, но и его будущее. Не будет излишним сформулировать свои требования и на бумаге.

Помните о безопасности. Популярный Web-хостинг неизбежно привлекает хакеров. Хотите ли вы, чтобы ваш сервер стал объектом их атак? Если вы не поручите заботу о безопасности профессионалам, то рискуете стать заложником собственных страхов. Каждый день тратить время на просмотр журнала событий сервера, беспокоиться о поиске «заплаток» на ПО, ожидать отказа работы различных служб сервера или иных взломов — такого и врагу не пожелаешь.

Не стесняйтесь требовать качественной работы сервера. На популярность и успешность вашего бизнеса будет влиять уровень сервиса хостинг-компании. Медленный доступ к странице из-за перегруженности сервера неизбежно станет причиной ухода клиентов в более гостеприимное место. Сайт, требующий значительных усилий по поддержке, будет всегда чуть-чуть отставать от других. Например, вы хотите иметь адрес электронной почты для получения откликов на ваше объявление или рекламу. Несколько строк в html-странице или пара нажатий кнопки в графическом Web-интерфейсе — вот все, что потребуется для этого. Однако если вы вынуждены ждать, пока у технической службы дойдут до вас руки, то можете упустить свой шанс и потерять клиентов.

Уровень вашего ПО должен соответствовать уровню хостинга. Нужно помнить, что некоторые программы и виды сайтов чрезвычайно сложны для хостинга. Если сервис построен так, что множество жестких дисков обслуживаются относительно небольшим числом быстрых машин, то, возможно, наилучшим решением будет создание статичных страниц. Однако сайт, требующий значительных ресурсов процессора, при такой структуре будет работать медленнее и вызовет проблемы на других сайтах. Так, форумы лучше размещать на отдельной машине — они занимают много памяти и предполагают быстрый доступ к базе данных дискуссий. Если же вы планируете большой и активный форум, то найдите компанию, умеющую с этим работать. Потоки аудио- и видеоданных требуют быстрого подключения к каналу, значительного объема дискового пространства и мощных серверов с соответствующим ПО. Наличие опыта хостинг-компании также немаловажно, так что поищите среди них ту, которая неоднократно имела дело с подобными вещами и сможет предложить вам подходящие инструменты управления мультимедиа.

Выберите свою ОС. Пусть ваш выбор определят ваши приложения. Для этого выясните, на какой ОС они работают наилучшим образом. Советуем выбирать хостинг-провайдера, предлагающего Windows и UNIX. Не думайте, что вы нуждаетесь в Windows NT для запуска FrontPage. Многие компании добились успеха в написании таких расширений для UNIX, которые работают много лучше, чем в Windows.

Не поленитесь прочитать текст договора, набранный мелким шрифтом. Нынче стало модным заключать брачный договор и серьезно осмысливать его последствия. При выборе хостинг-провайдера поступайте так же. Пусть ваш договор прочитает юрист. Не думайте, что в нем могут оказаться пункты, которые не затрагивали бы ваши интересы. Особое внимание обратите на права интеллектуальной собственности, сроки оказания услуг, степень ответственности за качество сервиса, условия продления или окончания действия договора, размер дополнительных сборов и оплат, а также уточните, на какие законы вы сможете опираться при возникновении споров. Важный пункт договора, гарантирующий качество хостинга, — утверждение уровня доступности вашего ресурса через Интернет в процентах. Например, 99,8% означает, что ваш сайт будет гарантированно доступен в Сети в течение указанного в процентах времени в сутки либо в месяц, а это, согласитесь, немаловажно. Если окажется, что ваш сайт доступен меньше указанного времени, то такое нарушение договора может стать предметом для вступления в силу условий по неустойкам.

Поинтересуйтесь, куда подавать жалобы. Очень важно знать, к кому апеллировать, ведь если кто-то на вас пожалуется и сообщит, что ваш сайт рассылает спам или содержит порнографию, то независимо от обоснованности предъявляемых претензий отдельные провайдеры могут запросто перекрыть вам кислород. Выясните, что представляет собой ваш ресурс. Если в договор включены не устраивающие вас условия, которые провайдер не хочет изменять, то найдите другого. Помните, что соглашение призвано защищать интересы обеих сторон. Убедитесь, что ваши собственные интересы представлены адекватно.

Наведите справки. Прежде чем выбрать провайдера, узнайте имена Web-мастеров и администраторов. Свяжитесь с ними по телефону или почте, зайдите на их сайты. Проверьте длительность обработки запроса в обычное и в самое загруженное время. Посмотрите, удовлетворяет ли вас качество работы. Если это возможно, полезно также проверить, насколько эффективна служба технической поддержки, ведь от нее в значительной степени зависит оперативность работы с сайтом.

Проведите собственное расследование. С помощью Web-инструментов выясните, с кем вы имеете дело. Сделайте запрос в базе данных Whois (www.whois.net), чтобы узнать, кто именно владеет сайтом. Отметьте юридический адрес. Используйте команду Traceroute (откройте в Windows «Пуск?Выполнить»; в поле введите tracert name.ru, где name.ru — адрес тестируемого сайта), чтобы увидеть путь к машине через узлы Интернета. Чем меньше будет переходов, тем лучше. Если Traceroute находит сайт через сервер другого ISP в том же домене, то, видимо, вы имеете дело с посредником, а не с истинным продавцом услуг. Используя базу данных Whois, просмотрите все машины с конца. Вводите те имена, которые появляются в поиске Deja.com, и ищите упоминания о компании в Сети. Для доменов, зарегистрированных в зоне .ru, служба Whois есть на сайте РосНИИРОС (http://ripn.net).

Игнорируйте «профессиональные» ассоциации. Среди членов «Гильдии Web-хостинга» (Web Hosting Guild) есть как солидные компании, так и те, кто не пользуется уважением у Web-мастеров. В рейтингах очень часто представлены устаревшие, завышенные или нарочито привлекательные показатели Web-мастеров, или имена тех, кто уже покинул этот рынок в основном по негативным причинам.

Внимательно прочитайте все, что говорят Web-мастера. Зайдите в группу новостей на alt.www.webmasters, www.hostinvestigator.com, www.scriptkeeper.com/cgi-bin/Ultimate.cgi или www.hostcompare.com. Для русского Интернета — это www.webscript.ru, www.providers.ru. Возможно, вы потратите довольно много времени, чтобы оценить все предложения, но учтите: ваше исследование будет тем полнее, чем серьезнее вы к нему отнесетесь.

Определите свою аудиторию. Чем точнее вы представляете, какую аудиторию хотите получить, тем лучше сумеете оценить стоимость сервиса и выбрать оптимальный тарифный план. Если вы уже разместили свой сайт, то изучите его журнал событий и проанализируйте трафик, чтобы понять, какой ширины канал вам необходим и сколько системных ресурсов понадобится. Выбирайте новый хостинг в соответствии с полученными сведениями. Если вы новичок, то используйте бесплатный период тестирования сервиса и сделайте нужные исправления в вашем плане еще до окончания срока гарантированного возврата денег.

Выбирайте услуги в соответствии со своими возможностями. Четко разграниченные тарифные планы могут лечь тяжким финансовым бременем на вашу компанию (имеются в виду тарифные вилки). Одни хостинг-провайдеры создают свои планы для множества мелких сайтов, тогда как другие ориентируются на потребности более крупных по объему. Превышение месячной квоты в байтах или трафике драматически сказывается на дополнительных затратах: неожиданно вы можете обнаружить, что они резко повысились. Может также ввести в заблуждение незначительный успех сайтов, существующих за счет рекламы. Доход от нее, как правило, круто не возрастает, если только рекламодатели не платят за количество показов. Например, резкий рост числа обращений на сайт e-commerce может означать увеличение числа заказов или повышение интереса к новому продукту. Но учтите, что тогда и прибыль должна возрастать пропорционально.

Начинайте постепенно. Не гонитесь за скидками, сопровождающими заключение долгосрочного контракта. Обычно оплата производится помесячно, однако вы можете получить счет на сумму, которая будет несколько выше, чем предполагалось. В этом случае задавайте вопросы и не чурайтесь личных контактов. Представляется резонным начать с небольшого срока контракта, например с 90 дней. Этого вполне достаточно, чтобы убедиться, что все работает именно так, как вы и планировали. Если вы окажетесь довольны сервисом, то продлевайте договор на такой срок, при котором предлагаются скидки.

Внимательно изучите систему оплаты. Бывают случаи, когда человек, обратившись в фирму после 30-дневного тестового срока, получал счет за годовое обслуживание. После длительных и напряженных переговоров компании соглашаются уменьшить оплату до шести, а потом и до трех месяцев. С подобными «деятелями» лучше не связываться. Маркетологи тщательно продумывают недорогие базовые тарифы, чтобы привлечь новых клиентов, однако после заключения контракта может выясниться, что вам придется заплатить в несколько раз больше первоначально назначенной суммы, например, если неожиданно выяснится, что поддержка каждого домена, ящика почты или установка расширений стоят дополнительных денег. Потому неискушенным в подобных вещах пользователям советуем тарифы «Все включено».

Разработайте «стратегию ухода». Несмотря на кажущееся взаимопонимание, отношения с провайдером могут неожиданно ухудшиться, да и ваш сайт может перерасти сам себя по множеству естественных причин. Так, приятнейшие люди, которых мы, казалось бы, хорошо знаем, могут стать злейшими врагами клиентов, а отдельные всеми уважаемые хостинг-провайдеры вдруг предстают перед клиентами олицетворением ужаса. Чтобы не очутиться в ситуации «развода по-итальянски», заранее подумайте о том, как и куда вы сможете уйти, не потеряв свое бизнес-лицо.

Заранее позаботьтесь о возможном перемещении сайта. Если вы почувствовали, что переросли свою хостинг-систему, то будьте уверены, что ваш хостинг-провайдер также это понимает. Он, конечно, должен переместить ваш сайт с минимальными потерями и поломками, но это не всегда безопасно. Так что будьте готовы иметь копии всего, чего только можно.

Резервируйте все. Несомненно, ваши HTML-страницы копируются и резервируются, если вы изначально создаете их на своей машине. Подумайте, как лучше сохранить все остальные файлы, лежащие на вашем сервере: журнал событий, базы данных по продукции, серверные скрипты, коммерческое ПО (для e-commerce и форумов), ПО для анализа трафика, да и все остальное, что вы поместили на сервер или что хостинг-провайдер записал вам.

Станьте владельцем своего домена. Пусть вы не собираетесь покидать своего хостинг-провайдера, убедитесь, что лично вы являетесь собственником домена. Несмотря на уверения, что имя зарегистрировано на вас, на всякий случай не помешает сделать запрос в Whois, чтобы убедиться, указано ли имя вашей компании в качестве регистратора и администратора сайта. Если администратором и службой технической поддержки назван ваш хостинг-провайдер, значит, он владеет данным доменом, и вам, возможно, придется его выкупать. Сделайте это побыстрее, пока не до конца испортились ваши отношения. Когда будете выбирать домен, то поищите свободный, где отражены название или вид деятельности вашей компании. Сайты регистраторов обычно предлагают быстрый и простой инструмент поиска в базе данных Whois.net (www.whois.net — для доменов в зонах .com .org .net; для зоны .ru такая база данных доступна на сайте РосНИИРОС http://www.ripn.net:8080/nic/whois/index.html). После того как вы выяснили, что нужный вам домен не занят, можете его зарегистрировать, например, в Register.com (для зоны .com). Обратите внимание на то, что домен следует регулярно и вовремя оплачивать, чтобы не утратить право на него. Задержка в оплате чревата потерей раскрученного адреса. Хостинг-провайдеры могут предлагать недорогую регистрацию доменов, что не противоречит закону, однако все же будьте бдительны.

Помогите гостям найти ваш новый дом. Чуть ли не самая веская причина не портить отношения со своим провайдером заключается в том, что при переходе в другую хостинг-компанию именно прежняя в течение определенного периода времени должна будет перенаправлять посетителей на ваш новый адрес. Как правило, пользователи создают закладку на странице. И пока ваш новый IP-адрес распространится через DNS в Интернете, может пройти несколько дней и даже недель. При недобросовестном поведении провайдера посетителям может не поступать ссылка на новый IP, так что вам следует позаботиться об указателях, направляющих на новый сайт, и поместить инструкцию по обновлению закладок. Не забудьте сообщить всем по электронной почте о смене IP и вывесить информацию о произошедших изменениях.

Не считайте ворон. Чем больше времени требуется для доступа к сайту, тем выше вероятность того, что вы потеряете клиентов. Следовательно, основной критерий выбора — время связи с сайтом. Эта величина переменная, она может колебаться в зависимости от времени суток или быть более стабильной на площадках одних хостинг-провайдеров и менее — у других. Значит, чем больше измерений скорости доступа будет сделано, тем показательнее получится тест. Это, конечно, очень трудоемкий эксперимент, но тем не менее вы можете понаблюдать за качеством работы сайта ночью и утром, когда нагрузка на сеть сравнительно невелика, или днем и вечером, когда она возрастает и достигает пиковых значений. Если вы проведете такое исследование в течение нескольких дней, то заметите существенную разницу характеристик у разных хостинг-провайдеров. Учтите и то, что скорость доступа к вашему ресурсу из разных городов может значительно различаться, поэтому неплохо было бы дополнительно проверить качество доступа из тех регионов, где находятся основные посетители вашего сайта.

Лишних знаний не бывает. Проверьте, насколько далеко ушел ваш хостинг-провайдер от других в предоставлении дополнительных услуг, изначально не вошедших в договор. Предлагается ли вам субдомен? Выясните, какой сервис можно заказать в онлайновом режиме, а для чего вам придется звонить или приезжать в офис хостинг-компании.

Для рынка хостинга справедливо утверждение: чем дешевле, тем хуже. Учтите, что объем предложений некачественных услуг все еще слишком велик. Будьте разумны и будьте готовы защищать свои интересы. Помните, что бизнес существует для вас, а не вы для него.

Литература

Web hosting magazine. 2001. September. С. 30—31, 34.
Bill Machrone. Web-hosting//PС Magazine. 1999. №12. P. 212—235.

ОБ АВТОРЕ

Сергей Алексеевич Каск — канд. экон. наук, представитель компании ISPserver в СНГ, kask@ispserver.ru

В статье использовались материалы сайта www.exler.ru


Что такое хостинг?

Сегодня все чаще в разговорах людей, близких к Интернету, мелькают слова «провайдер», «диалап», «хостинг», «выделенка», «колокейшн»... Они заставляют тех, кто не улавливает их смысла, ощущать себя несколько ущербными. Те же, кто хоть как-то представляет, о чем идет речь, горделиво выпячивают грудь, чувствуя себя идущими в фарватере технического прогресса.

Так что же означает загадочное слово «хостинг», обычно встречающееся в прайс-листах и рекламных буклетах? Это понятие, как и многие другие слова интернетовского лексикона, пришло из английского. Слово «host» имеет несколько значений: хозяин, основное устройство, главный компьютер, содержатель постоялого двора. И вот что интересно, вариант «содержатель постоялого двора» оказался наиболее подходящим по смыслу, ведь под словом «хостинг» подразумевается размещение страницы в Интернете.

Почему же возникает потребность в хостинге? Предположим, вы создали Web-страницу на своем ПК и хотите, чтобы о вас узнали. Но как добиться этого? Вы можете позволить желающим просматривать ее прямо с вашего компьютера, но тогда он должен быть постоянно подключен к Интернету, причем соединение должно происходить с достаточно высокой скоростью, чтобы сразу несколько человек могли познакомиться с вашей Web-страницей. А кроме того, придется еще дополнительно установить довольно сложное ПО. Размещение Web-страницы на вашем ПК связано с большими проблемами и затратами, и именно хостинг избавит вас от головной боли по этому поводу.

Алекс Экслер, www.exler.ru.


Стандартные услуги, предоставляемые хостинг-компаниями

Размещение в высокотехнологичном Центре данных;

мониторинг и поддержка круглосуточно всю неделю;

неограниченное число доменных имен на один сайт;

защита каталогов паролем;

просмотр статистики;

доступ к библиотеке программ (е-mail form, гостевая книга и др.);

защищенный Web-сервер (SSL);

подключение к WAP;

персональный IP-адрес;

неограниченное число е-mail, FTP, Telnet-(SSH)пользователей, е-mail псевдонимов и автоответчиков, списков рассылки и почтовых ящиков;

неограниченный трафик;

фильтрация спама;

доступ к файлам конфигурации;

программирование на Cи, Cи++, sh, Perl;

Web-сервер Apache 1.3.20;

PHP 4;

персональный DNS-сервер;

серверы баз данных MySQL, PostgerSQL, Interbase;

RealAudio — RealVideo;

расширения FrontPage2000.