Вот только работает ли все это?

Конечно же, вы делаете покупки в режиме on-line, что и удобно, и просто приятно. Но это понравилось бы вам еще больше, если бы вы могли легко находить нужные товары подешевле, не перескакивая постоянно от одного электронного продавца к другому, чтобы сравнить цены, оплату доставки и т. п. И еще вам, наверное, хотелось бы не раздавать номер кредитной или дебетовой карточки любому встречному-поперечному в Internet.

К счастью, за помощью далеко ходить не надо. Новые программные инструменты либо автоматически выполнят за вас всю нудную работу, либо вам придется лишь раз щелкнуть мышью, а новые платежные службы позволят сделать покупки анонимно, но не жертвуя удобствами, предоставляемыми кредитной картой. И еще имеются всяческие технологии, с помощью которых можно получше изучить те товары, которые вы собираетесь купить, перед тем как выкладывать за них заработанные тяжким трудом доллары.

Действительно ли все эти новые программы и службы так полезны? Изучив некоторые из них, мы обнаружили значительные отличия. Как это нередко бывает с передовыми технологиями, кое-какие дефекты еще нужно будет устранить, например, неважно работают трехмерные торговые сайты при соединении по коммутируемым линиям. Поисковые программы хороши настолько, насколько хороши их базы данных. А кроме того, случается, что реальный мир затмевает виртуальный (см. врезку «Когда хорошие оказываются плохими»). И все же благодаря некоторым из этих инструментов Web-покупки могут стать удобнее и приятнее.

Поищем удачную сделку

Чем в большей степени электронные продавцы сосредоточивают свои усилия на получении доходов, тем труднее становится найти удачное предложение. Но, к счастью, инструменты для поиска в Web-магазинах также делаются более изощренными.

Программы первого поколения были предназначены для обследования торговых сайтов. MySimon. com, Evenbetter.com (теперь это часть DealTime.com), Mygeek.com и некоторые другие требовали, чтобы покупатели запускали браузер и вводили имя искомого продукта. И только тогда выдавался список тех торговых сайтов, где данный продукт был выставлен на продажу с указанием цены.

Более новые программы — Clickthebutton, Dash.com, IChoose и RUSure — представляют собой приложения Рабочего стола, работающие в фоновом режиме. Когда вы изучаете какой-нибудь товар в своем любимом Web-магазине, эти «охотники за дешевизной» сообщают, что такой же предлагается и в другом, но по более низкой цене. Для того чтобы проверить, насколько хорошо это выходит, мы отправились в Web-магазин Amazon.com за сканером, программным обеспечением, DVD-фильмом и книгой.

Лучшие программы

Хотя программа Clickthebutton и не была самой эффектной, она понравилась нам больше других. Время ее копирования, равное 2 мин, оказалось одним из самых коротких. Она не просила вас предоставлять информацию личного характера, обследовала 400 Web-магазинов, а главное, сэкономила больше всего денег. Нашла, например, DVD-версию «Аферы Томаса Крауна» на сайте Sam Goody всего лишь за 14,48 долл. вместо 17,49 долл. в Amazon. А при поиске сканера Epson Perfection 1200U выяснилось, что можно сберечь средства более существенно: 177,15 долл. в Buy.com по сравнению с 232,94 долл. в Amazon. Кроме того, Clickthebutton приводит рейтинг BizRate для каждого продавца; в указанные программой цены включены налоги, причем даются отдельные итоговые цены для различных вариантов поставки. В большинстве случаев Clickthebutton автоматически показывает результаты поиска во всплывающем окне в тот момент, когда изображение искомого продукта появляется на экране. Однако нам пришлось ввести название сканера в приложение.

Программа RUSure отыскала Perfection 1200U на сайте Avnetdirect. com за 187,74 долл., и здесь он стоил лишь на 10,59 долл. дороже, чем обнаруженный Clickthebutton. Но при этом она ошиблась, сообщив, что цена на DVD-фильм в Amazon — самая низкая из имеющихся. Копирование RUSure заняло около 20 мин, а на поиск продукта на более чем 700 сайтах потребовалось довольно продолжительное время. Данная программа сравнила цены для 131 сайта. Когда же открывается страница товаров в каком-нибудь Internet-магазине, то RUSure противным синтезированным голосом осведомляется: «Are you sure?» («Вы уверены?»). Затем она по мере поступления сведений выводит результаты своих поисков, оформляя их наподобие телеграфной ленты. Как и Clickthebutton, программа RUSure позволяет искать нужный товар вручную.

Суперэкономия: программа, загружаемая с Clickthebutton.com, обследует 400 Web-магазинов. При тестировании она нашла самые низкие цены для рассматриваемых товаров

Программа IChoose работает с крупными и популярными продавцами, договорившимися делать для своих посетителей небольшие скидки, предлагать купоны или создавать какие-либо иные специальные благоприятные условия вроде бесплатной доставки, стимулирующие совершать покупки. Если после скидки в одном из таких Web-магазинов цена окажется ниже той, которую вы рассматриваете, то синий значок IChoose на системной панели начнет мигать, и вам остается лишь одно — щелкнуть на нем, чтобы выяснить, каково предложение. Как и в случае с RUSure, после установки IChoose вам и пальцем шевелить не придется. Понравилось нам и то, как IСhoose заполняет бланки заказа, используя информацию, заданную при первоначальной установке. Однако программа не нашла цен более низких, чем в Amazon, ни для одного товара из нашего списка покупок.

Когда вы пользуетесь браузером, панель DashBar программы Dash. com вводит внизу экрана бегущую строку, где дается сводка погоды, предоставляется доступ к поисковому устройству, а также приводится список ее 125 партнерских сайтов. Когда вы рассматриваете товары, на этой панели иногда всплывает сообщение о предлагаемой каким-либо из них скидке, но остальные важные для вас детали вы можете выяснять по своему усмотрению. Когда мы разыскивали интересовавшую нас книгу «My Parrot, My Friend» («Мой попугай, мой друг«), Dash.com предупредила нас о том, что на сайте Barnes & Noble предлагается скидка в 1 долл. с 20-долларовой цены. Однако на самом деле окончательная стоимость оказалась намного выше цены в 7,95 долл., которую и Clickthebutton, и RUSure нашли на сайте Allbooks4less.com.

Все четыре новых программы работают с Internet Explorer версии 4.0 или выше, а с поддержкой Navigator и AOL возникали проблемы. Но никакого снижения быстродействия нашей системы мы не заметили.

Платим конфиденциально

Вы все еще испытываете дискомфорт, когда посылаете номер своей кредитной карты через Internet? Компания Ecount предложила новую услугу, PrivatBuy, позволяющую сугубо конфиденциально совершать покупки в любом Web-магазине, принимающем карты системы MasterCard, и доставлять товары не на те адреса, на которые высылаются счета. Подписываясь на эту услугу, вы сообщаете свое имя, номер кредитной карты и другие данные. Затем PrivatBuy выдает вам 16-значный номер счета MasterCard, псевдоним и фиктивный адрес, на который будут отправляться выставленные счета. И теперь, когда вы совершаете покупки, используя этот номер, в соответствующем сайте не появляется ни малейшего намека на ваше подлинное лицо. Вот как все стало просто.

Кое-какие детали

Внося до 1000 долл. на свой счет в PrivatBuy, вы каждый раз доплачиваете 4 долл. Служба Ecount утверждает, что хранит номер вашей кредитной карты и другие идентификационные сведения на безопасном сервере, не подключенном к Internet.

Бесплатные службы Achex и E-cash для оплаты Internet-покупок снимают деньги с вашего банковского счета. Achex позволяет продавцам получать оплату непосредственно со всех текущих счетов. При первом же посещении продавца, принимающего платежи через Achex, вы станете подписчиком этой службы, как только введете в некоторую безопасную форму, доступную только Achex, свое имя, адрес, название банка, а также два информационных фрагмента, подтверждающих вашу личность. Затем выбираете вариант платежа через Achex и вводите пользовательское идентификационное обозначение, пароль и, если желаете, какую-либо иную надпись, которая будет включена в электронную квитанцию, выглядящую как чек. Покупатели смогут следить за тем, как обстоят дела с их счетом, с помощью электронной кассы, демонстрируемой на сайте www.achex.com. По состоянию на середину августа 2000 г. Achex-платежи принимали сайты Webvan, 1-800-Flowers, Peapod и еще 17 электронных магазинов.

Можете повертеть трехмерное изображение CD-плеера на сайте Sharpimage.com

Клиенты службы E-cash должны «списывать» средства со специального счета в ее банке-партнере на приложение «Бумажник», установленное на ПК. Деньги приобретают вид сертифицированной цифровой валюты, снабженной порядковыми номерами, но не имеющей указаний на номер личного текущего счета, что гарантирует анонимность. Когда вы делаете какую-либо покупку, «Бумажник» переводит ту сумму, которую вы должны заплатить, в «кассовое» приложение продавца, сотрудничающего с E-cash.

Служба Internetcash ориентирована главным образом на клиентов, расплачивающихся только наличными, и на покупателей, часто посещающих магазины со специфическим ассортиментом, как Sunglass Hut (солнечные очки, часы) и Overstock. com (спортивные и хозяйственные товары, электроника, игрушки). Услуги (или, если угодно, Internet-наличность — именно так называется служба) можно приобрести в виде дебетовых карт достоинством в 10, 20, 50 и 100 долл. в определенных настоящих (не виртуальных) магазинах. Для того чтобы активировать карту, вы отправляетесь на сайт Internetcash и вводите 20-значный идентификационный номер, скрытый на карте под счищаемым покрытием. После этого можно делать покупки на любом из 120 принимающих Internetcash-сайтов, торгующих аудиозаписями, одеждой, играми и другими товарами. Пока такие карты появились лишь в девяти штатах США.

Сделки становятся реальностью

Все еще остается в будущем давно предсказанный день, когда покупатели смогут запросто прогуливаться по трехмерным демонстрационным залам и рассматривать продающиеся товары. Но подбор желательных цветов, трехмерная графика и другие усовершенствования, доступные в настоящее время на некоторых сайтах, уже сейчас позволяют покупателям получить достаточно полное представление о том, что они приобретают.

Вам случалось когда-нибудь заказывать свитер темного сине-зеленого цвета и получить по почте черно-синий? Утилита True Internet Color компании E-Color поможет исключить подобное. Эта новая технология сейчас внедрена на сайтах Blindsgalore.com, Bloomingdales.com, VenusSwimwear.com и др.

При первоначальной установке E-Color вам нужно один раз подстроить яркость монитора и поработать со специальными цветовыми платами, чтобы определить, как ваши монитор и видеоплата обрабатывают цвет. После выполнения этих процедур сгенерируется специальный признак, который воспроизводит информацию о дисплее, используемую сервером компании E-Color для подстройки цвета на Web-страницах, созданных на базе технологии Internet True Color. Результат оказался неоднозначным: в нашем тесте лимонно-зеленая футболка из Web-магазина Bloomingdales.com не слишком точно соответствовала по цвету образцу, выставленному на сайте компании, как при использовании Internet True Color, так и без такового.

Сайт MyMaison.com, торгующий мебелью для дома, выбрал не столь высокотехнологичный подход. Покупатели, решившие приобрести устроенный наподобие веера 20-долларовый набор эталонов, включающий все 1757 цветов и оттенков стандарта Pantone, смогут оценить цвет продаваемого товара по номеру, указанному на сайте компании. В нашем тесте такая система обеспечила хорошее совпадение цветов, однако вряд ли случайные покупатели заинтересуются набором эталонов.

Вертим и рассматриваем...

Некоторые электронные продавцы разворачивают трехмерные программные инструменты, позволяющие приближать и поворачивать изображение, а также применять иные спецэффекты для того, чтобы товары можно было разглядеть поближе и с разных сторон.

К концу 2000 г. сетевая служба Yahoo планировала заменить несколько тысяч из пяти миллионов наименований товаров в своем торговом портале на реалистические трехмерные изображения, которые можно рассматривать спереди, сбоку и сзади с помощью навигационных стрелок.

Другие Web-магазины используют сочетание фотографий с компьютерными моделями для создания чуть менее реалистических, но зато более интерактивных изображений продаваемых объектов. На сайте SharperImage.com с помощью мыши можно вертеть и разглядывать предлагаемые телефон с детектором лжи, ионную щетку для домашних животных и еще 19 предметов, которые обязан иметь каждый уважающий себя джентльмен.

Вы можете даже «включать» всякие электромеханические устройства, щелкая мышью на их сетевой клавише. Для этого необходимо установить одну или несколько подключаемых программ компании Macromedia Shockwave или 3D Dream?s Spike. К сожалению, на некоторых компьютерах, взятых для тестирования, это не получилось.

Вам не хочется делать покупки, полагаясь на крошечную размытую фотографию? Поставив себе на службу Zoom Server компании MGI Software, некоторые продавцы, например JCPenney.com, Ninewest.com и Neinmanmarcus.com — позволяют получать увеличенные с высоким разрешением изображения дамских сумочек, обуви, покрывал и других товаров. Имеет смысл подождать пару секунд, пока заработает электронная лупа, чтобы увидеть текстуру, рассмотреть плетение соломенной сумки или оценить качество древесины шведского бюро.

Покупатели, которые не выносят зеркал в примерочной, могут примерять одежду виртуально, используя трехмерные модели, имеющиеся на сайтах Landsend.com, Just4meplus. com и др. Но такая технология еще нуждается в отладке. Когда мы придали виртуальной модели пропорции Долли Партон (знаменитой исполнительницы и автора песен в стиле кантри. — Прим. перев.) — талия 59 см и бюст 135 см, то облик модели мало изменился по сравнению с тем, который она имела при менее впечатляющих размерах.

Готовы вы к этому или нет, но в «ближайшем» Web-магазине могут скоро появиться продукты, которые можно будет понюхать и потрогать. Оклендская фирма DigiScents («Цифровые запахи») сообщает, что в следующем году ее прибор ISmell доберется до Web-магазинов. Это периферийное устройство стандарта USB, имеющее размеры, как у небольшой акустической колонки, будет получать сигналы от оборудованных аппаратурой фирмы сайтов и под их воздействием испускать различные ароматы в зависимости от выбранного продукта. Устройство, цена которого пока не установлена, генерирует запахи, прогоняя воздух над сотней слегка разогретых пробирок с ароматическими маслами. Компания Procter & Gamble тестирует эту технологию, чтобы использовать ее для некоторых продуктов на своем сайте.

На горизонте просматривается и другой прорыв: однажды окажется, что перед тем, как покупать упаковку из четырех рулонов туалетной бумаги Charmin той же фирмы Procter & Gamble в Web-магазине Webvan, вы сможете ее украдкой помять. Должна появиться мышь, использующая некоторую разновидность технологии Immersion («Погружение»), изначально примененной в мышах, предназначенных для трехмерных игр WingMan Force Feedback компании Logitech. На сайтах, поддерживающих эту технологию, с помощью подобной мыши можно «пощупать» пуговицы джемпера или оценить текстуру махрового полотенца.

Все эти инструменты для Web-покупателей пока что пребывают в младенчестве. Но по мере того как технологии будут взрослеть и их будет принимать все большее количество сайтов, люди потянутся к своим мониторам в поисках одежды, автомобилей, продуктов питания и даже жилых домов. И входить в Internet, чтобы совершать покупки, когда-нибудь станет так же естественно, как залезать в машину, чтобы съездить в ближайший торговый центр.


Наиболее популярные продукты на сайте PC WORLD

1. Motherboard Monitor

1,2 Мбайт, 14 169 скопировавших.

Выводит данные о температуре и работе вентилятора, собранные BIOS, а также подает сигнал тревоги в случае возникновения неприятностей.

2. Blue Angel Theme

1,82 Мбайт, 9 565 скопировавших.

Фигуры высшего пилотажа для вашего экрана.

3. Memory Cleaner

40 Кбайт, 8 569 скопировавших.

Освобождает память, связанную закрытыми приложениями.

4. Liquid Desktop Screensaver

460 Кбайт, 8 342 скопировавших.

Чарующий хранитель экрана.

5. Clean System Directory

72 Кбайт, 7 100 скопировавших.

Повышает быстродействие системы, удаляя неиспользуемые DLL-файлы.


Корпоративные покупки на B2B-сайтах: а судьи кто?

Все сходят с ума от электронной коммерции для корпоративных клиентов, но каким же большим должно быть предприятие, чтобы вы могли совершать покупки на B2B-сайтах (business-to-business, сокращенно — B2B)? В действительности на некоторых из них вас будут радостно приветствовать даже тогда, когда вы являетесь единственным сотрудником маленькой компании. А во многих случаях от вас не потребуется ничего, кроме кредитной карты.

Среди сайтов business-to-business имеются магазины, специализирующиеся на групповых продажах, такие как Mercata (www.mercata.com) и MobShop (www.mobshop.com). Здесь цены снижаются, если клиенты объединяются для того, чтобы сделать одну большую покупку. На сайте Works.com можно прямо «на месте» заказать кредитную карту (если ее у вас еще нет) для приобретения компьютеров и прочего офисного оборудования. Совсем мелкие фирмы тоже могут использовать B2B-сайты вроде Bcentral (www.bcentral.com) компании Microsoft, чтобы получать виртуальные услуги. А новый конкурент этого сайта, AllBusiness.com, предлагает помощь в найме работников, поиске финансирования и получении правовых и иных консультативных услуг.

Конечно, некоторые из B2B-сайтов желают иметь дело только с «крупной рыбой». Пометки типа «Fortune 500 clients» («Клиенты Fortune 500», т. е. клиенты из списка 500 крупнейших компаний мира, публикуемого журналом Fortune) на базовой странице обычно означают, что «театр одного актера» здесь не интересен. Но сам по себе ярлык business-to-business не должен отпугивать: изучив предложения, вы вполне можете обнаружить, что ваш малый бизнес достаточно велик для B2B.

Гэа Жу


Когда хорошие оказываются плохими

Представители клиентской службы, которые игнорируют обращенные к ним послания электронной почты. Электронные «магазинные тележки», которые не указывают налоги и цену доставки до тех пор, пока вы не введете номер вашей кредитной карты. Поставщики, которые доставляют товары не туда, куда высылают счет. Покупки в WWW могут привести клиентов не только к новым для них разочарованиям, но и к старым, хорошо известным поклонникам торговли по каталогам.

Где мой заказ?

BizRate.com — сайт, обследующий и ранжирующий электронных продавцов, сообщает, что 30% всех Web-заказов поступают к покупателям с опозданием либо вообще не доходят. Проблемы с доставкой и неспособность некоторых продавцов выполнять обещания, данные на стадии продвижения товара на рынок, — вот две основные жалобы, фиксируемые UGetHeard.com. На этом сайте демонстрируется лояльность предпринимателей по отношению к потребителям.

И все же неформальное обследование PCWorld.com показало, что большинство респондентов довольны своим опытом Web-покупок. Клиенты в основном жалуются на запоздавшую доставку, некорректно заполненные бланки заказов и всякого рода дополнительные условия, набранные мелким шрифтом, которые серьезно повышают стоимость покупки.

Читатель журнала PC World Ричард Тодд из Салинаса (шт. Калифорния) сообщает, что ему чуть было не пришлось уплатить 36 долл. фирме Petopia за доставку заказа ценой 44,49 долл., поскольку он не прочел оговорку о том, что бесплатная доставка не распространяется на покупки весом более 13,6 кг. После жалобы Petopia отменила плату за доставку, обезопасив этим свой будущий бизнес. Когда дело доходит до выбора, то следует читать разные примечания и оговорки, набранные мелким шрифтом.

Вот несколько основанных на здравом смысле советов, помогающих избежать проблем или правильно отреагировать на них.

  • Способствуйте улучшению общего состояния Web-торговли, выставляя рейтинг сайта, если там вам это предлагают, с помощью служб наподобие BizRate.com. Ваше мнение пригодится и другим покупателям.
  • Сто раз подумайте, стоит ли делать покупки в Web-магазине (кстати, этот совет относится и к традиционным почтовым заказам по каталогу), если вы ограничены временем. Лучше переплатить несколько долларов и приобрести нож для сыра в соседнем магазине, чем вручать подарок боссу через две недели после его дня рождения.
  • Обращайтесь с претензиями к Web-продавцу по электронной почте или по телефону. Иногда ничего другого и не потребуется.
  • Вас надули на аукционном сайте? Подумайте о том, чтобы обратиться в арбитраж, предоставляемый на таких сайтах, как UGetHeard.com или Squaredeal.com.
  • Если ничего не поможет, обращайтесь с жалобой в Бюро по улучшению деловой практики (Better Business Bureau) того города, где находится головной офис нужного вам Web-магазина (необходимую информацию можно найти на сайте bbb.org), или в Федеральную комиссию по торговле (ftc.gov).