Нередко заказчику по тем или иным причинам удобнее не покупать новую автоматизированную банковскую систему (АБС), а приспособить имеющуюся, хорошо известную, под собственные условия эксплуатации. Вот подобный пример адаптации АБС «Ва-Банк» для банков Республики Молдова.

Обретение независимости бывшими союзными республиками не привело к принципиальным отличиям ни в бухгалтерском учете, ни, соответственно, в информационных системах банков. Вместе с тем за истекшее десятилетие некоторые республики пришли к международному стандарту бухгалтерского учета, и поэтому потребовалось адаптировать АБС «Ва-Банк». С одной стороны, это сводится к реализации той или иной вариации системы, с другой — необходима ее настройка в соответствии с требованиями законодательства и регламентов Центрального Банка республики. При этом решается еще один вопрос: применение национальных языков в интерфейсах и отчетах. И конечно, необходимо учитывать особенности банка, в котором внедряется АБС «Ва-Банк», его требования к функциональности системы и уникальность сложившихся технологических процессов.

Настройка системы и глубина параметризации

Адаптация АБС «Ва-Банк» к национальным особенностям благодаря хорошей параметризации ПО решается, как правило, путем настройки справочников и параметров системы. Необходимость устранить различия в планах счетов, справочниках типов документов, символах кассового плана, формате документов для обмена с РКЦ — не единственное, над чем пришлось работать. Задала задачку отчетность, хотя АБС «Ва-Банк» поддерживает достаточно широкий набор отчетов. Если их логика практически совпадает с российским стандартом, то внешний вид отчетов должен соответствовать требованиям национального законодательства и регламентам ЦБ республики. Возможен иной подход, основанный на параметризации экранных форм, чтобы можно было сделать и интерфейс пользователя на национальном языке. Но это требует вмешательства разработчиков компании «Форс». При этом вынос экранных надписей из форм в заранее определенные справочники не столь сложен и позволяет адаптировать АБС «Ва-Банк» и за пределами СНГ.

Выбор кодировки символов — достаточно сложная задача, которая пока не имеет однозначного решения в странах, где наряду с кириллицей необходимо применять национальные алфавиты. В этом случае приходится заниматься проблемой, как «подружить» минимум две кодировки символов, если изначально возможно использование лишь одной.

Положение осложняется тем, что кириллических кодировок тоже несколько, и каждая со своей специфической областью применения. Это — CP855 и CP866 в DOS, WIN1251 в Windows, ISO8859-5 и KOI8R в UNIX. Но и национальных кодировок не меньше для каждого из языков. Как же быть, если при использовании СУБД Oracle предлагается выбирать только одну?

Рассмотрим проблему с учетом подсистем АБС, влияющих на выбор кодировки. К ним относятся: СУБД, ОС сервера и клиента, приложения. Главное при выборе кодировки для каждой составляющей — обеспечение возможности конвертации данных из одной кодировки в другую для любой пары из этого «квартета» подсистем.

Из-за необходимости хранения информации на разных языках в одной и той же БД возникает очередная проблема: учет наименования клиента или назначения платежа. В этом случае без издержек не обойтись. Так, хранить коды символов в полях таблиц, конечно, можно, ведь все они лежат во второй половине кодовой таблицы, однако корректно отобразить их в формах уже сложно. Подобный подход можно применить только для поддержки отчетности, заранее определив, в каких полях будут лежать данные на национальном языке.

И все же, где выход? Например, в использовании кодировки UNICODE, которая включает в себя практически все национальные символы. Определив такую кодировку для всех подсистем, исключаем конвертацию данных. Необходимо лишь позаботиться о наличии используемых шрифтов для отображения данных в интерфейсах пользователей. Но, к сожалению, пока это не реализовано, хотя и стоит на очереди.

Web-технологии и отчетность

В АБС «Ва-Банк» отчетность реализована средствами СУБД Oracle. Однако пришлось расширить набор путей формирования отчетности.

Это связано с тем, что в банке, как правило, есть работники высшего и среднего звена, которые не нуждаются в получении детальной информации с помощью интерфейса АБС. Им необходим упрощенный доступ к информации различной степени детализации и заранее определенному набору отчетов для поддержки принятия решений по управлению банком. Для этой категории работников лучшим выбором является организация доступа к данным через intranet Web-сервер с помощью браузера. Это и для них легче, и меньше «головной боли» у администратора системы.

Если применять Web-сервер по тем или иным причинам нецелесообразно, можно использовать другую схему. При запуске отчета формируется спул-файл в TXT- или HTML-формате, а затем вызывается средство просмотра. Такой подход позволяет достаточно просто решить проблему применения национальных кодировок в отчетах.

Многофилиальный банк — как быть?

Некоторые банки являются многофилиальными или таковыми становятся. Как построить информационную систему для автоматизируемого банка, если филиалы разнесены географически на многие сотни километров, должны жить самостоятельной жизнью, а основной банк обязан функционировать как единый управляемый финансовый институт? И все это в условиях, когда доступные телекоммуникации весьма некачественны.

Разработанный в компании F-Line Technologies механизм репликации данных позволяет построить многофилиальную АБС надлежащим образом. Уже более трех лет такая технология работает в одном из банков Молдавии. В ближайшее время она будет внедрена еще в одном многофилиальном банке.

В центральном офисе имеются схемы работы с данными всех филиалов банка, позволяющие менеджерам всегда «держать руку на пульсе»: проводить анализ, аудит, эффективно управлять ресурсами, создавать отчеты как по банку в целом, так и по каждому филиалу в любой их группировке.

В филиалах установлено ПО системы «Ва-Банк», которое полностью обеспечивает работоспособность в автономном режиме.

Для того чтобы информационная система банка была единым механизмом, часть информации в ней находится в пределах компетенции центрального офиса. К ней относят глобальный справочник системы, план счетов, курсы валют, а также информацию о включении пользователей в АБС, о настройке привилегий, о доступе к счетам и информации о клиентах, об утвержденных схемах договоров и процентных ставках. При этом уровень авторитарности системы можно регулировать. К компетенции филиалов отнесены вопросы ведения данных о клиентах, счетов, договоров, проведение операций.

Репликация данных позволяет в любой момент получать информацию об актуальном состоянии по банку в целом и жестко управлять едиными настройками системы. При этом снижается стоимость эксплуатации системы и требования к уровню квалификации администраторов АБС в филиалах банка.

Исходя из полученных в компании F-Line Technologies результатов можно утверждать, что такая адаптированная АБС устойчиво работает на публичных каналах связи с применением обычных модемов. На сеанс репликации уходит от 1 до 5 мин. Частота сеансов зависит от трафика в течение операционного дня банка. Обычно — раз в час, в полчаса или в четверть часа. Весь процесс при этом полностью автоматизирован.

Таким образом, опыт внедрения АБС «Ва-Банк» говорит не только о возможности адаптации этой системы, но и об оправданности этого шага.

ОБ АВТОРЕ

Олег Макарь — директор СП F-Line Technologies, представитель компании «Форс» в Республике Молдова.

653