Не правда ли, симпатичный хамелеон? И это не статичные картинки! Спецэффекты, примененные в фильме «Predator» (Хищник), вышедшем на экраны в 1987 г., впрочем, как и остальные весьма реалистичные сцены из виртуальной жизни, стали доступны сегодня рядовым пользователям ПК. Дело за малым: в качестве 3D-ускорителя нужен GeForce3

Первые графические ускорители марки GeForce, помеченные цифрой 3, были представлены широкой публике на выставке CeBIT?2001 и по сути являлись опытными образцами. Сами производители и не скрывали этот факт. Основной доработке подлежали ОЗУ, системы охлаждения и эталонный (reference) дизайн1. Оптимальное решение вскоре было найдено, и уже в мае игроманы томились у дверей компьютерных супермаркетов в надежде первыми заполучить наконец вожделенное чудо, стоившее по тем временам немало (около 400 долл.), что, однако, публику не смущало. Энтузиазм искусно подогревался рекламными роликами, демонстрирующими все самые сильные стороны нового графического ядра. А таковых, надо признать, набралось предостаточно.

Пейзажами неземной красоты, водной поверхностью, стряхнувшей с себя оковы «векового ледяного панциря», игрой света и тени, прозрачностью, зеркальностью, туманом, а также выразительной мимикой компьютерных персонажей и еще много чем искушали рекламные полосы журналов и телевизионные ролики. Наконец к осени подоспели свежие драйверы DetonatorXP, сулившие прирост производительности, по разным оценкам, аж на 15—20%. Самое время для тестов!

Третья n-Видимая сила

Оставим в стороне восторженные эпитеты и вернемся к сугубо техническим аспектам вопроса, чтобы понять, почему GeForce3 возглавил список самых мощных наборов для 3D-графики. Пожалуй, никогда ранее характеристики графического процессора (ГП) не были так сопоставимы с аналогичными параметрами его «центрального» коллеги, нашедшего приют в непосредственной близости от порта AGP.

Ядро графического процессора работает на частоте 200 МГц, память DDR SDRAM/SGRAM, максимальный объем которой может достигать 128 Мбайт (рекомендованный — 64 Мбайт), — на 460 МГц (2 x 230).

Конструктивное исполнение набора GeForce3 лишь отчасти напоминает своих предшественников. Высокопроизводительный кристалл покоится на семислойной подложке, причем число выводов (700-контактный PBGA-корпус) превышает аналогичный показатель большинства современных ЦП

Похоже, предполагаемая конечная цена продукта все же сыграла свою роль в выборе поставщика ОЗУ. Локальная видеопамять — один из тех компонентов, которые напрямую отвечают за стабильность работы видеоподсистемы. На платах с GeForce3, судя по всему, мы больше не увидим продукции Infineon, Micron или SEC. Разработку эталонного дизайна nVidia поручает MSI, а в качестве модулей ОЗУ рекомендовано применять микросхемы компании ESMT (Elite Semiconductor Memory Technology, Inc.), непосредственным выпуском которых заняты производственные мощности одного из старожилов индустрии — корпорации UMC. Времени выборки 3,8 нс с запасом хватает на обработку запросов, поступающих от ГП. Не грозит 3D-конвейеру и простаивание из-за дисбаланса частот ГП—ОЗУ. Здесь пригодился опыт проектирования предыдущего набора. По оценкам специалистов, память вполне способна выдержать и большую, по сравнению с номинальной, частоту (по некоторым данным, вплоть до 500 МГц), при этом сохраняется стабильность и работоспособность всей системы с гарантированным отсутствием досадных артефактов. Повысилось и общее качество 2D-изображения, что стало возможным во многом благодаря качественному ОЗУ с цифро-аналоговым преобразователем (RAMDAC), работающему на частоте 350 МГц. Резкая и четкая «картинка», которую выдает GeForce3, весьма выгодно отличается от той, что была свойственна более ранним наборам.

Связь с «внешним миром» поддерживается, помимо привычного VGA-выхода, через DVI-интерфейс. Еще один универсальный разъем Video In/Out вкупе с дополнительным модулем преобразования телевизионного сигнала позволит осуществить его ввод или передачу изображения, сформированного компьютером, на большой экран современного телевизора, реализуя тем самым концепцию домашнего видеотеатра. Поддерживаемые разрешения: при частоте вертикальной развертки 75 Гц (режим HighColor) — до 2048x1536 и 1620x1200 (для DVI-интерфейса).

И все-таки основное назначение процессора — обработка графики. С этим у GeForce3 также все в порядке. Два блока текстурирования, установленные в каждом из четырех конвейеров для рендеринга, позволяют накладывать до четырех текстур на пиксел за один проход, при этом для 32-разрядной глубины цвета поддерживаются текстуры размером до 4096x4096 точек.

Кроме уже привычной функции T&L (Transform and Lighting), впервые на практике реализована технология программирования спецэффектов через распространенные API-интерфейсы. Разработчики смогут добавить в сцену различные атмосферные эффекты, воспроизвести мимику или рельефную мускулатуру персонажа, отобразить деформацию предмета или придать движущемуся объекту размытость, лишний раз подчеркнув его высокую скорость перемещения в пространстве. Не менее важной представляется и технология nVidia Shading Rasterizer (NSR), благодаря которой стало возможным создание реалистичных, а порой поистине причудливых эффектов освещения, доступных прежде разве что кудесникам из Голливуда.

В завершение перечислим еще несколько важных функций, которыми разработчики наделили GeForce3. Среди них: полная аппаратная поддержка DirectX 8.0 (версия 1.1) и OpenGL 1.2, объемных текстур, рельефного текстурирования (в том числе все три известных на сегодня метода Dot Product3, Embosing и EMBM), полноэкранное сглаживание сцены FSAA (Full Scene AntiAliasing), включая новую фирменную технологию сглаживания Quincunx, анизотропная фильтрация по 8, 16 и 32 образцам, встроенный процессор HDVP для воспроизведения видео высокой четкости в форматах HDTV и DVD, компенсация движения (Motion Compensation), но и этим список новшеств не исчерпывается.

Уже в начале испытаний (и результаты игровых тестов это подтвердили) было совершенно ясно, что разница в скоростных показателях участников будет минимальна. Выполнение наборов так называемых «синтетических тестов» также не позволило однозначно выявить фаворита. Поэтому при простановке итогового балла было принято решение уделить особое внимание качеству изображения при работе с дву- и трехмерной графикой, уровню сервиса, документации и комплектации изделия, что мы и сделали.

ABIT Siluro GF3

С недавних пор ABIT Computer активно осваивает рынок мультимедийных решений. И вот теперь компания объявила о начале поставок звуковых плат акустических систем и целого ряда фирменных решений, призванных помочь своим клиентам за вполне разумные деньги создать на базе компонентов ABIT домашний видеотеатр. Далеко не последнее место в цепочке устройств, обеспечивающих качественное воспроизведение DVD средствами ПК, отводится графическому адаптеру. Что предлагает компания своим клиентам?

В первых рядах уже знакомой нам серии Siluro стоит ускоритель GF3. Исполнение платы говорит о высоком профессионализме команды разработчиков. Переработав собственными силами эталонный дизайн платы и удачно подобрав компоненты, они обеспечили ускорителю стабильно высокие показатели во всех тестах. За комфортную работу кристалла ГП отвечает активная система охлаждения, основной радиатор которой оснащен надежным малошумным вентилятором. Данная конструкция признана нами одной из лучших в обзоре.

Особо следует отметить качество выводимого на экран изображения. Оно у Siluro GF3 практически идеально вне зависимости от того, работает ли плата с дву- или трехмерной графикой. Давно мы не наблюдали столь резкой картинки при экранных разрешениях вплоть до 1280x1024 (глубина цвета 32 разряда). После двухчасовой обработки иллюстраций к этому обзору в Adobe Photoshop на 19-дюймовом мониторе (частота обновления экрана 85 Гц) мы не ощутили и намека на усталость или резь в глазах...

Компания позиционирует Siluro GF3 как мощную универсальную плату, предназначенную для обработки графики и видеоданных, а также в качестве «генератора» стабильно высокого количества кадров в секунду для современных игр. Дополнительный блок-модуль расширяет возможности разъема S-Video, позволяя не только выводить сигнал на внешние устройства записи/воспроизведения изображения, но и обрабатывать на ПК видеопотоки, поступающие от телевизионного приемника или видеомагнитофона. Устройства отображения информации можно подключать на выбор к стандартному разъему VGA D-sub или через DVI-интерфейс.

Забота о покупателе лишней не бывает, и в наших обзорах мы не раз подчеркивали значение сопроводительной документации, призванной снять основную часть вопросов, возникающих у пользователей после покупки. Владелец Siluro GF3 получает более чем достаточную информацию по установке платы в компьютер, инсталляции ПО и подключению периферийных устройств. На одном из трех дисков находится также утилита обновления флэш-памяти, а в документации — раздел с подробным перечнем операций этой ответственной процедуры. Здесь же приведен список электрически перепрограммируемых микросхем памяти (доступно обновление микрокода).

ASUS AGP-V8200 Deluxe

ASUSTeK была одной из первых, кто представил собственную плату на базе GeForce3 в день официального анонса самого набора компанией nVidia. Учитывая положение, которое занимает ASUS в индустрии, иначе и быть не могло. Интересно другое. Примером для конкурентов может послужить удачный маркетинговый ход: на базе одного кристалла создано несколько решений, адресованных различным категориям пользователей.

Вариант Deluxe имеет DVI-интерфейс, вход и выход S-Video, а также VR-порт, подсоединив к которому стереоочки ASUS VR-100G, пользователь получает возможность (при соответствующем ПО) наслаждаться красотами виртуальной реальности. По части программного обеспечения и комплектации плата даст фору многим конкурентам. Полный набор кабелей для обработки видео на ПК вместе с пакетом Ulead Video Studio SE существенно расширяют сугубо «игровой» диапазон применения этого ускорителя. Справедливости ради отметим, что и игроманы, выкладывая по 360 долл. за этот «комбайн», не остаются внакладе. Три лицензионные полноценные игры от издателя Interplay Entertainment Corp. вряд ли оставят их равнодушными.

Оценивая техническое исполнение, в который раз выделим чрезвычайно удачную конструкцию основного активного радиатора и модулей охлаждения ОЗУ. Удобство монтажа и демонтажа при таком варианте крепления наверняка оценят технические специалисты, занятые изучением скрытых возможностей 3D-ускорителей.

Creative GeForce3

Видеоадаптеры компании Creative регулярно участвуют в наших обзорах. После перерыва, связанного с приостановкой производства семейства 3D Blaster, крупнейший поставщик «звука» для ПК вновь (уже в третий раз) вернулся на рынок графических ускорителей. На сей раз претерпели изменения и традиционное название линейки на базе наборов nVidia, и сам дизайн плат.

В качестве OEM-партнера, которому предстояло разработать новый оригинальный дизайн акселератора, компанией Creative была выбрана фирма MSI, входящая в тройку ведущих мировых производителей системных плат. Собственно, нет ничего удивительного в том, что, собираясь выпустить на рынок «чистый» продукт под собственным именем, Creative предпочла не тратить силы и средства на разработки. Похожий путь избрали (и не вчера) ELSA, Hercules, а с недавних пор и ATI. Известность торговой марки далеко не всегда ассоциируется у пользователя с протяженностью того или иного заводского конвейера, равно как и с широтой/долготой географических координат, на которых он расположен. Куда важнее в данном случае контроль качества на выходе и сервисное обслуживание. И если с последним у Creative все в порядке, то в отношении качества (в данном случае мы говорим исключительно о ее ускорителе на GeForce3) этого не скажешь.

Претензий собственно к быстродействию платы у нас нет. Напротив, в ряде тестов она показала лучшие результаты. Речь о другом. За такую цену качество изображения двумерной графики просто обязано быть близким к идеальному, что и подтверждают остальные участники этого тестирования. А вот в отношении Creative GeForce3 мы этого сказать не можем. Причину некоторой «замыленности» картинки назвать довольно трудно. Все платы используют абсолютно идентичное графическое ядро и один и тот же тип памяти (модули DDR SDRAM компании ESMT). Тактовые частоты, на которых работали ГП и ОЗУ у всех пяти плат, также фиксировались нами на предмет расхождения с рекомендованными разработчиком частотами. Скажем сразу: все было честно, никто из поставщиков не пытался «выжать» из «разогнанных» микросхем лишний десяток кадров в секунду. Значит, проблема в другом. Это может быть и неудачная топология многослойной печатной платы (взаимные наводки активных компонентов), и температурный дисбаланс (на модулях ОЗУ не установлены собственные радиаторы охлаждения), и неблагоприятное распределение электромагнитных полей внутри корпуса ПК (недостаточное экранирование блока питания). Не исключено также, что все дело в конкретном образце, поступившем в наше распоряжение.

В случае если качество изображения приобретенной вами платы оставляет желать лучшего (см. также «Мир ПК», №4/01, с. 32), мы рекомендуем поступить следующим образом. С помощью соответствующих утилит попробуйте понизить частоту, на которой работает кристалл и ОЗУ. Сравните также поведение платы после инсталляции «родных» драйверов и свежих эталонных драйверов от nVidia. Есть и еще один способ избавиться от неприятного эффекта — подыскать другую плату.

Gigabyte GV-GF3000D

Один из лидеров производства системных плат в последнее время проявляет все больший интерес к сетевым решениям (компоненты и модули для серверов начального уровня). По словам представителей Gigabyte, графические адаптеры занимают лишь 10% в общем объеме выпускаемой продукции. Это вовсе не означает, что компании не интересен данный рынок. Оценив ситуацию, Gigabyte предлагает под собственной торговой маркой ровно такое количество плат, какое в состоянии продать в сложившихся условиях.

Отметим, что эпитеты «качество и надежность», которые обычно сопутствуют системным платам Gigabyte, в полной мере подходят и для ее ускорителей. Тщательно продуманный выбор комплектующих, выверенная топология и аккуратный монтаж вкупе с собственным ПО обеспечили видеоадаптерам Gigabyte весьма неплохую репутацию на рынке.

В наших тестах GV-GF3000D показала один из лучших результатов в 2D-приложениях. Высокое качество изображения практически на всех задачах дает повод рекомендовать эту плату как основу для построения не только серьезной мультимедийной, но и графической станции. Адекватная возможностям ускорителя комплектация (набор кабелей и ПО), а также умеренная цена — еще один дополнительный стимул в пользу покупки этого продукта.

Hercules 3D Prophet III

Похоже, нелегкие времена для Hercules закончились раз и навсегда с того момента, когда пару лет назад бизнесом ветерана, стоявшего у истоков компьютерной графики, заинтересовался один из лидеров мультимедийного рынка — компания Guillemot. Расширив продуктовую линейку Hercules новыми моделями, Guillemot отныне имеет в своем активе наиболее перспективные продукты, довольно успешно продвигая их на европейском рынке, где она является одним из ведущих поставщиков. Однако флагманом линейки Hercules сегодня, безусловно, являются адаптеры на наборе GeForce3.

Многолетний опыт проектирования графических подсистем позволяет Hercules выпускать очень качественные, конкурентоспособные платы. Надежная система охлаждения ГП и модулей памяти, прошедших тщательный отбор на операциях входного контроля, дает возможность Prophet III показывать достойные результаты на самых сложных приложениях.

Популярность Hercules в России сегодня не столь высока, как, скажем, во Франции или в Германии. Однако, на наш взгляд, — это лишь вопрос времени. Пожалуй, единственное справедливое нарекание покупателей может вызвать относительная скромность комплектации. Помимо самой платы в коробке находится также CD-ROM с драйверами и утилитами от разработчика, набором программ от nVidia, демонстрирующих возможности GeForce3, и корректировщик цвета для Интернет-приложений E-Color 3Deep. Согласитесь, негусто для такого мощного ускорителя, каким является Hercules 3D Prophet III.

* * *

Итак, на фоне существенно поредевших шеренг команд-разработчиков, способных предложить конкурентоспособные графические наборы, видеоплаты на GeForce3 прочно обосновались на вершинах рейтингов многих печатных и Интернет-изданий. Пользователей уже не смущает цена данных изделий2 — за обозначенную производительность и реально программируемый интерфейс API приходится платить. А тем временем верная своему обещанию nVidia объявляет о выходе нового семейства микросхем GeForce3 Titanium. Словно и не было никакого кризиса в отрасли, катаклизмов на планете... Завидное постоянство, к которому стремятся многие, оказывается по силам единицам. Сможет ли компания в очередной раз заглянуть за горизонт? Поживем — увидим...

Оборудование для тестирования предоставлено компаниями «Альянс», «АК-Цент», «ВобисРоссия», «ПИРИТ», EastSide Communication, CitiLink и РА «Солист».


1 Здесь: рекомендованный головным разработчиком дизайн изделия (общая компоновка, элементная база и топология печатной платы), принимаемый к исполнению всеми ОЕМ-производителями.

назад

2 С выходом GeForce3 Titanium, а также началом поставок ATI Radeon 8500 цена на платы GeForce3 может снизиться до 260 долл.

назад


Основные характеристики ГП nVidia GeForce3
Минимальный технологический размер на кристалле, мкм0,15
Число транзисторов на кристалле, млн.57
Тактовая частота графического ядра, МГц200
Интерфейс шины памяти, бит128
Тактовая частота шины памяти, МГц460
Полоса пропускания шины памяти (max), Гбайт/с7,36
Число конвейеров рендеринга4
Число блоков текстурирования (на конвейер)2
Скорость заполнения полигонов, млрд. примитивов в cекунду3,2
Вычислительная мощность блока T&L процессора, млрд. операций в cекунду 76

Тестовая платформа

Тестовые испытания плат проводились на следующей платформе:

  • ЦП — AMD Athlon 1200C, тактовая частота 1,2 ГГц;
  • системная плата — ASUSTeK A7V266 (набор микросхем VIA KT266, Socket A);
  • ОЗУ — 256 Мбайт (Kingston 2Ё128 Мбайт DDR SDRAM; PC2100);
  • жесткий диск — Fujitsu MPG3204AH; ATA100; 20,5 Гбайт (IDE primary master); 7200 об/мин;
  • дисковод CD-ROM — Mitsumi CR-48X8TE (IDE secondary master);
  • дисковод DVD — Samsung SD-612 (IDE secondary master);
  • дисковод гибких дисков — Mitsumi 3,5 дюйма;
  • дисковод Zip-100 — Panasonic (IDE secondary slave);
  • дисплей — Sony Multiscan 420GS, 19 дюймов;
  • звуковая плата — Creative SBLive!;
  • клавиатура — Mitsumi KFK-4EA4SA;
  • мышь — Logitech M-S48;
  • ОС — Windows 98SE (VIA Service Pack версия 4.35v, VIA BusMaster PCI IDE Driver версия 3.0.14, VIA AGP 4x/133 Driver версия 4.05c).

Для всех плат устанавливался комплект сертифицированных Microsoft оригинальных драйверов nVidia DetonatorXP версия 12.83 и API DirectX 8.0a. Производительность плат оценивалась с помощью набора тестов, позволяющих выявить потенциал каждого участника в 2D/3D-приложениях, эффективную работу на мультимедийных задачах, а также в играх.

Все честно... Частоты графического ядра и ОЗУ каждой платы проверялись с помощью дотошной утилиты PowerStrip (версия 3.02 build 201) разработанной компанией Entech Taiwan (подробнее: www.entechtaiwan.com)

Комплексное тестирование параметров ускорителей проводилось с помощью группы специализированных синтетических тестов 3DMark2001 версия 1.1 и GLMark версия 1.1p, разработанных компаниями MadOnion.com. и Vulpine GmbH. Для оценки качества 2D-графики использовался пакет Video2000 (совместная разработка компаний MadOnion.com и Faroudja Laboratories, Inc). Кроме того, после установки в систему очередного испытуемого образца с помощью пакета Nokia Monitor Test проверялись отдельные характеристики видеоподсистемы (геометрические искажения, чистота цвета, сведение, максимальная частота обновления экрана при различных разрешениях). Для воспроизведения DVD-фильмов использовался программный плеер Power DVD 3.0 компании CyberLink Corp.

В качестве графических пакетов для тестов были выбраны AutoCAD 2000i и trueSpace 4.2 компаний Autodesk, Inc. и Caligari Corp. соответственно. В первом случае с помощью пакета Gauge 15.0, распространяемого независимой группой AUGI (Autodesk User Group International), выявлялось время выполнения задачи (компоновка и построение чертежа из 6804 объектов), во втором — тест D3D Gallery Benchmark определял скорость рендеринга сцены, состоящей из статичной обстановки, неподвижных объектов, элементов анимации и источников света.

Для оценки производительности плат в играх, использующих графические интерфейсы DirectX и OpenGL, были применены:

Итоговый балл определялся на базе показателей производительности в 2D- и 3D-приложениях, качества изображения в играх и при воспроизведении DVD-фильма и стабильности в работе видеоподсистемы в целом (поддержка оптимальной частоты кадровой развертки для основных экранных разрешений).

При проведении измерений с различной глубиной цвета помимо экранного разрешения прочие параметры изменялись таким образом, чтобы в одном случае получить максимально возможную производительность, а в другом - максимальное качество изображения. Так, для режимов HighColor выбиралась билинейная фильтрация, 16-разрядный Z-буфер и формат текстур, а для TrueColor — трилинейная фильтрация, 24-разрядная глубина Z-буфера и 32-разрядный формат текстур.

Чтобы не нагружать ЦП обработкой аудиопотоков при анализе быстродействия видеосистемы, поддержка звука в играх, как и параметр V-Sync (ожидание вертикальной синхронизации), а также принудительное преобразование текстур по схеме 32-bit ->16-bit в соответствующих настройках дисплея и закладках игрового интерфейса отключались.

На оценку качества технической поддержки также влияли информативное наполнение Web-сервера (русскоязычная версия, наличие раздела «Вопросы и ответы» и «Форум»), оперативность, с которой обрабатывался запрос пользователя, а также возможность прямой загрузки файлов (драйверы, документация, обновления BIOS) c FTP-сервера.