Все началось в 80-е годы, когда в магазинах подержанных вещей появились первые электронные музыкальные инструменты, отвергнутые рок-музыкантами как звучащие недостаточно реалистично. Новое поколение тем не менее воспылало любовью к их глухим ударам и шипящим свистам. И ключевым моментом в появлении современной танцевальной музыки оказалось то, что эти устройства давали возможность исполнять композиции, по сложности своей и не снившиеся «живому» барабанщику.

Изначально программисты танцевальной музыки использовали в своей работе синтезаторы Roland TR808 и 909. Теперь у тех, кто хочет программировать танцевальную музыку, благодаря программе ReBirth RB-338 есть прекрасная возможность очень точно следовать методам работы, общепринятым в те дни. Две ритмические секции этого программного синтезатора вполне точно эмулируют упомянутые выше модели Roland. Однако сегодня мы рассмотрим общие для наиболее распространенных программных секвенсеров методы программирования ударных.

Программирование партии ударных инструментов

Одна из особенностей синтезаторов Roland TR808 и 909 заключается в том, что они позволяют программировать только четыре такта одновременно, когда вы находитесь в режиме Pattern. Такое обстоятельство поначалу может показаться неудобным ограничением, однако в действительности это весьма эффективный способ построения основного ритмического образца, из которого потом создаются различные вариации. Этот же способ с легкостью можно воспроизвести в вашем секвенсере. Установите границы цикла в секвенсере так, чтобы он начинался в позиции 1.1.0 и заканчивался в позиции 5.1.0. Музыка House обычно использует темп, близкий к ритму биения человеческого сердца, т. е. примерно 120—132 бита в минуту, поэтому задайте темп партитуры в этих пределах. Назначьте дорожке, на которую будете записывать партию ударных инструментов, канал 10 (на нем всегда располагаются ударные инструменты в стандарте General MIDI, поэтому, чтобы дать возможность другим без проблем слушать ваши произведения, придерживайтесь этого правила, даже если ваша звуковая плата работает с протоколом XG или GS). Затем откройте редактор ударных инструментов, который имеется практически во всех современных программных секвенсерах. Если в вашем пакете его нет, можно на худой конец воспользоваться любым из имеющихся графических редакторов.

Создайте партию басового барабана длиной в четыре такта. Для этого найдите в своем барабанном редакторе строку, помеченную как Bass Drum («Басовый барабан»), и поместите удар в начале каждой из четырех долей (рис. 1).

Рис. 1

Теперь у вас есть четырехдольный бит — основа музыки House. Вы можете включить воспроизведение и послушать, как он будет звучать в цикле. Конечно, получилось довольно скучно. Любой секвенсер по умолчанию дает нотам одно и то же значение параметра Velocity (относительной громкости). Увеличьте значение Velocity на первой доле такта и слегка уменьшите его на всех остальных. Таким образом, вы сделали акцент на первой доле, и басовый барабан звучит на ней громче, что соответствует традиционному характеру игры «живого» музыканта.

Однако в основном четырехдольном бите мало «живости». Обратите внимание на доли, располагающиеся внутри каждой из четырех четвертей (они обозначаются термином «офф-бит»). Найдите строку, помеченную как Open Hi-hat («Открытый хай-хэт»), и поместите четыре ноты на каждую вторую из восьмых долей. Чтобы сделать это точно, можно использовать функцию квантизации. Значение квантизации всегда должно соответствовать минимальной доле, которую вы используете. В данном случае нужно квантизировать записанный материал по восьмым долям. Поэкспериментируйте с параметром Velocity для открытого хай-хэта, добиваясь того, чтобы ваш ритм звучал по возможности немеханистично.

Материал все еще «бедноват», поэтому добавьте в него акценты, используя звуки других инструментов ударной установки. Наиболее распространенный метод: поместите эти звуки на те же доли, где расположен басовый барабан. Попробуйте разместить четыре ноты закрытого хай-хэта (Closed Hi-hat) на каждой доле такта и две ноты малого барабана (snare drum) на второй и четвертой долях.

Таким образом, вы создали основной однотактовый образец барабанной партии. Теперь его можно скопировать на следующий такт и попробовать создать там некоторые варианты (рис. 2).

Рис. 2

Электронные хлопки являются одним из основных звуков, определяющих стиль House. Добавьте эти звуки на вторую и четвертую долю. Два такта — наиболее распространенная длина музыкальной фразы, и разнообразные дроби часто используются именно в конце второго такта, чтобы привнести вариативность и подчеркнуть движение и развитие. (Конечно, это не является жестким правилом, вы можете поэкспериментировать, вставляя хлопки в разные позиции.) Взгляните теперь на свой второй такт. Первый «хлопок в ладоши» будет располагаться на второй доле, а следующие три окажутся там, где нет других звуков ударных инструментов.

Именно паузы делают музыку музыкой, и если бы их не было, музыка превратилась бы в шум. Программирование барабанных рисунков прекрасно иллюстрирует эту истину. Когда программируете партии ударных инструментов, прежде всего обращайте внимание на свободные места в сетке барабанного редактора. Они и оказываются наиболее вероятными позициями для введения дополнительных нот при создании новых ритмов.

Если результат работы над хлопками вам понравится, скопируйте свои первые два такта и вклейте их с начала третьего такта. Теперь перейдите к четвертому такту и добавьте еще некоторые вариации, отметив тем самым завершение четырехтактной фразы. Это может быть, например, одна-единственная нота-хлопок. Сделайте акцент, подняв значение Velocity. Поскольку она звучит вместе с ударом малого барабана, следует понизить значение параметра Velocity для последнего. Таким образом, здесь вы «выдвинете» на первый план звук хлопка.

Теперь послушайте, что получилось. Если все вами записанное звучит несколько механистично, то поработайте с параметром Velocity, изменяя громкость отдельных нот. После того как вы услышите партию, которая вас устраивает, неплохо сделать копию файла и затем поработать с ней, пробуя разные варианты. Если вы будете делать это в оригинальном файле, то, получив новый замечательный ритм, совершенно забудете, как был устроен первоначальный. Разрабатывая различные варианты четырехтактовых фраз, вы сможете потом путем копирования и вставки создать полную барабанную партию с множеством вариаций и нужной вам длины.

Цикл, который вы только что создали, вполне хорош как основа музыки House, но надоедает достаточно быстро, поэтому его следует немножко «поперчить». Кроме того, темп может показаться вам излишне медленным. В таком случае попробуйте вставить звуки педалированного хай-хэта (Pedal Hi-hats) в промежутки между нотами открытого и закрытого (рис. 3).

Рис. 3

Это немножко «разгонит» ритм и сделает цикл «поживее».

Затем стоит создать копию цикла и построить новые вариации на последнем такте. Поместите единственный удар басового барабана на офф-бит. Полученный фрагмент можно использовать в тех местах будущей композиции, где необходимо подчеркнуть переход от одной музыкальной фразы к другой (рис. 4). Послушайте свои любимые вещи в стиле House, и вы поймете, насколько часто используется описанный простой прием.

Рис. 4

Дроби, сыгранные на малом барабане, наиболее очевидным образом подготавливают слушателя к изменениям в мелодическом рисунке. Дробь на малом барабане — это серия нот длительностью одна шестнадцатая, в которой каждая последующая нота громче предыдущей. Эмулировать такую технику игры барабанщика MIDI-программист может, использовав параметр Velocity. Все, что вы должны сделать, это заполнить весь такт шестнадцатыми нотами малого барабана, а потом установить значения Velocity так, чтобы они увеличивались при переходе на каждую следующую долю такта (рис. 5).

Рис. 5

Послушайте дробь, которая у вас получилась. Она звучит довольно механистично и напоминает Techno. Чтобы восстановить некоторую «воздушность» в перегруженном последнем такте, можно полностью удалить звуки хлопков, но это никак не изменит механистического звучания дроби, сыгранной малым барабаном.

Попробуйте лучше заставить взаимодействовать малый барабан и хлопки, привнеся таким образом «живость характера» в партию. На последнем офф-бите в такте, с которым вы сейчас работаете, располагаются три ноты: басовый барабан, один из ударов по малому барабану и открытый хай-хэт. Удалите ноту малого барабана. На третьей доле такта располагаются хлопки и педалированный хай-хэт. Удалите здесь две ноты малого барабана (рис. 6).

Рис. 6

Теперь дробь зазвучала намного реалистичнее, и весь такт стал интереснее.

И последнее, что можно сделать, чтобы материал стал удобнее для построения композиции, — это разделить одну дорожку на несколько так, чтобы каждая из новых дорожек содержала звук только одного из инструментов ударной установки. Во многих секвенсерах бывает специальная команда, позволяющая выполнить эту операцию быстро. В противном случае вы можете сделать это вручную, скопировав партию отдельных инструментов на новые дорожки и каждой из них назначив канал 10. Теперь легко продолжить эксперименты, транспонируя любой инструмент и таким образом заставляя звучать, например, конгу вместо хлопков.

Программирование баса

Основа басовой линии в музыке стиля House привязана к четырехдольному биту басового барабана, который и создает ту самую пульсацию «низов», напоминающую биение человеческого сердца. Чтобы понять суть музыкального многообразия басов, начнем с самого начала: «шагающего» баса (рис. 7).

Рис. 7

Итак, бас, «шагающий» вверх и вниз в пределах пяти полутонов. Характерный «шаг» возникает с третьей ноты, которая не повторяет простой ход, где ноты отстают друг от друга на два полутона, аналогично двум первым нотам. То, что по логике должно бы быть третьей нотой, оказывается четвертой, и это привносит в партию некоторую свойственную стилю «развязность». Дополнительные «шаги» в один полутон вместо двух придают восьмой, двенадцатой и шестнадцатой (по счету) нотам звучание, характерное уже для стиля фанк.

Этот пример хорошо иллюстрирует роль басовой партии в современной танцевальной музыке. Главный недостаток «шагающего» баса кроется в его статичной природе. Музыка House черпает свои басовые ходы из наследия ритм-н-блюза: где-нибудь в середине партии басист начинает опускать высоту ряда нот. (рис. 8).

Рис. 8

Программируя бас, прежде всего нужно опустить высоту пары нот на октаву. Вторая и третья доли хорошо подходят для того, чтобы начать производить такие смещения, что характерно для баса стиля House, поскольку первая и четвертая доли часто несут какую-то другую нагрузку. Поскольку легато придает басовой партии некоторую «ленивость», чтобы ваш бас зазвучал энергичнее, длительности некоторых (или всех) нот можно укоротить вполовину. Теперь у вас появилось пространство между отдельными нотами, что позволяет до какой-то степени смещать их. Попробуйте сместить во всех тактах все ноты, расположенные после первой доли, на шестнадцатую долю вперед. После этого остается лишь заполнить провалы, образовавшиеся в ритме в связи с таким изменением синхронизации, и все зазвучит намного энергичнее (рис. 9).

Рис. 9

Следующий шаг: можно еще вполовину укоротить некоторые ноты, добившись своеобразного звучания бас-гитары. И конечно, не забудьте поработать с параметром Velocity, чтобы придать фразам необходимую внутреннюю динамику.

Итог

Басовая партия и партия ударных инструментов, о программировании которых мы рассказали, дают возможность говорить о какой-то музыке как о музыке в стиле House. Все прочие партии, которые вы запишете, будут создавать индивидуальный характер вашей музыки в рамках данного стиля. Дело только за фантазией.

ОБ АВТОРЕ

Борис Зуев — автор книги «Программный синтезатор ReBirth RB-338», издательство «Эком», 1999 г. E-mail zuev@hotmail.com.

1995