Cреди множества способов научить человека плавать есть такой, который можно считать самым радикальным: начинающего просто сбрасывают в воду, а дальше ему остается полагаться лишь на собственные силы. Если инстинкт самосохранения не сработает, значит, не судьба. Практически такой же метод освоения новой игры «Век парусников II» избрала команда разработчиков из компании «Акелла». Неофита оставляют один на один с многооконным и многопараметрическим интерфейсом и предлагают ему принять виртуальное участие в одном из известных морских сражений конца XVIII — начала XIX в. А еще можно отправить голубчика в качестве лейтенанта 35-пушечного российского корабля повоевать с турками на Черном море (тоже, конечно, виртуально).

Чтение боевого наставления, прилагаемого к игре в электронном виде, только добавляет сумятицы в голове молодого «морского волка», ибо он с ужасом узнает, что всевозможных команд нужно будет запомнить даже больше, чем показалось при первом взгляде на все эти окна интерфейса. В растерянности новобранец начинает искать какую-нибудь встроенную в игру помощь вроде «Школы юнг». Но все напрасно, — он получает лишь погоны лейтенанта и кортик, и вперед — на палубу. Попутного ветра, приятель! Впрочем, можно заглянуть в Интернете на форум «Века парусников II» (http://games.1c.ru/forums/), чтобы получить советы какого-нибудь искушенного «деда». Здесь даже отыщутся подсказки, как «откосить» от верной флотской службы и добиться легких побед через ввод кодов-отмычек. Но ежели хватит терпенья, то смело дерзайте, не обращаясь ни к каким наставникам. И тогда после неудач и почти полного разочарования, проистекающих от затянутости процесса освоения и нередких программных накладок, появляется интерес к этой игре.

Итак, вниманию участника боевых действий предложено более сотни исторически достоверно выдержанных морских сражений. Кстати, на театре военных действий можно остаться простым зрителем: сражение разыграет компьютер. А игрок, воспользовавшись мощным «движком» программы, может «парить» над морским простором, то «крылом волны касаясь» и наблюдая мельтешение команд на палубах кораблей, «то стрелой взмывая к тучам», обозревая и оценивая масштаб сражения (например, Трафальгарского).

Вы испытаете потрясающее впечатление, если пристроитесь в кильватер какому-нибудь кораблю-гиганту и пройдете вместе с ним всю битву от начала до конца. Так, я, например, для подобной экскурсии выбрал 100-пушечную «Британию», сражавшуюся в Трафальгарской битве, естественно, под английским флагом. Кстати, исторической правде точно соответствуют внешний вид и оснастка предлагаемых на выбор более чем 2000 кораблей: их «собирали» по старым чертежам и каждый из них имеет реально существовавший прототип.

Игроку, не удовлетворенному исходом сражения произошедшего около двух веков назад, предоставляется редкая возможность «перекроить» историю. Он может присоединиться к любой из противоборствующих сторон и постараться победить в когда-то проигранных боях. При этом можно выступить в роли либо обычного командира корабля от выбранной для себя стороны, либо тайного агента, проникшего в стан врага и своими умелыми действиями способствующего его поражению. Если же нет желания вмешиваться в историю, то принимайте участие в любом из четырех придуманных сценаристами боях.

Однако чтобы гораздо полнее прочувствовать, что испытывает морской офицер, нужно попытаться отыграть какую-нибудь из военно-морских кампаний. Самыми привлекательными для российских игроков, скорее всего, окажутся «Битвы на Черном море», о которых уже упомянуто выше. Двенадцать выигранных сражений позволят вырасти от лейтенанта до капитана первого ранга, получив на боевом пути немало призов и наград, снискав славу у соотечественников и удостоившись прижизненного памятника.

Другие кампании переносят виртуальных моряков в иные исторические условия. Так, можно в качестве английского офицера повоевать у берегов Северной Америки или отстаивать независимость США, воюя под флагом этой страны с Великобританией.

В сражениях игроку противостоит компьютер, причем задается любой из трех уровней сложности. Кстати, можно выбрать и живого соперника, установив сетевой вариант продукта.

Учтите, игра требует овладения тактикой ведения боя и приемами управления кораблем. Жаль, что составители и издатели не поделились своим опытом и не предложили никаких вариантов победных маневров, а также команд. Да и ознакомиться с основами морского дела времен парусного флота, наверное, не помешало бы, ведь число параметров, которые следует учитывать в игре, делает ее одновременно похожей и на имитатор (в части управления парусным судном), и на стратегию (в части ведения боя, тем более при командовании эскадрой или целым флотом). Поскольку осваивать игру довольно сложно, порой нелегко по достоинству оценить труд ее создателей, которые в графических и звуковых мультимедийных образах постарались передать красоту сражений, некогда гремевших на морских просторах. Но тем не менее им удалось пробудить интерес к одной из самых пафосных страниц истории человечества и в определенной мере удовлетворить его.


Коротко о продукте

Век парусников II ? Системные требования: Pentium II-266, 32-Мбайт ОЗУ, 3D-ускоритель с поддержкой Direct3D, 8Х-дисковод CD-ROM, 300 Мбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х. ? Разработчики: Talonsoft, Take 2Interactive, «Акелла» ? Издатель: «1С»

550