Здесь будут рассмотрены особенности смешивания и перемещения слоев изображения, а также способ изменения их прозрачности.

Модификация фонового слоя

В наборе слоев самый главный — фоновый (Background), содержащий так называемое базовое изображение, ниже которого ничего не может находиться. Для изменения прозрачности фоновый слой нужно сделать «обычным», переименовав его.

Затем можно изменить, например, его местоположение по отношению к другим слоям, перетащив его имя в списке вкладки Layers («Слои») либо используя комбинации клавиш +] для перемещения активного слоя на один уровень вверх и +[ — на один вниз. А если вместе с этими комбинациями нажимать еще и клавишу , то можно переместить активный слой в начало (или конец) списка.

Автоматизированные методы сопряжения

Несмотря на наличие в Adobe Photoshop довольно большого количества инструментов, позволяющих выделять части изображения, трудно добиться точного результата, потому что при этом из фона обычно захватываются ненужные пикселы. Сначала их не видно, но они, как правило, ярко проявятся при применении к новому слою большинства стандартных эффектов или фильтров. Если же к новому слою никакие эффекты не применяются, эти погрешности не столь заметны. Но ведь слои-то и выделяются как раз для того, чтобы их можно было преобразовать с помощью различных инструментов!

Лишние пикселы закрашиваются цветом соседних по команде Layer?Matting? Defringe («Слой?Сопряжение с фоном?Удалить бахрому»). В поле Width («Ширина») можно установить ширину закрашиваемой бахромы. Если же эти действия ни к чему не приведут, следует при нажатой клавише выделить мышью название нужного слоя, на котором появится плотный контур выделения. Далее нужно выбрать команду Select?Modify?Contract («Выделить?Модифицировать?Сжать») и ввести ширину бахромы в поле Contract By («Сжать на»). Затем значение нужно задать в поле Feather Radius («Радиус растушевки»), куда доступ открывается по команде Select?Feather («Выделить?Растушевать»). Завершающий штрих — выполнение инверсии выделенной области и удаление ненужных пикселов.

Opacity (Непрозрачность)

Степень видимости, определяемая прозрачностью, устанавливается для каждого отдельного слоя. Изменяя значение прозрачности, можно преобразовывать обрабатываемый рисунок. Иногда разделение на слои выполняется специально для того, чтобы изменить прозрачность отдельных деталей на фоне оставшейся графики.

Изменяя значение поля Opacity («Непрозрачность»), расположенного в верхней части палитры Layers, можно регулировать прозрачность активного слоя или выделенной области. При этом пикселы активного слоя становятся более либо менее прозрачными, причем их цвета на окончательном изображении равномерно смешиваются с цветами пикселов нижележащего слоя, а исходный слой не изменяется.

Смешивание слоев

Одно из главных преимуществ Adobe Photoshop — отлично продуманные варианты смешивания слоев путем смешивания их пикселов. При этом исходные изображения в каждом слое не изменяются, и поэтому к ним можно вернуться, если нужно что-то переделать.

В расположенном слева от поля Opacity раскрывающемся списке содержатся параметры, каждый из которых приводит к какому-либо стандартному режиму смешивания активного слоя с находящимся ниже. Все эти режимы базируются на математических функциях. Так, при режиме Multiply («Умножить») сначала перемножаются значения яркости пикселов активного и лежащего ниже слоя, а затем полученный результат делится на максимальное значение яркости, равное 255.

Параметры слоя

Если щелкнуть на названии любого слоя, то в появившемся диалоговом окне Layer Options («Опции слоя») открывается доступ к значению непрозрачности данного слоя, меню режимов смешивания и дополнительным функциям. С помощью инструмента Blend If («Смешать, если») можно установить, какие цвета будут видимыми, а какие станут проступать из расположенных ниже слоев. Все выполненные в диалоговом окне изменения производятся только с выделенным слоем. Там же можно поработать с цветовыми каналами.

Перемещение и выравнивание слоев

Можно легко передвигать весь слой или его часть, выделив на нем какой-либо фрагмент и удерживая нажатой кнопку мыши. Чтобы переключиться с инструмента перемещения на какой-то другой, следует нажать клавишу . Перетащить слои можно и комбинацией клавиши и клавиш со стрелками, а если еще удерживать и , то произойдет смещение сразу на десять пикселов.

Не следует думать, что часть слоя, оказавшаяся вне окна изображения, будет уничтожена. До тех пор, пока курсор находится в этом окне, программа сохранит весь слой. Однако когда перетаскивается выделенная область, после снятия выделения программа удалит все, что выходит за пределы изображения. И потому двигайте слои поосторожнее и помните о возможных последствиях.

Чтобы ускорить перемещение слоев, нужно в палитре Move Options («Параметры смещения») установить флажок Pixel Doubling («Дублирование пикселов»). Для вызова этой палитры достаточно нажать клавиши V и . Функция ускорения работает только при перемещении всего слоя, а не его части.

Если нужно одновременно передвигать несколько слоев, их следует связать. Для этого необходимо щелкнуть на втором столбце палитры Layers в том месте, где у активного слоя нарисована кисть, и тогда там появится изображение цепочки. Однако такой прием работает при перетаскивании целых слоев, а не их выделенных фрагментов. Чтобы разорвать связь между слоями, нужно снова выделить изображение цепочки.

При перетаскивании слоев из одного изображения в другое порядок их следования сохранится.

Итог

Если разделить изображение на слои, то можно редактировать каждый фрагмент в отдельности, изменять взаимное расположение слоев, их непрозрачность, четкость и любые другие свойства. Все это позволяет продуктивно и быстро получить нужные результаты, а если необходимо, легко вернуться на исходные позиции. Кроме того, не следует пренебрегать смешиванием слоев. В целом же работа со слоями при фотомонтаже позволяет добиться впечатляющего эффекта.

ОБ АВТОРЕ

Максим Образцов — дизайнер, e-mail: thorn@baikonur.ru, http://www.obrazcov.narod.ru


Советы начинающим

Чтобы работа со слоями была легче и продуктивнее, прислушайтесь к нашим советам.

  1. Каждый добавляемый к изображению элемент создавайте в новом слое, чтобы не испортить уже сделанную картинку.
  2. Если вы копируете часть рисунка в буфер обмена и создаете из этого фрагмента новый файл, выберите команду File?New («Файл?Новый») и нажмите , не изменяя текущие установки. Программа автоматически создаст файл такого размера, чтобы изображение из буфера уместилось в него целиком.
  3. Называть слои лучше исходя из имеющихся в них элементов, например: слой 1 — «Долина», слой 2 — «Дорога», слой 3 — «Мост», слой 4 — «Человек», слой 5 — «Указатель». Иначе, работая с коллажами, в которых имеется по 15—20 слоев, легко забыть, какой элемент находится в каком слое, особенно если он мелкий и плохо виден на пиктограмме слоя.
  4. Периодически сохраняйте изображение со всеми слоями, но не забывайте, что такой файл занимает много места на диске. Поэтому в целях экономии дискового пространства, когда рисунок уже полностью готов, объедините слои. А при записи файла на дискету сохраните его в формате JPEG.

Ольга Ивановна Каргина, преподаватель Тульского экономического колледжа

1426