Полупрофессиональная цифровая камера за 500 долл.? Еще совсем недавно подобное казалось несбыточной мечтой, но цифровые технологии стремительно развиваются, а цены постепенно падают. Выбрав определенные ценовые рамки (от 500 до 1000 долл.), мы рассмотрим не только любительские, но и недорогие полупрофессиональные модели.

Все семь попавших в наше поле зрения цифровых фотоаппаратов, в отличие от своих пленочных собратьев, находящихся в том же ценовом диапазоне, не имеют сменных объективов, зато обеспечивают оперативность, недоступную традиционной фототехнике: снимки можно сразу же распечатать на принтере или отправить по сети заказчику.

Рассмотренные камеры могут работать в различных режимах: от автоматических, доступных даже новичку, до полностью ручных, позволяющих профессионалам реализовать свои творческие задумки. Благодаря встроенному ЖК-дисплею прямо в процессе съемки можно оценить будущий результат и внести необходимые коррективы.

Все фотоаппараты, описанные в обзоре, укомплектованы двух- или трехмегапиксельной ПЗС-матрицей и, по заявлениям производителей, позволяют получать качественные отпечатки впечатляющего формата A4. (Мы убедились в этом на примере изображений, снятых камерой Epson 3100Z и распечатанных на принтере Stylus Photo 895.)

Цифровые возможности камер гармонично сочетаются с оптическими. Например, десятикратный оптический зум моделей Canon Pro90 IS и Olympus C-700 Ultra Zoom охватывает весь диапазон — от широкоугольного до длиннофокусного — и позволяет работать как в ограниченном пространстве (например, в офисе или музее), так и если цель удалена от фотографа (на спортивных состязаниях или экскурсии).

Canon PowerShot G1

Canon PowerShot G1

Эта компактная 3,3-мегапиксельная камера обладает потрясающими возможностями. Обращает на себя внимание богатство режимов экспонирования, доступных одним поворотом переключателя: программный автоматический (выбор экспозиционной пары делается фотографом), приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, сюжетные программы, а также полностью автоматический режим. Имеется не очень нужная для профессионала, но приятная для любителя возможность снять коротенький видеоклип (до 30 с). Заслуживает упоминания необычная конструкция: вращающийся ЖК-дисплей с защитным покрытием позволяет работать с камерой практически из любого положения, а в закрытом состоянии можно не бояться за целостность экрана.

Профессионалов порадует наличие «горячего башмака» для подключения внешних вспышек серии Speedlite EX, возможность экспокоррекции (в том числе и со вспышкой) и использование миниатюрных жестких дисков IBM Microdrive.

Оптический видоискатель (в отличие от электронного) позволяет фотографу комфортно чувствовать себя при съемке в условиях низкой освещенности и, кроме того, уменьшает энергопотребление. Впрочем, беспокоиться за бесперебойность работы не приходится — камера оснащена литий-ионным аккумулятором BP-511 (7,4 В 1100 мA?ч).

Достоинства. Безусловный лидер в пейзажной и портретной съемке среди выбранных нами камер. Наилучшие результаты достигаются при минимальной чувствительности матрицы 50 ISO. С увеличением чувствительности проявляется некоторая «зашумленность», особенно заметная на фоне голубого неба (на пейзаже). Установки контрастности по умолчанию дают хорошо проработанные детали в светах и тенях, но при этом обедняется палитра тоновых переходов, и могут получиться несколько «вялые» снимки. Если они придутся вам не по душе, то нужно будет самостоятельно выставить настройки контрастности. Автоматический баланс белого хорош в большинстве ситуаций, но при смешанном освещении все же лучше установить его вручную, тем более что это потребует нажатия всего одной клавиши.

Одна из интересных особенностей G1 — встроенное подавление шума, полезное в случае длительной экспозиции. Правда, эта функция работает не идеально, но зато избавляет от красно-сине-зеленых точек, разбросанных по всему снимку наподобие конфетти. Отдельного упоминания заслуживает используемый в этой камере формат CCD RAW для съемки без потери качества, при этом по сравнению с форматом TIFF размер получаемых файлов раза в три меньше. В формате CCD RAW записывается образ матрицы, а затем на компьютере специальное ПО восстанавливает изображение с желаемыми установками баланса белого, резкости, контрастности и насыщенности.

Прилагаемое ПО позволяет не только копировать снимки на компьютер (через USB-порт), но и управлять с него камерой. Однако на этом возможности дистанционного управления камерой не исчерпываются. В комплекте мы обнаружили «внучка» старых спусковых тросиков — пульт дистанционного управления. Причем его возможности даже шире: он управляет масштабированием изображения. Вкупе с вращающимся дисплеем ПДУ является замечательным средством для создания автопортретов. Единственное, что омрачило наш восторг от применения этого приятного дополнения, так это «слепая зона» сзади камеры, не воспринимающая излучение от ПДУ.

Недостатки. Хотя объектив и не ограничивает разрешение в системе объектив—ПЗС-матрица, он привносит хроматические аберрации, проявляющиеся в виде окрашенной окантовки (1—2 пиксела) предметов. Дисторсия: от незначительной бочкообразной в режиме «широкоугольника» до практически незаметной подушкообразной в «телережиме», но эти искажения в данном случае очень малы: 1-2 точки. Возможности макросъемки удовлетворительны, но для их полного раскрытия производитель рекомендует использовать специальную насадку. Нарекания вызвала и неудобная ручная фокусировка.

Оценка. Система Canon PowerShot G1 подойдет как профессионалу, нуждающемуся в компактном устройстве, так и серьезному любителю. Богатство настроек камеры, емкий источник питания и возможность использовать носитель IBM Microdrive — вот основные достоинства этой камеры. Единственным сдерживающим фактором может оказаться цена, но за функциональность приходится платить, да и имя «Canon» имеет свою цену в мире фотографии.

Canon PowerShot Pro90 IS

Canon PowerShot Pro90 IS

Солидный внешний вид камеры сразу приковывает взгляд. Дизайн, опробованный на пленочных фотоаппаратах, фирма Canon перенесла в цифровой мир и не прогадала: с этим устройством необычайно удобно работать. Canon Pro90 IS является 2,6-мегапиксельной камерой (физический размер матрицы — 3,3 млн. элементов), в остальном она ничуть не уступает G1 и даже превосходит ее. Основная изюминка Pro90 IS — это мощный и при этом достаточно светосильный объектив с десятикратным оптическим зумом и стабилизатором изображения, так что можно делать крупные планы издалека, не приближаясь к объекту, — полезная функция при съемке природы, спортивных событий, репортажа. Причем в отличие от цифрового зума вам не придется жертвовать качеством, ведь для регистрации изображения используется вся матрица, а не ее часть. Впрочем, цифровой зум здесь тоже есть — четырехкратный. Оптический стабилизатор изображения позволяет работать с более длительными выдержками, уменьшая потери резкости из-за дрожания камеры. Canon Pro90 имеет несколько режимов съемки с разрешением от 640x480 до 1856x1392 точки, а также возможность видеозаписи роликов со скоростью15 кадров/с в течение полуминуты с разрешением 320x240 точек.

Достоинства. Canon Pro90 продемонстрировал хорошую цветопередачу, выходя победителем в самых сложных условиях освещения. Мы использовали ручной и автоматический баланс белого, причем результаты, полученные в последнем случае, совсем немногим уступали идеальным. Снимки порадовали нас своей насыщенностью и хорошей проработкой тонов, небольшие искажения наблюдались лишь в красной области. Система экспонометрии также оказалась на высоте, сохраняя при этом простоту для новичка (сюжетные программы) и давая поле для экспериментов профессионалу (ручные режимы, экспокоррекция, эксповилка). Камера оснащена системой следящей фокусировки, которая весьма неплохо справляется со своей задачей во всем диапазоне расстояний (10 см — до бескон.); благодаря непрерывному наведению фокуса задержка между нажатием клавиши спуска и срабатыванием затвора оказывается минимальной. Дисплей, ПО и ПДУ этой камеры такие же, как и у камеры G1.

Недостатки. Резкостные характеристики изображения уступают G1, хотя и превосходят показываемые камерой Olympus C700. Хроматическая аберрация немного сильнее, чем в G1 (2—3 пиксела), что, вероятно, обусловлено более сложной оптической системой (ну просто очередной закон сохранения — за универсальность объектива приходится платить некоторым снижением качества снимка!). При максимальном фокусном расстоянии наблюдается незначительная подушкообразная дисторсия. Изменение фокусного расстояния происходит с задержкой, из-за этого масштаб изображения зачастую меняется больше, чем планировалось. Качество макроснимков удовлетворительное, вызывает нарекания только некоторая мягкость (легкая размытость на границе объектов) снимков и неоднородность освещения, даваемого вспышкой в этом режиме. В условиях низкой освещенности изображение в видоискателе и на ЖК-дисплее становится зернистым, а затем и вовсе плохо различимым. Система автофокусировки в этих условиях также ведет себя неуверенно.

Оценка. Сanon Pro90 IS — это система, в силу своей универсальности позволяющая решить практически любые задачи. Такую камеру можно рекомендовать серьезным любителям и профессионалам, нуждающимся в универсальном объективе для съемок на пресс-конференциях, спортивных состязаниях и природе.

Casio QV-3000EX/Ir

Casio QV-3000EX/Ir

Еще одна 3,3-мегапиксельная камера, и несмотря на то, что ей на смену уже пришла новая модель QV-3500EX, она еще может привлечь пользователя. Судите сами: качественный светосильный объектив, произведенный компанией Canon, поддержка IBM Microdrive, внутренний динамический буфер, позволяющий сделать до трех полноразмерных снимков за 1,2 с. Это еще не все: камера позволяет запечатлеть как отдельные кадры с разрешением 2048x1536 и 1024x768 точек, так и видеоролики с разрешением 320x240 точек длительностью до 30 с (правда, без звука). Одна из уникальных особенностей QV-3000 — это способность создавать альбомы фотографий прямо в камере в html-формате, используя один из четырех предопределенных стилей.

Для современных фотоаппаратов практически стандартом стало наличие разнообразных экспозиционных программ, от полностью автоматических до допускающих вмешательство пользователя, и Casio QV-3000EX/Ir не является исключением.

Заботясь о пользователях с устаревшими ПК (но покупающих цифровые камеры), Casio укомплектовала аппарат как USB-кабелем, так и редко встречающимся сейчас кабелем для подсоединения к последовательному порту.

Достоинства. По качеству снимков QV-3000EX/Ir на равных конкурирует с G1, хотя и немного уступает последнему по разрешению. Портретная съемка показала хорошую передачу пастельных тонов. Рассматривая пейзажные фотографии, мы обратили внимание на несколько приглушенные голубые и пурпурные тона, но это ахиллесова пята практически всех цифровых камер. В целом мы остались довольны насыщенностью и контрастностью полученных нами изображений, при этом практически не потребовалось корректировать баланс белого вручную.

Обращает на себя внимание удобный оптический видоискатель с диоптрийной коррекцией под зрение пользователя, однако для более точной компоновки кадра — особенно при макросъемке — лучше воспользоваться ярким ЖК-дисплеем. В режиме макросъемки вспышка показала себя хорошо — освещение было однородным практически по всему полю.

Также заслуживает упоминания удобный механизм выравнивания при панорамном режиме съемки, позволяющий «сшить» до девяти кадров. В дальнейшем они могут быть обработаны в программе Panorama Editor, поставляемой в комплекте.

Недостатки. Несмотря на наличие специального ночного режима с оригинальным алгоритмом подавления шумов, снимки, сделанные в условиях низкой освещенности, оказались самыми зашумленными среди всех протестированных камер. В этих же условиях начинала «сбоить» и автофокусировка. Дисплей яркий, но под прямыми солнечными лучами работать неудобно: плохо видна картинка. Все настройки, выводимые на нем, представлены в виде графического меню, и добраться до некоторых из них не всегда просто (долго и нелогично). Нам показалось неудобным расположение рычага зумирования.

Что касается качества фотографий, то при минимальном фокусном расстоянии наблюдалась умеренная бочкообразная дисторсия, уменьшавшаяся при максимальном расстоянии до незначительной подушкообразной (всего 2—3 точки). Хроматическая аберрация практически незаметна. Снимки, сделанные в макрорежиме, показались нам несколько мягкими, возможно из-за малой глубины резкости.

Оценка. Камера Casio QV-3000EX/Ir имеет привлекательную для своих возможностей цену, ее можно посоветовать как любителю, полностью полагающемуся на автоматику, так и тем, кто мечтает о просторе для творчества, но несколько стеснен в средствах. Настоящая семейная камера.

Epson PhotoPC 3100Z

Epson PhotoPC 3100Z

PhotoPC 3100Z — 3,3-мегапиксельная новинка компании Epson, удачно сочетающая в себе дизайн классической «зеркалки» и новейшие достижения цифровых технологий. Ее «изюминкой» является технология PRINT Image Matching. Для каждого снимка фотокамера сохраняет информацию о сюжете, режиме съемки и параметрах в файле с изображением. Это позволяет при печати на принтере, поддерживающем эту технологию, автоматически воспроизводить цвета, наиболее близкие к первоначальным (в чем мы имели возможность лично убедиться). Фирма обращает внимание покупателей на систему HyPict, в полтора раза увеличивающую «физические» 3,34 мегапиксела. По ее утверждению, эта технология в выгодную сторону отличается от многих подобных методик, поскольку интерполяция проводится перед сжатием файла в jpeg-формат.

Камера обладает такими, уже ставшими обычными для цифровой техники характеристиками, как различные режимы съемки (автоматические и ручные), видеорежим, установка баланса белого и степени сжатия, «горячий башмак» для внешней вспышки... Все эти свойства уже, пожалуй, мало различаются от одной модели к другой.

Система управления камерой Epson 3100Z показалась нам самой удобной

Достоинства. Фотографии, сделанные в PhotoPC 3100Z, отличались хорошей резкостью (несколько лучшей, чем у QV-3000EX) и низким уровнем шумов даже при повышенной чувствительности. Цветопередача в целом верная, хотя порой голубые тона передавались как пурпур. В условиях низкой освещенности камера показала себя с лучшей стороны. Несмотря на кажущуюся массивность, это камера, с которой действительно удобно работать. Нас несколько пугает наметившаяся тенденция делать цифровые камеры все меньше и меньше, но она не коснулась этой модели: камеру удобно держать, что предотвращает дрожание системы, вызывающее смазывание изображения.

Удобной показалась возможность добавлять к фотографиям звуковые заметки длительностью 3, 5 или 10 с. Внутренний 16-Mбайт буфер позволяет продолжить съемку, не дожидаясь записи предыдущего кадра. Также понравилась система меню, реализованная с помощью кнопок, окружающих ЖК-дисплей, чьи функции определяются подсказками на экране. Все опции легко доступны, в них трудно запутаться. Помимо стандартного набора ПО для копирования, редактирования и печати фотографий в комплект входит программа Panorama Stitcher Light EP для создания ландшафтных фотографий. Она трансформирует набор отдельных фотографий пейзажа в панорамную картину и позволяет с помощью Quick Time VR создать панорамный фильм.

Недостатки. При искусственном освещении автоматика затрудняется с определением цветовой температуры, поэтому баланс белого лучше выставлять вручную. Дисторсия: от умеренной бочкообразной при минимальном фокусном расстоянии до практически незаметной подушкообразной при максимальном фокусном расстоянии (3—4 точки). Хроматическая аберрация незначительная, такая же как у Canon Pro90 (2—3 точки). Возможности макросъемки удовлетворительны, но при использовании вспышки освещение поля снимка неоднородно. Камера совместима только с памятью CF тип I, так что если соберетесь в отпуск или командировку, придется запастись несколькими карточками памяти, поскольку более емкие CF тип II и IBM Microdrive не поддерживаются.

Оценка. Хорошее качество фотографий в сочетании с простотой управления и богатством настроек привлекут как новичка, так и профессионала, особенно если вы уже являетесь счастливым обладателем принтера, поддерживающего технологию PRINT Image Matching.

Kodak DC4800 Zoom

Kodak DC4800 Zoom

Вот и последняя из 3,3-мегапиксельных камер. В отличие от других в обзоре она не обладает возможностями видеосъемки, но при этом имеет свои сильные стороны. Взять, например, эффектные фильтры, позволяющие делать тонированные снимки, при этом цвета могут быть разными: желтый, красный или коричневый. Для гибкого контроля за изображением предусмотрены настройки, позволяющие менять резкостные характеристики и насыщенность цветов. Благодаря встроенному буферу можно производить дальнейшую съемку, не дожидаясь, пока предыдущий снимок будет записан на флэш-карту (буфер вмещает четыре снимка при максимальном разрешении в jpeg-формате).

Достоинства. Камера DC4800 проявила себя очень неплохо. Особенно нам понравились портретные снимки: хорошая передача пастельных тонов — несомненно сильная сторона камеры. При этом не обнаружилось преобладающих оттенков — автоматический баланс белого не подвел. Новичкам пригодятся множество готовых предустановок для различных типов освещения.

Другим достоинством этой камеры является отличная работа в условиях низкой освещенности: она показала лучший результат в этом испытании. Cекрет заключается в специальном механизме калибровки, используемом DC4800. Перед обычным снимком записывается кадр при закрытом затворе той же длительности, что и исходный, таким образом компенсируются собственные шумы матрицы. Так что не удивляйтесь, если при установке длительной выдержки затвор сработает с задержкой.

На фотографиях несколько подавлены пурпурные и голубые тона, но возможность контроля за насыщенностью цветов дает широкое поле для экспериментов. При макросъемке вспышка обеспечивает однородное освещение по всему полю. Хроматическая аберрация практически незаметна (1 точка). Следует отметить удобство управления камерой — контроль диафрагмы и экспокоррекция вынесены на отдельные клавиши и легко доступны.

Система меню интуитивна и хорошо скомпонована, единственная «странность» заставила нас обратиться к руководству пользователя — размеры изображения в ней даны в мегапикселах, а не в привычном формате «пиксел на пиксел». Предлагаемое ПО позволяет копировать снимки на компьютер, каталогизировать их, а также управлять настройками камеры с ПК.

Недостатки. Немного разочаровывает бедный выбор значений диафрагмы, их всего три: 2,8; 5,6 и 8. Изображения, снятые с помощью этой камеры (в том числе и при макросъемке), кажутся несколько более мягкими по сравнению с другими камерами. Эти наблюдения подтверждаются и результатами съемки миры, здесь Kodak уступает Casio QV-3000EX. Автофокусировка при низкой освещенности затруднена — придется установить фокусировку на бесконечность. Дисторсия: от заметной бочкообразной при минимальном фокусном расстоянии до слабой подушкообразной при максимальном фокусном расстоянии (4—5 точек). Камера совместима только с памятью CF тип I.

Оценка. Интуитивный интерфейс, хорошая цветопередача и способность работать практически при любых световых условиях делает камеру Kodak DC4800 незаменимой как в путешествии, так и в офисе. Замеченные недостатки можно несколько оправдать невысокой ценой.

Olympus C-700 Ultra Zoom

Olympus C-700 Ultra Zoom

Появление новой 2,1-мегапиксельной камеры компании Olympus еще раз подтверждает, что разрыв между камерами для любителей и профессионалов становится все меньше и меньше. Мы включили ее в обзор, чтобы посмотреть, что она сможет противопоставить полупрофессиональной камере с солидным стажем Canon Pro90 IS. Так же как и «старшая» коллега, Olympus C-700 оснащена десятикратным оптическим зумом, но при этом компактнее и дешевле, правда, имеет меньшее разрешение матрицы. Что касается функциональности, то и тут аппарат С700 ничуть не уступает своему сопернику: тот же набор экспозиционных программ (от ручных до полностью автоматических), цифровой зум, возможность видеосъемки, разъем для внешней вспышки. Но при этом имеется и кое-что еще: более высокая чувствительность (до 800 ISO) и технология Storage Class USB, позволяющая установить USB-соединение с ПК без инсталляции программного обеспечения или драйверов, если компьютер функционирует под управлением Windows 2000, Me и Mac OS 8.6+.

Достоинства. Фотографии, сделанные этой камерой, достаточно резкие и имеют яркие насыщенные цвета, несколько холодноватые (голубоватые) при автоматическом балансе белого. Но ручная настройка с легкостью позволяет избавиться от этого недостатка. На портретных снимках хорошо переданы пастельные тона, а возможность настройки контрастности и мягкости изображения позволит создавать романтические портреты. На пейзажных снимках голубые тона выглядят вполне естественно — с очень слабой тенденцией к пурпуру и небольшими следами шума. Панорамный режим позволяет получить серию кадров (до 10) с возможностью их последующего объединения на компьютере с помощью прилагаемого ПО Camedia Master. Данный пакет кроме копирования и каталогизации фотографий предоставляет и некоторые возможности по их редактированию.

Недостатки. При макросъемке со вспышкой наблюдаются неоднородность освещения и небольшие искажения в передаче цвета. При минимальном фокусном расстоянии заметна умеренная подушкообразная дисторсия. Хроматическая аберрация незначительная (2—3 точки). Съемка в условиях пониженной освещенности сопровождается заметными шумами. Электронный видоискатель менее удобен, чем оптический: качество картинки оставляет желать лучшего, заметно мерцание, в условиях пониженной освещенности он становится просто бесполезен, а кроме того, повышается энергопотребление. ЖК-монитор несколько меньшего размера, чем у других камер в обзоре (1,5-дюймовый). Панорамный режим работает только с фирменными картами памяти.

Оценка. Мощный цифровой зум в сочетании с интуитивным интерфейсом и богатством настроек сделают эту камеру востребованной в большинстве жизненных ситуаций: на презентации, в офисе, на природе.

Sony Cyber-Shot DSC-F505V

Sony Cyber-Shot DSC-F505V

Эта камера явилась промежуточным звеном на пути к 3,3-мегапиксельным камерам. Несмотря на использование в ней матрицы из 3 млн. элементов, максимальный физический размер изображения составляет 1856x1392 точки, что соответствует эффективному использованию 2,6 мегапикселов для построения изображения. Сильной стороной камеры является мощный пятикратный оптический зум Vario-Sonnar от одного из лидеров в производстве оптики для профессиональных камер — Carl Zeiss, а также 12-битовый аналогоцифровой преобразователь, обеспечивающий широкий динамический диапазон для передачи цвета.

Достоинства. Фотографии, сделанные нами, имели яркие и насыщенные цвета и хорошо проработанные детали в светах и тенях. Приятно удивила точная передача голубых тонов на пейзажных снимках. Даже при искусственном освещении устанавливается довольно точный баланс белого. Резкостные характеристики очень хороши для 2-мегапиксельной камеры. Хроматические аберрации практически незаметны. Любителям нововведений предоставлена возможность записи речевых комментариев к фотографиям. Для контроля за изображением оставлен только гибридный ЖК-дисплей, но зато какой! У этой камеры самый большой (целых 2 дюйма) и яркий экран из всех в этом обзоре. Существенное его отличие состоит в возможности использования внешней подсветки, таким образом, яркий солнечный свет никогда не становится проблемой. Очень удобна ручная фокусировка — в традиционном стиле с помощью кольца на объективе, при этом изображение на дисплее увеличивается, что облегчает процесс наводки на резкость. Внешнее зарядное устройство, входящее в комплект, позволяет заряжать аккумуляторы без камеры.

Отдельного упоминания заслуживает гибкая система работы с файлами — можно изменить размер уже отснятых кадров или скопировать их на другую карту памяти непосредственно в фотоаппарате.

Недостатки. Дисторсия: от умеренной бочкообразной при минимальном фокусном расстоянии, 7 мм, до незначительной подушкообразной при максимальном, 21 мм (2—3 точки). Вместе с тем развитая автоматика этой камеры ограничивает возможности для маневра при съемке: нельзя одновременно вручную устанавливать выдержку и диафрагму, чувствительность тоже устанавливается автоматически. Возможно, в силу этого (камера самостоятельно установила наивысшую чувствительность) фотографии, сделанные нами в условиях низкой освещенности, оказались довольно зашумленными. Макроснимки с использованием встроенной вспышки, несмотря на удовлетворительную резкость, выглядели освещенными неравномерно и несколько недоэкспонированными. Чтобы внести необходимые настройки, приходится изрядно попотеть. Из-за иерархичности меню приходится сделать 3—4 шага, прежде чем доберешься до нужного пункта. И наконец, мешает отсутствие видоискателя. Наверно, это дело привычки, но при оперативной съемке кадр удается скомпоновать не сразу.

Оценка. DSC-F505V удобна для тех, кто хотел бы положиться на автоматику, снимая камерой с широким диапазоном изменения фокусного расстояния и имея возможность работы с ЖК-дисплеем при ярком солнечном свете.


Фиолетовое небо, розовый гиппопотам

Получив камеры для испытаний, в первую очередь мы изучили их функциональные характеристики (см. таблицу): можно заметить, что выбранные камеры имеют много схожих характеристик. Однако, следуя принципу «доверяй, но проверяй», мы посмотрели: все ли так благополучно на практике, как заверяют производители?

Наша задача была воссоздать разнообразие ситуаций, которые встречаются в реальной жизни. Чаще всего объектом съемки бывают люди, и мы сделали серию портретных фотографий на открытом воздухе при естественном освещении и в студии со вспышкой. Здесь отмечалась точность передачи телесных тонов. Если наблюдаются искажения в области передачи красных тонов, кожа на снимке может получиться слишком розовой. Кроме того, мы оценивали точность автоматического баланса белого, т.е. отсутствие на фотографии преобладающих оттенков.

Но портретная съемка не исчерпывает всего богатства жизненных ситуаций. Когда надо было «подковать блоху» (при макросъемке), особое внимание обращалось на резкостные характеристики. Глубина резко изображаемого пространства в такой ситуации мала, и границы деталей могут выглядеть размытыми.

Затем мы сделали серию пейзажных фотографий. Бескрайнее небо с его богатыми оттенками явилось серьезным испытанием для наших камер. Если голубые тона сдвигаются в пурпурную область, плохо прорабатываются отдаленные объекты, то даже неофит заметит фальшь на снимке.

Вечер — идеальное время для съемок в условиях низкой освещенности. Мы проверяли, как со своей работой справляется автофокус и насколько «шумит» матрица.

И наконец, бескомпромиссная проверка на резкость — съемка миры. Она позволяет оценить, сколь мелкие детали способна передавать камера. Параллельно мы отслеживали, какие геометрические и хроматические искажения вносит объектив.


О мире и дисторсии

  • Мира (от французского mire — мушка, прицел) — тест-карта с нанесенным на нее рисунком в виде полос, служащая для определения разрешающей способности оптических приборов.
  • Дисторсия (от лат. distorsio — искривление) — искривление изображения в оптических системах из-за неравномерного увеличения предметов объективом от его середины к краям.
Слева исходное изображение. В результате бочкообразной (в центре) и подушкообразной (справа) дисторсии картинка искажается

Взгляд вампира («красные глаза»)

Зачастую при использовании встроенной вспышки в портретной съемке у людей на фотографиях бывают красные глаза. Природа этого эффекта связана с отражением от глазного дна красной части спектра света вспышки. Для борьбы с этим явлением производители камер предлагают специальный режим (Red-eye reduction mode) — вспышка «моргает» перед основным импульсом или используется мощный светодиод. Но результат не всегда оправдывает ожидания. В этом случае можно использовать внешнюю вспышку, практически все протестированные нами камеры предоставляют такую возможность (имеют для ее подключения «горячий башмак», или синхроконтакт).


Электронные «мозги»

Если глазом камеры является объектив, то ее мозгом является процессор. Прежде чем сработает затвор, он осуществляет автофокусировку и выбор экспозиционных параметров.

В автоматическом режиме практически все камеры используют интегральный (многозональный) тип замера экспозиции. Кадр разбивается на зоны, и измерения проводятся для каждой из них. Затем встроенный процессор использует полученные данные с равными весовыми коэффициентами и выбирает необходимые выдержку и диафрагму. Однако возможностей матрицы может оказаться недостаточно, чтобы передать все богатство тонов объекта. Такое может случиться, если в кадре преобладают очень темные тона или съемка происходит на фоне источника света. Например, вы собрались снять портрет любимой на фоне заката. В таком случае лучше перейти в центрально-взвешенный (замер ведется преимущественно по центральной зоне кадра) или точечный режим измерения экспозиции. При этом экспозиция будет оптимальной для сюжетно важной части кадра, но детали в светах и тенях могут быть потеряны. При съемке пейзажа вы рискуете вместо симпатичных облачков получить неестественно голубое небо.

Однако измерением освещенности работа электроники не ограничивается. Можно выбрать различные комбинации выдержки и диафрагмы. Если вы хотите «заморозить» движение, то нужно выбирать наиболее короткую выдержку из возможных. А чтобы передать всю глубину пейзажа — максимально закрыть диафрагму. Трудно все это запомнить?... Выберите нужную сюжетную программу: спорт, пейзаж или портрет, и камера все сделает за вас.

Даже после нажатия кнопки спуска работа процессора не заканчивается: поступившие данные надо еще обработать и сжать, если это необходимо, с указанным уровнем компрессии.