Именно эта поговорка приходит в голову на выставке «Бухгалтерский учет и аудит 2001». Она проходит в непростой ситуации, напоминающей то время, когда только начинали вводить налоговую систему: изменения налогового кодекса, «сюрприз», подброшенный Минфином РФ в виде нового плана счетов с размытыми сроками его введения, установление единого социального налога (при отсутствии четких инструкций) и т. д. Естественно, сие создает непроходящую головную боль у бухгалтеров. А поскольку в России насчитывается около 2,7—2,8 млн. хозяйствующих субъектов и в каждом из них есть бухгалтеры, то следует признать наличие целой армии специалистов, многочисленные проблемы которых требуют решения. К тому же все поняли, насколько значимыми фигурами стали у нас в стране представители этой профессии вследствие перехода к рыночной экономике.

Время проведения выставки выбрано очень удачно — бухгалтеры уже сдали отчеты, заплатили НДС и получили краткую передышку. Значит, есть время осмыслить, что делать дальше, и разобраться во всяческих нововведениях. Их ожидания оправдались: были предложены довольно интенсивная программа конференций по различным вопросам, серия бесплатных консультаций специалистов по бухучету и налоговому законодательству. Аудиторы тоже работали с полной загрузкой. Но пожалуй, самым ценным стало то, что собравшиеся смогли совместно обсудить волнующие их вопросы. Зачастую после семинара в зале или курилке несколько бухгалтеров оставались, чтобы посоветоваться, как поступать в той или иной ситуации. Так что и запланированные встречи на семинарах и конференциях, и импровизированные в кулуарах работали на одно — снять стресс, ослабить груз проблем, в очередной раз свалившихся на головы бухгалтеров.

Конечно, фирмы-разработчики делового ПО и бухгалтерских программ предлагали на выставке свои продукты, в которых были отражены изменения в налоговом законодательстве. Представители компаний рассказывали о том, как перейти на обновленные версии.

Известно, что одна часть бухгалтеров намерена принять новый план счетов с этого года, другая — в следующем. Поэтому фирма «1С» представила новую редакцию 4.0 типового продукта «1С:Бухгалтерия 7.7», позволяющую вести учет в соответствии с требованиями нового плана счетов и части II Налогового кодекса РФ. Для тех же, кто планирует в 2001 г. вести учет согласно старому плану счетов, выпущен очередной релиз редакции 3.6 программы, в котором отражены требования части II Налогового кодекса. Фирма «1С» предложила своим пользователям специальную программу «Переход-2001», а оперативную информацию и методические материалы, посвященные адаптации экономических программ фирмы «1С» к изменениям в законодательстве, опубликовала на сайте buh.1c.ru.

Компания «Интеллект-Сервис» также продемонстрировала своим клиентам программный комплекс «БЭСТ-4», куда включены последние правила бухгалтерского и налогового учета. Так, новая версия подсистемы «Учет заработной платы» позволит рассчитать налог на доходы физических лиц и единый социальный налог в соответствии с принятыми нововведениями. В «БЭСТ-4» появилась возможность работы с новым планом счетов, а также представлены новые формы счетов-фактур, книги покупок и продаж. Новые правила бухгалтерского учета поддерживаются и в других продуктах серии «БЭСТ» — системах «БЭСТ-Про» и «БЭСТ-Офис».

Фирма «Инфо-Бухгалтер» предложила улучшенную версию своей программы «Инфо-Бухгалтер 8.2». С октября 2000 г. она плавно переводила своих пользователей на работу с этой версией, а предыдущую уже не поддерживает. Теперь можно вызывать клавишей cправку для каждого бланка, cтало удобнее выписывать счета, счета-фактуры и накладные, а также вести книгу покупок и продаж. После введения единого социального налога изменился и блок «Зарплата». Кроме того, обновлен блок «Основные средства». Стало возможным печатать документ прямо из журнала хозяйственных операций. Добавлена и функция формирования параметров для каждого бланка. По мнению специалистов фирмы, благодаря всем этим усовершенствованиям работать с программой будет легче и удобнее.

Разработанные компанией «КонсультантПлюс» компьютерные справочные системы для правового обеспечения деятельности бухгалтерии включают федеральное и региональное законодательства, базы консультаций по бухучету и налогообложению, образцы деловой документации. Большой интерес вызвала система «КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов», содержащая около 1500 схем учета финансово-хозяйственных операций. И в этой системе также представлены схемы учета по старому и новому планам счетов.

Компания «Гарант» впервые показала последнюю версию справочной правовой системы «Гарант 5.1» с более простым и дружественным интерфейсом. Теперь она дополнена экономическим словарем, так что стало возможным получить толкование выбранного слова на любом из шести европейских языков. Добавлен и новый информационный блок «Законодательство в схемах», где даны основные вопросы законодательства в виде схем и таблиц. Это поможет руководителям компаний, юристам и бухгалтерам быстро разобраться в сложных вопросах российского законодательства. На момент проведения выставки данный блок включал 1600 схем.

Компания «Кодекс» к 10-летнему юбилею представила новый интерфейс своей одноименной информационно-правовой справочной системы. Сведения, поступающие в систему с внешней стороны, теперь полностью переструктурированы в соответствии с правовым законодательством. По мнению разработчиков, ставшее более логичным построение должно существенно облегчить работу пользователей. Кроме того, был изменен процесс формирования поискового запроса, что упростило работу с системой, особенно для начинающих. В новой версии «Кодекса» на странице раздела сгруппированы те поисковые механизмы, которые будут наиболее эффективны именно здесь.

В выставленной фирмой «Кодекс» системе «Помощник бухгалтера» появились два новых раздела: «Все формы отчетности» и «Корреспонденция счетов». В первом представлены несколько сот утвержденных, примерных и негостированных (например, приказ об увольнении) форм отчетности. Второй раздел вызвал повышенный интерес посетителей. Из него можно сразу перейти к нормативному акту, проводке, операции, описанию налога или счета, по которому это проводится, к комментарию, cправочнику валют или налоговому календарю. Значит, можно сразу же получить полный набор консультаций по интересующей проблеме, которые будут даны с учетом нормативных документов, планов счетов. Все это, конечно, облегчает работу пользователя.

На выставке наряду с бухгалтерскими и правовыми системами были продемонстрированы и другие интересные разработки. Так, компания «Ай-Ти» предложила новые продукты — «Биллинг АйТи» и «АйТи-Ритм». Первая система предназначена для операторов связи. Впрочем, по мнению специалистов «АйТи», она достаточно гибкая, и ее можно настроить для проведения расчетов с потребителями и в других областях, например на энергетических предприятиях и в муниципальных организациях. Система «АйТи-Ритм» — это русскоязычный инструмент, используемый в Internet-торговле. Компаниям, имеющим широкую сеть дистрибуторских фирм, она позволяет на основе механизма согласования заказов формализовать и контролировать весь процесс продажи, начиная с обращения клиента и заканчивая заключением сделки. «АйТи» уже проверила эту систему «на себе» — в течение года работала с ее помощью со своей дилерской сетью. Благодаря этому на порядок сократилось время согласования счетов, и сейчас 80% ее партнеров делают заказы только через «АйТи-Ритм». На выставке компания впервые предложила тиражный вариант этой системы.

Выставка была хорошо организована: любой желающий, заполнив анкету, мог получить входной билет, а также бесплатно позвонить в любую точку мира и отправить письмо через Internet. На выставке побывало примерно 40 тыс. специалистов, и думаю, многим из них поговорка «дорога ложка к обеду» показалась действительно справедливой.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК». Контактный тел.: (095) 253-92-27.