Методы цветокоррекции

Рассмотрим особенности тоновой и цветовой коррекции с помощью градационных кривых в различных цветовых моделях. Можно считать, что такая кривая воспроизводит процедуру (программу), реализующую некую передаточную функцию. График отображает соответствие между величиной на входе (ось X) и ее преобразованным значением на выходе (ось Y). Для каждой модели на вход подаются значения определенного параметра: для RGB — яркости, для CMYK — плотности красок в процентах, для Lab — яркости и цветности. Как же управлять этой процедурой? Сначала нужно задать направления осей для построения такого графика (в программах сканирования и Photoshop их направление может быть изменено). Мне лично удобно работать, когда «тени» находятся в левом нижнем углу, а «света» — в правом верхнем (в RGB по умолчанию принято другое расположение). Тогда перемещение точек кривой вверх позволит осветлить изображение, а вниз — затемнить.

S-образная кривая повышает контрастность изображения, а цвета становятся чище

Для настройки «белой» и «черной» точек надо перемещать крайние точки кривой. Если, работая с кривой, воспользоваться пипеткой и выбрать на изображении интересующее место, то в палитре Color можно наглядно увидеть, как изменяются цвета. Палитра Color сравнима с цветовым миксером — взаимное расположение движков со временем станет прочно ассоциироваться с памятными цветами. Кроме того, цветовые полоски позволяют предположить, как изменится какой-либо цвет при перемещении соответствующего движка. Для настройки среднего тона следует изгибать общую кривую RGB, а для удаления паразитной цветной «вуали» — кривые отдельных каналов. Кривая позволяет точно корректировать различные тоновые диапазоны изображения — для этого нужно на ней изменить положение ряда точек. Можно также повысить контрастность изображения («света» сделать светлее, а «тени» — темнее), используя S-образную кривую. В результате цвета станут чище, так как уменьшится доля слабых составляющих, которые их «загрязняют». А с помощью зеркально отображенной (относительно исходной диагонали) S-образной кривой можно понизить контрастность. Значительное смещение отдельных точек может привести к возникновению в этом месте кривой эффекта негатива — «тени» становятся светлее «светов».

Модель CMYK

Такая кривая позволяет «разобрать» тени

Есть много различных методов цветокоррекции, но здесь будут рассмотрены два основных (вычитания и дополнения) на примере модели CMYK, в которой за цвет отвечают каналы Cyan, Magenta и Yellow, а за глубину теней — канал Black.

Метод вычитания заключается в том, что цветокоррекция выполняется путем уменьшения содержания избыточного цвета, который определяется по соотношениям для памятных цветов или эталонам (шкалам цветового охвата, веерам Pantone), либо визуально. Недостаток этого метода — осветление изображения из-за уменьшения суммарного процента красок, что, однако, может быть компенсировано с помощью суммарной кривой CMYK.

Метод дополнения в отличие от метода вычитания приводит к затемнению изображения. К тому же он сложнее, поскольку подразумевает усиление уже двух противоположных избыточному цветов.

Можно добавить солнечного света, усиливая желтый

Сориентироваться при выборе канала для коррекции помогает такое понятие, как «загрязняющая» краска. «Загрязняющей» называют триадную краску, которая обладает наименьшим процентом в рассматриваемом цвете (Black не учитывается). Убирая ее, можно приблизиться к дуплексу — наиболее чистому и яркому цвету, получающемуся из двух основных триадных красок (оттенки зеленого, синего, красного). Так, для зеленой травы «загрязняющей» будет Magenta, для голубого неба — Yellow, для телесного — Cyan.

Полностью вычитать «загрязняющие» цвета нельзя, поскольку они являются формообразующими, т. е. за счет теней передают объем предмета и фактуру поверхности.

Начинать осваивать процесс цветокоррекции легче в модели CMYK, потому что образующие ее цветовые каналы независимы, а изображение на калиброванном мониторе почти не отличается от оттиска в печати. Правда, имеют место особенности цветопередачи некоторых оттенков. Опытные операторы знают, что если взять и Cyan и Magenta по 100%, то получается фиолетовый цвет, а не синий. Чтобы вышел синий, нужно выбрать соотношение красок: Cyan —100% и Magenta — 60-65%. А мало заметные на экране слабые оттенки желтого у голубого неба на оттиске способны сделать его зеленоватым (цвета морской волны).

Недостаток такой модели — узость цветового охвата: многие оттенки цвета с высокой насыщенностью невозможно воспроизвести с помощью современных триадных красок. Это заставляет искать другие пути расширения цветового охвата, например цветоделение на шесть красок HexaChrom. В этой модели кроме основных красок (Cyan, Magenta, Yellow и Black) используются дополнительные — Green и Orange.

Цветоделение

Грамотное вычитание «загрязняющей» краски — путь к чистым и ярким изображениям

Многие опытные операторы предпочитают переводить изображение в модель CMYK (осуществлять цветоделение) и проводить окончательную доводку изображения непосредственно перед выводом фотоформ. Например, чтобы удалить ненужные оттенки, «загрязняющие» человеческое лицо, или усилить тени там, где требуется, разумно изменить контраст в каналах Cyan и Black.

Теперь следует перейти к настройке некоторых параметров цветоделения. Рассмотрим настройки CMYK Setup/Built-in программы Photoshop. Не буду подробно описывать все из них, в данном случае они отражают мои личные предпочтения, но на некоторых параметрах остановлюсь.

Узость цветового охвата модели CMYK — одна из основных проблем полиграфии

Для отечественной офсетной печати используются в основном европейские краски, что в программе соответствует параметру Eurostandard. Следующий параметр, Coated, указывает на то, что следует применять мелованную бумагу. Если же предполагается печатать на немелованной, в частности газетной, то перед цветоделением (переводом в CMYK) надо изменить настройки на Newsprint или Uncoated. Другой важный параметр — растискивание растровой точки (Dot Gain). Это нежелательное повышение плотности (процента) красок вследствие их впитывания в бумагу приводит к физическому и оптическому увеличению растровых элементов. Внешне это выглядит как уплотнение (затемнение) изображения. Наибольшее значение этот параметр имеет в зоне полутона. Если, например, растискивание равно 10%, то 50%-ный оттенок становится равным 55% (50x1,1). Это можно оценить визуально по шкалам, напечатанным рядом с обрезными метками страницы, если их сравнить с эталоном. Параметр Dot Gain следует задавать для конкретных типографии, бумаги и настроек монитора. Программа Photoshop при изменении параметра растискивания сохраняет цифровые значения изображения и только модифицирует вид картинки на экране. Так, чтобы компенсировать затемнение сымитированного Photoshop изображения, вы осветляете картинку кривыми. Вследствие этого на печати выйдет такое же изображение, какое было на экране монитора.

При цветоделении могут использоваться методы GCR и UCR. Темные триадные цвета можно представить как сумму серой (нейтральной) и цветной составляющих. В методе GCR нейтральная составляющая цвета замещается соответствующим процентом черной краски, что позволяет уменьшить вероятность нежелательного цветового сдвига в оттиске и сэкономить дорогие цветные красители. В UCR-методе глубокие тени получаются за счет смешения в больших процентах цветных составляющих, а черная краска играет вспомогательную роль.

Два метода цветоделения: GCR и UCR

С помощью уровня генерации черного задается кривая, по которой в Photoshop выбирается процент замещения цветных красок черной, например, слабая — light (ее называют «скелетной», так как черный рисует только каркас наиболее глубоких теней). Пределы подачи черной и суммарной краски задают уровень, при котором в типографии должен получиться качественный отпечаток. Искусственная установка в модели CMYK с помощью палитры Color цвета, сумма составляющих которого превышает предел, равный 320—350%, может привести к отмарыванию на оттисках. В черной точке суммарная составляющая цветных красок обычно не должна превышать 290—320% (это можно видеть в палитре Info — Total Ink), а черная краска не должна быть ниже 85%. В противном случае тени будут слабыми, а изображение «вялым», т. е. недостаточно контрастным.

Еще одно важное замечание — избегайте в «черной» точке сильных корректировок по отдельным каналам. Это может привести к чрезмерному уменьшению процента цветных составляющих, и тогда черный станет «плоским», что почти незаметно на мониторе, но очень бросается в глаза в печати.

RGB

На первый взгляд работать с кривыми в этой модели неудобно, поскольку не ясно, какой из каналов (R, G или B) отвечает за какую краску (Cyan, Magenta или Yellow), а аналога каналу Black вообще нет. Однако в действительности ничего сложного нет. Если оси градационной кривой в RGB расположены так, что «тени» находятся внизу слева, а «света» — вверху справа, то кривые можно использовать так же, как и в CMYK. При этом Red соответствует Cyan, Green — Magenta, а Blue — Yellow (это видно на цветовом круге). С коррелированностью каналов можно справиться, подстраивая цвет методом последовательных приближений, например, при вычитании «загрязняющего» Cyan в телесных цветах нужно уменьшить Red и немного Green.

Переходить от CMYK к RGB станет проще, если запомнить, что во всех процедурах цветокоррекции цвета стоят в определенном порядке:

Red — Cyan
Green — Magenta
Blue — Yellow.

Важное преимущество модели RGB в том, что на ее суммарной градационной кривой можно увидеть яркость любой точки изображения. Это позволяет управлять данной характеристикой, либо фиксируя положение точки на кривой, либо перемещая ее по вертикальной оси. У модели CMYK этого сделать нельзя, видимо, из-за неоднозначности перевода из RGB в CMYK.

Пример цветокоррекции

Рассмотрим приемы цветокоррекции в модели RGB на примере типичных изображений с фотоальбомов на компакт-дисках. Так как такая графика сканируется в автоматическом режиме, то нередко при этом возникают ошибки из-за того, что программа не может распознать особенности конкретного сюжета.

Точка 1 (см. рисунок) указывает на блик, для которого нет информации ни о форме, ни о цвете; это просто «дырка», и все цвета здесь должны быть приведены к нулю. Но программа сканирования в данном месте автоматически устанавливает стандартные значения для «белой» точки, и поэтому динамический диапазон полностью не используется. Истинная же «белая» точка (точка 2) находится в углу листа бумаги, где и надо выставить стандартные параметры. Это предотвратит появление на отпечатке нежелательного розового оттенка. Тени изображения «не читаются» и требуют тоновой коррекции (точка 3). С помощью суммарной кривой RGB нужно увеличить контраст в тенях и осветлить полутон. Столешница, скорее всего, должна иметь нейтральный (серый) цвет, так как освещена дневным светом. А в оригинале преобладает теплый желтоватый оттенок (точка 4). Можно убрать его, осветляя полутон в канале Blue (отвечает за Yellow). Следует помнить, что условие ахроматичности — равенство значений в каналах RGB, а если используется отображение CMYK в палитре Color, то равенство значений Magenta и Yellow, а также на 15—20% большее значение в канале Cyan.

Поскольку цвет в «белой» и «черной» точках в процессе коррекции мог измениться, его нужно проверить. Из-за осветления теней в них не хватает суммарной цветовой составляющей, а черный цвет стал меньше 80%. Нужно компенсировать этот уход, фиксируя значения в 1/2 и 3/4 тона и опустив угловую «черную» точку суммарной кривой RGB. Теперь следует провести селективную коррекцию некоторых цветов (точка 5), и изображение будет готово для цветоделения, но об этом — в следующих статьях.

К.Э. Бочков, оператор цветоделения, concord@ru.ru

Продолжение в следующем номере.