Подобная тенденция прослеживается, если взглянуть на итоги работы ряда конференций: значительный интерес был проявлен не столько к технологической обработке информации (больше, быстрее и т. п.), сколько к содержательной ее стороне.

Убедила в этом и Третья всероссийская конференция «Право и Internet: теория и практика», собравшая в Москве представителей государственной власти, научных и учебных учреждений, а также деловых людей, чьи интересы напрямую связаны с рациональным использованием Сети. На конференции обсуждались правовые вопросы, касающиеся не только организации доступа и защиты пользователей, но и проблемы развития электронного бизнеса, а поскольку отношения пользователей Internet и государства также должны отвечать правовым нормам, одной из популярных тем была концепция информационной политики в России. Так, представитель Министерства связи и информатизации сообщил, что проект такой концепции подготовлен и направлен в Госдуму и Администрацию Президента РФ. Своеобразным ответом на мощную критику в обществе по поводу недостаточного внимания государства к развитию российского сегмента Internet стали парламентские слушания Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы, обсудившие в рамках конференции законопроект «Об электронных финансовых услугах». Данный федеральный закон должен регулировать «отношения, возникающие при предоставлении банковских, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, а также иных финансовых услуг с использованием компьютерных ИС и других технологических средств (электронных финансовых услуг), и обмене документами, подписанными аналогом собственноручной подписи (документы по сделкам), осуществляемым посредством телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от надлежащей стороны». Кроме того, вниманию участников конференции были предложены проекты федеральных законов «О предоставлении электронных финансовых услуг», «Об электронных сделках», а также «Окинавская хартия глобального информационного общества».

На конференции звучали не только декларативные заявления о примате права. Заслуживают внимания ряд критических замечаний, отражающих сложившуюся ситуацию. С одной стороны, в Internet право потонуло в законах, тогда как на практике уже допускаются отношения «по согласию сторон», и тем самым подвергается сомнению суждение: «Internet не является объектом правового регулирования». С другой стороны, пока Internet не формирует новые общественные отношения, не способствует созданию единого правового пространства, а имеющиеся законы носят локальный (несистемный) характер, вполне достаточно регулирования в «болевых точках», а не в Сети в целом.

И все же на этой конференции впервые наметилась тенденция системного взгляда на вопросы взаимоотношения права и Internet, что позволило рассматривать с общих позиций проблемы прав и ответственности провайдеров и пользователей, осуществления сделок купли-продажи в Сети да и формирования самого цифрового права, т. е. его изменения под влиянием ИТ.

Разумеется, ряд докладов на конференции был посвящен проблемам авторского права в Internet. Наряду с констатацией скверного положения с охраной авторского права на программы в российском сегменте Сети, прозвучали рассуждения о правовом статусе доменных имен, фирменных наименований и товарных знаков. Однако это следует рассматривать скорее как аналитические выводы, нежели как руководство к действию.

Не без интереса со стороны слушателей были восприняты сообщения о попытках применения к сетевым общественным отношениям законодательства о СМИ, а также раскрытия стоимости Internet-ресурсов в бухгалтерской отчетности компании. Представленный доклад об общих проблемах правового регулирования предпринимательской деятельности в Internet исходя из опыта конкретной фирмы, несомненно, свидетельствовал о необходимости системного взгляда на правовые проблемы.