Дорогие читатели! Вы видите эти строки уже в новом компьютерном году, встреча которого, правда, пока не переросла во всенародный праздник. Хотя еще до Петра наш Новый год приходился на 1 сентября несомненно в расчете на ежегодное повышение активности на компьютерном рынке. К сожалению, по чьей-то халатности со временем об этом забыли. Пора бы и вспомнить!

Нынешняя ситуация, конечно, не та, что была в эйфорическом 1997 г. Много изменилось в мировой компьютерной индустрии, и еще больше — в нашей. Выросли новые фирмы, появились яркие «лица». Однако бывает, что становясь клиентами этой самой российской ИТ-индустрии, мы сталкиваемся с совсем другими персонажами...

Видит Бог, хорошо зная о важности систем контроля качества, я не хотел самостоятельно собирать свой домашний компьютер. Но одно дело теория...

Для покупки системного блока я по соображениям экономии времени выбрал офис ближайшей к редакции фирмы. Не скажу, что она была слишком известна, но интенсивно росла. А где как не в прогрессирующей компании встретить новые подходы, интересные формы работы, думал я. Зайдя туда и довольно пристально изучив прайс-лист, я понял, что ни одна из предлагаемых готовых конфигураций мне не подходит, а начав обсуждать возможный заказ, с удивлением обнаружил, что на элементарные вопросы симпатичная девушка ответить не может, технического же специалиста в области досягаемости не оказалось. Моя назойливость ей почему-то не понравилась. В общем, счастья не получилось, и мы расстались недовольные друг другом.

Не решило проблему и экспресс-исследование содержимого ряда Internet-магазинов. Вот тут-то я и сделал роковой шаг. Зайдя в фирму, имеющую в Москве ряд компьютерных салонов, и с ходу пленившись внешним видом сотрудников, одетых в форму «с иголочки», и автоматизированной системой формирования заказа, я накупил там ворох комплектующих.

И началась настоящая компьютерная жизнь! Я возил туда-сюда свои детали: несмотря на тяжеленный охладитель, процессор сгорел, не дав системной плате издать даже первый радостный писк. Это случайность, утешал я себя, ведь сотрудники фирмы говорили о стопроцентном входном контроле!

Направляясь в технический центр (в другом конце города!), я представлял себе, как спецы, увидев почерневшую нижнюю поверхность процессора, с извинениями поменяют и его, и видеоплату, охладитель которой к этому моменту самочинно почти отделился от микросхемы (обычный герметик, которым он почему-то был приклеен, не успел высохнуть!). Суровые не по годам, хмурые с утра, разномастно одетые мужики, язвительно поинтересовавшись, а кто это его, собственно, уделал герметиком... тут же приклеили вентилятор правильно. Процессор же отправили на экспертизу и посоветовали звонить через неделю. Извинений не последовало.

Следующие два месяца процессор то собирались везти к таинственным экспертам, но для этого не подоспел курьер, то он уже отправился, но еще не вернулся (уж не на океанском ли лайнере пересекал он океаны?). На мое законное требование предоставить мне аналогичное устройство во временное пользование спокойно отвечали, что его нет на складе. И это на фоне утверждений московских представителей производителя процессоров, что обмен их изделий не занимает более одного-двух дней.

Этот незапланированный эксперимент вновь подтвердил существование ряда общих проблем, в числе которых и «серый экспорт», и нехватка квалифицированных кадров. Реальным вкладом нашего издания в их решение стала бы публикация «черного списка» фирм, страдающих подобными недугами. Собственно, мы давно собирались начать его, но смущала возможность появления ложных сообщений от потребителей. Теперь мы решили завести временный список, куда будут заноситься фирмы, впервые «отмеченные» нашими читателями. Предаваться публикации он будет лишь после появления повторных обращений и соответствующего анализа. Пишите!

Как же так, скажет кто-нибудь, — светлые надежды на новый компьютерный год и «черный список»? Напротив, цивилизованное отношение к критике, которым, кстати, зачастую разительно отличаются зарубежные фирмы от отечественных, есть признак развития нормальных отношений на рынке. Попробуем же приблизить момент перехода благих пожеланий в реальность. С новым компьютерным годом!