Выпуская редактор видео Studio 7, американская компания Pinnacle Systems, похоже, хотела осчастливить многих режиссеров-любителей. Давайте посмотрим, удалось ли ей это.

Программа Pinnacle Studio впервые появилась в 1997 г. в составе системы Studio 200 для монтажа видео на ПК. Затем она была немного изменена и адаптирована под уже выпускавшиеся платы miroVIDEO DC10, PCTV и др. Произошло это после покупки американцами немецкой компании Miro Video Gmbh, достаточно известной к тому времени своими платами серии DCxx.

Линейка Studio-продуктов предназначается для домашнего видеомонтажа. Соответственно, этим и диктуются требования к программе: редактор должен быть прост в освоении и обладать минимальным, но необходимым набором функций при дружественном интерфейсе. Образцом такой программы и стал редактор начального уровня Studio, снискавший заслуженную популярность среди пользователей по всему миру. В июне 2001 г. появилась Pinnacle Studio 7, причем как самостоятельный программный продукт. Семерка в названии может озадачить, ведь компания умудрилась «перескочить» сразу через шесть версий. Впрочем, такая тенденция с некоторых пор не редкость. Конечно, это все не случайно: отделы маркетинга компаний-разработчиков стараются натолкнуть нас на мысль о том, что количественные изменения непременно гарантируют качественные.

Панель фильтров и эффектов

Действительно, список изменений и дополнений Studio 7 приятно удивляет:

  • использование трехмерных эффектов;
  • цветокоррекция и обработка изображения с помощью фильтров;
  • ускорение/замедление видео;
  • независимая обрезка изображения и звука;
  • временное приглушение отдельных звуковых дорожек;
  • ввод и вывод через интерфейс IEEE-1394, ввод посредством TV-тюнеров и USB-устройств;
  • запись отдельных кадров с любым разрешением;
  • создание «бесконечных» титров («барабан» и бегущая строка);
  • цифровое копирование музыки с аудио-CD через интерфейс IDE/SCSI импорт MP3-файлов;
  • экспорт готового фильма в формате MPEG-4 (файлы Windows Media) и RealVideo 8;
  • использование раздельных папок временных файлов для каждого проекта;
  • «интеллектуальный» рендеринг при выводе файлов (неизмененные фрагменты копируются из исходных AVI-файлов без перепаковки, остальные участки, если уже просчитаны, берутся из временных файлов).

Интерфейс Studio 7 не сильно отличается от интерфейса предыдущей версии: все кнопки и меню остались на своих местах (что, конечно, правильно), только им придали более «техногенный» облик. Интерфейс вполне дружественный, впрочем, за его простотой скрываются профессиональные возможности.

Наложение бегущей строки

Седьмая версия способна работать со всеми платами линейки Studio под управлением Windows 98 SE, Me, 2000, XP. Возможен также импорт AVI-файлов и проектов, полученных с помощью плат Studio DV/ DVplus/DC10plus.

Базируясь теперь на технологии Microsoft DirectShow (она же ActiveMovie), входящей в состав DirectX (дистрибутив версии 8.0a имеется на установочном компакт-диске), Studio 7 избавлена от злополучного ограничения в 2 Гбайт на размер AVI-файла, получаемого по старой технологии Video for Windows. Однако файловая система FAT32 все равно ограничивает размер любого файла 4 Гбайт. Кстати, утилита для ввода видео VidCap производства Microsoft заменена новой — AMCap, и теперь вы сможете получать видеофрагменты любой продолжительности (если, конечно, работаете под управлением Windows 2000/XP).

В списке нововведений на первом месте стоит одна из наиболее востребованных пользователями функций — 3D-переходы. Встроенный в систему модуль Hollywood FX 4.5 обеспечивает 16 переходов, а в демонстрационном режиме можно посмотреть еще 84 эффекта, которые приобретаются дополнительно.

Испытания, проведенные на компьютере Celeron-900 с видеоплатой Matrox G400 (драйвер версии 6.51), показали, что скорость просчета перехода Balloon, наложенного на видео формата DV, равна примерно 0,7 кадров/с (с отключенным аппаратным ускорением) и 1,2 кадра/с (с задействованным). Заядлые игроки, конечно, будут разочарованы столь низкими результатами, ведь в играх намного более сложные сцены генерируются в режиме реального времени. Однако следует учитывать, что в начале каждого игрового эпизода все текстуры сразу загружаются из системного ОЗУ в память ускорителя, а далее процессор видеоплаты «натягивает» их на каркасы, освещает, сглаживает и выводит изображение напрямую на монитор. В случае же обработки видео каждый кадр представляет собой большую текстуру (1,2 Мбайт), его приходится каждый раз без сжатия пересылать по шине из ОЗУ в видеопамять, там обрабатывать и передавать сгенерированный кадр обратно. Между тем ускорение на действительно хорошем акселераторе, например GeForce2 GTS, который Pinnacle Systems рекомендует использовать совместно со Studio 7, может составить до 300%.

Управление скоростью видеоряда

Набор 58 градиентных переходов Video Spice Rack в новой версии заменен набором из 52 переходов Alpha Magic. Трудно сказать, что лучше и чем была вызвана такая замена. Впрочем, те кто работал с Studio версий 1.xx, могут скопировать файлы переходов (путь: Video SpiceRack L*.jpg) в папку Alpha Magic и получить весь ассортимент. Звук смежных клипов во время перехода теперь перекрестно микшируется, и это правильно.

В Studio 7 появилось то, что действительно необходимо в работе: корректировка яркости, контрастности, цветовой насыщенности и оттенка видеоизображения (наряду с некоторыми художественными фильтрами — размытием, мозаикой и др.). Неплохо бы, конечно, иметь еще и раздельную корректировку цветовых каналов для исправления неправильного баланса белого. Но даже имеющимися инструментами при некоторой хитрости можно многого добиться. Например, регулятором Hue превратить зеленых «инопланетян» (после съемки камерой Sony в режиме NightShot) в нормальных розовощеких Homo Sapiens. Обратите также внимание на выпадающее меню Color type — оно позволяет задать еще некоторые виды преобразований: подкраску выбранным цветом и сепию (черно-желтое изображение «под старину»). Параметры всех фильтров применяются к каждому клипу и постоянны в его пределах.

Замена неудачных кадров при сохранении звукоряда

Замедление видео при грамотном использовании — хороший прием художественного воздействия на зрителя. Ускорение тоже применяется, но реже. Звук после изменения частоты кадров, естественно, убирается. Программа Studio 7 позволяет варьировать скорость видеоряда в пределах 10—500% и применять стробоскопический эффект (т. е. движение рывками), что тоже является интересным художественным приемом.

Очень полезная новинка — независимое редактирование видео- и аудиопотоков отснятого материала. Представьте, что вы хотите заклеить неудачные кадры, в которых автоматический фокус камеры проявил полное безразличие к главному объекту съемки, другим подходящим фрагментом. Достаточно всего лишь заблокировать звуковую дорожку и перетащить из альбома нужную сцену на вышележащую видеодорожку, предварительно «расчистив» там место.

Модуль для работы с титрами почти нисколько не изменился по сравнению с предыдущей версией. Однако добавлена долгожданная возможность создания титров в виде так называемого «барабана» и бегущей строки.

Панель ввода статичных кадров

Полезной особенностью Studio 7 является возможность импортировать для озвучивания фильма файлы формата MP3 и выполнять цифровое копирование звука с аудиодисков, а также временно отключить какую-либо звуковую дорожку для отладки. Программа позволяет изменять громкость звука в отдельных клипах, можно также регулировать и общую громкость каждой дорожки. Допустимо сводить звук (т. е. изменять его уровень) во время воспроизведения, движения регуляторов будут запоминаться в виде точек на «резиновой линии» (синяя полоса на аудиодорожке, наглядно показывающая, к каким участкам звукового ряда применено усиление или ослабление).

Нельзя не отметить и такое нововведение, как сохранение статичных кадров с любым разрешением (для этого используется библиотека масштабирования изображений с точным бикубическим преобразованием, разработанная компанией Intel).

Из других полезных дополнений хочется упомянуть и отметки в виде зеленых «галочек» в альбоме для тех клипов, которые уже оказались в фильме, и обратную функцию поиска в альбоме этих клипов с временной дорожки, и возможность задания частоты сохранения резервной копии проекта, и дополнительную закладку в альбоме для картинок. Улучшен алгоритм сжатия видео в форматах в MPEG-1 и MPEG-2, а также вывод на DV-устройства (можно настроить задержку для лентопротяжного механизма, чтобы не было пропуска в начале).

Есть и сомнительные новшества, например кнопка Sharing для размещения полученных фильмов на специально созданном сайте www.studioonline.com, с которого потом можно их загружать. При сегодняшней пропускной способности обычных каналов связи такой способ обмена неудобен.

Более серьезное замечание — возросшие системные требования. В первую очередь Studio 7 нуждается в процессорных ресурсах, особенно при одновременном применении трехмерных переходов и спецэффектов (нужен как минимум Pentium III-600). Оперативной памяти надо иметь не меньше 128 Мбайт. И конечно, необходим отдельный жесткий диск для хранения исходного материала и временных файлов, а также грамотная настройка системы (описана в документе, доступном по адресу www.pinnaclesys.ru/support/sovet.htm). В целом под управлением Windows 98 SE редактор работает весьма стабильно.

Многим программа Studio 7 наверняка понравится своей простотой: ничего лишнего, а имеющиеся функции позволяют комфортно смонтировать материал, наложить титры, озвучить. Это и есть необходимый минимум для производства интересного кино. А вот будет ли оно действительно интересным, зависит по большей части от съемки и режиссуры.

Дополнительную информацию о программе можно найти в Интернете по адресу: www.pinnaclesys.ru/software/studio7.htm.

1186