Мультимедийный продукт имеет свою особенность: если человек им пользуется и вообще принимает мультимедиа-культуру, она становится как бы частью его жизни. Именно мультимедиа-технологиям и посвящена первая московская специализированная выставка «Медиатека». Что ждет посетителей выставки? С таким вопросом мы обратились к руководству фирмы «Мультитэк», осуществляющей выставочный проект, — председателю наблюдательного совета Татьяне Лещенко и генеральному директору Марине Савиной. Беседу ведет научный редактор «Мира ПК» Михаил Глинников.

Как возникла сама идея организации такой выставки?

— Да, в общем, вполне естественно — это объективная потребность рынка, что подтверждается его анализом и регулярным мониторингом. Наша компания уже не один год работает на выставочном рынке. Причем не просто в качестве обслуживающей организации, а и как центр социологических исследований, а также как компания, которая обеспечивает выставки мультимедийным оборудованием. Мы хорошо знаем ситуацию — и изнутри, так сказать, и с внешней стороны. Понимаем, чего хотят участники мультимедиа-рынка от выставок.

И чего же они хотят?

— Мы выяснили, что игроки этого рынка не совсем довольны своим положением на специальных выставках, поскольку в тематике соответствующих разделов мультимедиа-направление либо вообще не отражено, либо заявлено в виде второстепенного периферийного дополнения. А мультимедийщикам нужна такая выставка, где это направление было бы представлено в полном объеме.

Тем более, представлять есть что. Существует программное обеспечение для создания мультимедиа — совершенно самостоятельная область со своими традициями, имеющая собственных разработчиков. Есть сами разработки, сделанные на основе этого ПО, и ассортимент их необычайно широк — от энциклопедий до игр.

А какова тематика Вашей выставки?

— Здесь посетители познакомятся с программным обеспечением, мультимедиа-продуктами (от информационных, образовательных и воспитательных программ до электронных версий альбомов и книг), дисками для досуга. Кроме того, будут демонстрироваться технологии создания, записи, тиражирования проектов, мультимедиа-системы: компьютерное, аудио-, фото-, видео- и проекционное оборудование, периферия, комплектующие.

Ну а что можно сказать о конкурентах?

— Если провести анализ специальных выставок с точки зрения конкурентной среды, то станет ясно, что на каких-то из них доминируют бизнес-системы, на других — коммуникационные технологии, Интернет-услуги либо телевизионное оборудование. Далеко не всем участникам мультимедиа-рынка это нравится, а раз так, значит, можно заниматься «предпринимательским дзюдо» — есть такой рыночный термин.

Существует некоторая группа людей в возрасте от 30 до 40 лет, которые владеют мультимедийными технологиями, во всяком случае как пользователи, и применяют их и для работы, и для досуга, и для обучения своих детей. Вот эти люди и составляют ядро нашей целевой аудитории, которая сегодня «разбросана» по нескольким выставкам. Теперь для них создана «Медиатека».

С какой целью Вы проводите свою выставку и чем она в принципе будет отличаться от других?

— Цель очень конкретная — поддержать развитие российского мультимедиа-рынка. Тем более что, несмотря на все сложности, этот рынок является растущим.

Что же касается принципиальных отличий, то, пожалуй, их два.

Первое — эта выставка специализированная и посвящена она, как уже отмечалось, именно мультимедиа-технологиям. Здесь будет представлен весь цикл — от создания проекта до целевого использования мультимедиа-продукта.

И второе — индивидуальная работа с каждым экспонентом (хотя на самом деле это не отличие, а элементарное правило нашей деятельности). Мы стараемся этот принцип перенести и на разные группы целевой аудитории посетителей.

Весьма любопытно. Нельзя ли подробнее?

— Прежде всего, мы детально выясняем, какие регионы и категории посетителей важны для экспонента, каковы темы семинаров и «круглых столов», которые он собирается проводить. А затем объявляем их тематику на основе полученных от экспонентов данных. Наша команда проводит опрос начальников отделов маркетинга, директоров фирм-экспонентов, в том числе и потенциальных.

Будут ли у Вас какие-нибудь фестивали, конкурсы?

— Обязательно. Фестиваль детского компьютерного творчества «Волшебная мышь», который проводится уже в пятый раз. И совершенно новый конкурс «Визионер» — среди молодых авторов мультимедиа-проектов в возрасте от 14 до 22 лет. К участию в нем приглашаются те, кто уже вырос из «коротких штанишек» детского фестиваля, но еще не дорос до конкурса профессионалов. На «Визионер» принимаются именно мультимедийные проекты.

Еще мы хотим организовать просмотровую площадку «Медиа-трек» для тестирования любых представленных на выставке дисков. Посетители смогут самостоятельно посмотреть заинтересовавший их диск более подробно.

Непременно будет и коллективный стенд «Мультимедиа в школе». Это некоммерческий проект, и под него уже найдены спонсорские деньги. Сюда мы пригласим разработчиков, которые создают продукты для школы, но при этом не являются крупными самодостаточными структурами.

Федерация Интернет-образования планирует подводить на нашей выставке промежуточные итоги Общественного рейтинга образовательных электронных ресурсов для школы. Кстати, над методикой определения этого рейтинга работала группа наших социологов.

Понятно. А что находится в разработке?

— Намечается проведение мастер-классов по созданию домашних видео-, фото-, звуковой и анимационной студий. Рабочее название — «4D-студия». Будет показано, как обращаться с домашним фотоархивом, что можно сделать с помощью цифровых технологий с семейной видеоколлекцией, как работать со звуком и каким образом родители со своими детьми могут создать, например, «пластилиновый» мультик на компьютере: подготовить персонаж, «оживить» его, озвучить, т. е. практически использовать мультимедиа-технологии в домашних условиях.

Относительно тематики «круглых столов» уже сейчас можно сказать, что одна из тем будет точно — «Проблемы российского мультимедиа-рынка». Сегодня он находится в таком состоянии, что накопившиеся проблемы необходимо решать сообща.

Если уж мы заговорили о проблемах, то поделитесь, коли не секрет, каким образом Вам удалось получить патронаж со стороны Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации РФ?

— Через общественный совет по предпринимательству при председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ, с которым мы сотрудничаем давно. Кроме того, «Мультитэк» совместно с Центром предпринимательской инициативы, одним из соорганизаторов выставки, провел много исследований для общественного совета. Так что в определенной степени возникло уже доверие к нам со стороны Комитета Совета Федерации РФ.

Наверное, свою роль сыграло и то, что они оценили социальную значимость нашего проекта. Когда мы представили в Комитет информацию о выставке и сказали, что у нас есть детские конкурсы и коллективные стенды, которые являются некоммерческими проектами, например «Мультимедиа в школе», это их заинтересовало. Нам удалось убедить председателя Комитета в том, что здесь есть над чем поработать вместе. Тем более что для законодателей мультимедиа-рынок — еще не тронутое правовое поле.

А затем уже на основе такого патронажа начинает работать административный ресурс, отправляются официальные письма с соответствующими просьбами, на них приходят ответы, и далее мы взаимодействуем с конкретными людьми. Появляется то общее, что может быть оформлено законодательно.

Общественный совет по предпринимательству тоже имеет давно сложившиеся связи, скажем, с Российской Ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства, кстати, очень известной организацией. И в этом плане никаких проблем у нас не было, поскольку наша компания «Мультитэк» — малое предприятие. Пока.

Все это хорошо, но вернемся к выставке. Кому, на Ваш взгляд, она может быть интересна с точки зрения деловых контактов?

— Во-первых, конечно же, разработчикам, издателям, дистрибуторам рынка мультимедиа и производителям компьютерного оборудования. К этой категории можно отнести также оптовые и розничные сети по продаже компьютеров, мультимедиа-проекторов, периферии, комплектующих. Во-вторых, выставкой, безусловно, заинтересуются представители регионов. Сейчас уже в любом областном центре есть неплохой компьютерный магазин. И намечается тенденция продавать ПО и мультимедийные продукты в едином пакете с техникой.

Есть группы региональных разработчиков, которые хотят найти издателя для покупки и тиражирования своих разработок. Возможно, такой взаимный интерес издателей и разработчиков, в том числе из разных регионов, и желание дистрибуторов «прирастить» компьютерный бизнес производством программ станут прочной основой для новых деловых контактов.

Где будет проходить выставка и как можно на нее попасть?

— Она будет проходить в «Новом Манеже», что в Георгиевском переулке. На январь—февраль у нас уже запланирована рекламная кампания. Кроме того, мы проводим адресную региональную рассылку информации о «Медиатеке», а пригласительные билеты среди учителей, например, вообще собираемся распространять бесплатно.

И наконец, последний вопрос — Ваша стратегия на перспективу?

— Главной своей задачей мы считаем улучшение качества, а не расширение площадки. Поэтому наша стратегическая цель — максимальная насыщенность выставки интересными мероприятиями, чтобы каждый посетитель смог найти для себя что-то полезное, нужное и важное.

767