Пример экранного микшера в программе Cakewalk

Побродив по русскому сегменту Internet в поисках MIDI-файлов, нетрудно понять, что большим интересом среди наших многочисленных MIDI-программистов пользуется создание кавер-версий, т. е. аранжировок популярных музыкальных произведений. Поэтому мы рискнули дать несколько советов, которые могут пригодиться в такой работе. Впрочем, если вы занимаетесь написанием оригинального материала, то и в этом случае, как мы надеемся, обнаружите полезные идеи для своей работы.

Основное отличие кавер-версий от собственного оригинального музыкального материала состоит в том, что их создание не требует выдающегося таланта, но лишь определенного музыкального слуха. Это работа под «диктовку». И по мере накопления опыта получаться будет все лучше. Однако необходимо обращать внимание на некоторые важные моменты.

Допустимы ли вольности в кавер-версии?

Все мы замечаем огрехи, встречающиеся в любимых записях, — это и фальшивые ноты, и неправильная синхронизация отдельных партий, и неоправданные скачки темпа. Это может быть и неудачное сведение. Особенно часто так бывает в старых записях, ведь до того, как многодорожечная запись стала всеобщим стандартом, было обычным делом несколько раз сыграть песню, а потом выбрать наилучший вариант. Поэтому, когда речь заходит о создании кавер-версии, совершенно необходимы некоторые личные интерпретации материала.

При работе над кавер-версиями есть своя вечная проблема — невозможно подобрать тембр, который воспроизводил бы оригинальный звук. Попробуйте несколько вариантов и выберите тот, у которого звук наиболее похож на оригинальный. Оцените его еще раз после того, как закончите работу над файлом.

Что делать, если оригинал — монофонический? И монозапись может быть великолепна. Однако если вы станете создавать свой кавер-файл таким образом, он будет звучать неинтересно. Слушатель не обидится на вас, если вы придадите звучанию некоторый объем. Но вряд ли тут будут хороши, например, перемещения звука в стереопространстве.

Иногда трудно услышать ноту, которую музыкант сыграл на оригинальной записи. Мелодия тонет в остальной части микса. Или слышна лишь фаза атаки, а сама нота слишком коротка, чтобы определить ее высоту. Если вы не услышите ноту при достаточной громкости, вряд ли это сделает и кто-то другой. Попробуйте подобрать наилучший вариант по своему вкусу и похожим образом смикшируйте мелодию с остальными партиями.

Встретившись с неоправданными скачками темпа, попробуйте выбрать подходящее среднее значение темпа для всей песни. Однако вы можете поступить и иначе, введя дополнительные изменения темпа в свой кавер-файл там, где это необходимо.

Если в оригинальной записи некоторые партии неверно синхронизированы между собой, часто бывает нужным исправить это в вашей кавер-версии. Следует ли это делать, зависит скорее от эффекта, к которому приводит неверная синхронизация. Если она создает специфическую атмосферу произведения, вы можете ее воспроизвести в кавер-версии. Если она приводит к неправильному звучанию, исправьте ее.

Как ни печально, бывает, что некоторые партии содержат фальшивые ноты. Лучше исправить их в кавер-версии, иначе слушатель этого файла усомнится в вашей компетентности.

Если, несмотря на всю любовь к определенной песне, вы слышите, что одна из партий скучновата, но чувствуете, что вы в состоянии улучшить оригинал, — не стесняйтесь. Слушатель будет только рад, если вы добавите тарелку или придумаете что-то еще. (В качестве примера можно вспомнить о старых записях, содержащих некоторый барабанный цикл, повторяющийся на протяжении всей песни без каких-либо вариаций.)

Споем?

Почему бы нет... Ваш кавер-файл вполне можно использовать в таком развлечении, как караоке. Но в этом случае стоит задуматься еще над некоторыми вещами. Прежде всего в вашем кавер-файле должно быть некоторое вступление, задающее темп. При этом, если нужно начинать петь, когда не звучит ни один инструмент (что вполне возможно), мало просто задать темп. Необходим намек на ключ, иначе вам будет очень трудно сразу «попасть в ноту». Существуют два основных способа дать такой намек. Первый состоит в том, чтобы поместить нужный аккорд в начале вступительного такта.

Второй способ — создать некоторое инструментальное вступление. Основное правило: такое вступление должно быть коротким (не более двух тактов). Кроме того, оно должно звучать как естественная часть песни. Попробуйте использовать в качестве такого вступления два первых или два последних такта припева, поскольку они почти всегда переходят в похожую вокальную мелодию. Если песня построена на основе главной темы, возьмите ее в качестве вступления. А бывает, что песня содержит какой-то характерный гитарный или фортепьянный риф, который можно использовать, сопроводив его аккордовой последовательностью. Попробуйте оставить пару пустых тактов в начале файла, а потом просто скопируйте и вставьте необходимую часть, соответствующим образом отредактировав ее.

Если ничего настолько очевидного не приходит в голову при работе над конкретной песней, то сочините, в конце концов что-то свое, однако написанное вами вступление должно быть коротким и функциональным.

Когда оригинальная запись заканчивается затуханием последнего аккорда, то понятно, что спеть вместе с затуханием будет довольно трудно. Поэтому воспроизводить этот аккорд не стоит. Кроме того, затухающая концовка не располагает слушателей к взрыву аплодисментов.

Это означает, что вам нужно найти другой способ закончить файл. Существует великое множество возможностей, и какую выбрать — зависит от конкретной песни, над которой вы работаете. Вы можете продлить последнюю вокальную ноту, пока звучит короткая инструментальная концовка. Или найти, что выигрышнее будет сделать неожиданную остановку на последней вокальной ноте. Концовка может быть «ударной» или более спокойной и ненавязчивой.

Наиболее популярные способы закончить песню — либо остановиться на последней фразе припева, либо использовать основную тему в качестве последней фразы. В любом случае выигрышнее оставить последней вокальную ноту.

Сведение кавер-версии

Финальный микс, создаваемый вами, всегда будет зависеть от звучания оригинальной записи, кавер-версию которой вы делаете, а также от вашего личного вкуса. Поэтому мы всего лишь кратко остановимся на некоторых идеях и принципах, на которые полезно обратить внимание.

Главным вопросом, которым следует задаться, приступая к сведению, должен быть следующий: в чем сущность звучания произведения? Должны ли вы добиться сочного звука? Может быть, микс должен основываться на партии фортепиано? Или его характер создается энергичными барабанами и басом?

Основная задача при сведении вашего кавер-файла должна состоять в том, чтобы подчеркнуть и выделить эту сущность. Обычно достижение успеха лежит в области нахождения правильных значений для всех основных контроллеров — громкости, экспрессии, панорамы, реверберации и хоруса. Конечно, удачный результат зависит и от других вещей — внутренней динамики музыкальных фраз, степени квантизации, выбора тембров.

Когда вы работаете над кавер-версией, задача сведения оказывается проще во многих отношениях. Ведь сущность звучания тут очевидна, а результат сведения находится прямо перед вами, и вам лишь нужно его воспроизвести. Однако это вовсе не значит, что вы должны его слепо копировать. Вы обязаны допускать некоторые вольности и артистическое прочтение материала. А главное — не следует забывать о здравом смысле: то, что песня была записана в 1952 г., когда все записи были монофоническими, вовсе не означает, что это наилучший вариант звучания.

Посмотрите на звуки в своем кавер-файле так, как будто это постеры, развешанные на стене. Разве вы станете размещать плакаты так, чтобы они накладывались один на другой, даже борясь за место? Если вы развесите их свободнее, каждый станет заметнее и привлекательнее. Если вы подобным же образом определите свой собственный кусок пространства звукам в миксе, это приведет к их большей ясности и сделает весь файл более интересным. Звучание вашей песни перестанет быть плоским.

Разумное использование панорамы (СС10) — первый и главный шаг в нужном направлении. Однако пространство вокруг звука может быть создано и путем использования различных значений реверберации (СС91). В то время как панорама определяет положение звука в координатах «влево—вправо», реверберация размещает звук в координатах «спереди—сзади» (или «вверху—внизу», если вы слышите результат применения реверберации так). Таким образом, если у вас есть набор звуков, размещенных по центру, вы можете определить им свое собственное место в стереопространстве путем назначения различных значений глубины реверберации каждому из каналов, на которые эти звуки загружены.

Если вы собираетесь использовать свой кавер-файл в качестве фонограммы для собственного пения, помните и о том, что основная вокальная партия размещается, как правило, по центру, и постарайтесь оставить для нее место при сведении. Басовая и барабанная партии также требуют размещения по центру (в General MIDI барабаны просто не могут размещаться иначе), хотя отдельные инструменты ударной установки имеют собственные позиции в панораме.

Можно по-разному формировать MIDI-файл. Одни создают его по частям, полностью записывая и сводя сначала, например, первый куплет, потом припев и т. д. Другие записывают по очереди партии каждого инструмента — от начала до конца — и лишь потом сводят их вместе. Если вы строите свой MIDI-файл по частям, — записывая полностью один фрагмент за другим, — лучше всего свести и сбалансировать каждую часть сразу после того, как вы ее записали. Когда вы станете копировать и вклеивать какие-то несведенные куски, то вам придется работать над сведением одного и того же материала как минимум дважды. И тогда у вас не возникнет такой задачи, как «окончательное сведение». Вам просто придется послушать пару раз законченный файл, поправляя громкость некоторых каналов, относительную громкость (Velocity) отдельных нот или их позицию в стереопанораме.

Конечно, качество звучания файла после сведения зависит и от других вещей. Когда звучание конечной версии вас не устраивает, посмотрите на следующее. Если это рок или рейв, то достаточно ли он энергичен? Драйв зависит как от внутренней динамики, так и от синхронизации отдельных партий: сделайте акцент не на те ноты, и песня станет «вязкой», особенно если это были ноты партии баса или барабанов. Как бы успешно вы ни поработали с Velocity, создавая внутреннюю динамику, если вы все это потом полностью квантизировали, то сделали большой шаг назад с точки зрения драйва. Для ряда инструментов в некоторых тон-генераторах (например, в звуковых платах) звук сильно меняется при увеличении параметра Velocity. Особенно это заметно в случае тембров гитар, медных и фортепиано. Попробуйте поднять Velocity нот, насколько это возможно, при этом уменьшив общую громкость (СС7) во вступительном такте. Такой прием, очевидно, работает и в обратном направлении, если вы стремитесь добиться более мягкого звучания инструмента.

Сведение в режиме реального времени

Большинство современных программных секвенсеров имеют в своем составе микшер, который позволяет настраивать все элементы микса в режиме реального времени — во время воспроизведения файла. Микшер на вашем экране полностью повторяет обычный 16-канальный микшер, который можно встретить в аналоговых студиях. Его очень удобно использовать при сведении, но убедитесь, что те изменения, которые вы в нем делаете, записываются в файл. И обратите внимание на то, каким образом это происходит. Некоторые из таких экранных микшеров могут предоставлять доступ к тем параметрам, которые иначе доступны только через сообщения SysEx, и могут использоваться для выбора тембров по именам, часто позволяя создавать собственные раскладки инструментов для микшера, соответствующие конфигурации ваших устройств.

ОБ АВТОРЕ

Борис Зуев — автор книг «Программный синтезатор ReBirth RB-338» («Эком», 1999), «Искусство программирования MIDI-файлов» («Эком», 2000 г.).


О главном

  • MIDI — музыка, созданная с помощью компьютера, а не компьютером.
  • Оценивайте результаты по их звучанию, а не по тому, как они выглядят на экране секвенсера. Вряд ли кто-то захочет рассматривать список MIDI-событий вместо того, чтобы слушать музыку.
  • Не используйте глобальные команды вроде стопроцентной квантизации или фиксирования значений Velocity. Если вы хотите добиться того, чтобы звучание не было синтетическим, лучше несколько раз повторите эти команды.
  • Не сохраняйте результаты работы регулярно — сохраняйте их часто! Создавайте резервные копии своей работы.
  • Редактируйте материал во время программирования. Как только вы записали хорошую фразу, сбалансируйте ее, сведите с остальными партиями, послушайте ее в общем контексте, прежде чем взяться за следующую.
  • Не стоит использовать эффекты только потому, что они есть в вашем распоряжении.
  • Используйте минимальное количество данных — лишь такое, которое необходимо для создания нужного эффекта. Для скачка звука из одного стереоканала в другой не стоит, например, использовать метод записи в режиме реального времени, генерирующий десятки событий.
  • Сравнивайте свои файлы с работами других программистов. Учитесь на своих ошибках, а еще лучше — на чужих.
  • Когда вы закончили работу над файлом, послушайте его еще раз. Вы гордитесь собой? Если нет, работа еще не закончена.
  • Разнообразьте значения Velocity, позиции инструментов в стереопанораме и т. п.
  • Не используйте неизменные скопированные фрагменты. Все, что вы копируете, требует последующего редактирования.
  • Не злоупотребляйте любимыми эффектами или звуками, иначе они надоедят вашим слушателям.
  • Всегда удаляйте лишние данные: до 50% непрерывных контроллеров, записанных в режиме реального времени, излишни.
  • Если тембр носит название акустической гитары, это не означает, что все записанное вами с использованием этого звука, обязано звучать, как гитара. Добиться этого и есть ваша задача.
1106