А поскольку не было предмета для обсуждения, то, следовательно, не имело никакого смысла поднимать вопросы, связанные с его правовым регулированием. И это правильно, как сказал бы уже несколько подзабытый нами Михаил Сергеевич, потому что еще десять лет назад понятия e-commerce просто не существовало. Но теперь все изменилось.

Порой новости, касающиеся электронного бизнеса, напоминают фронтовые сводки: «На территории России открылся 551 Internet-магазин; прибыль, полученная компаниями, ведущими сетевой бизнес, увеличилась по сравнению с прошлым годом на 40%...» Короче говоря, можно констатировать весьма приятный факт: в нашей стране появился рынок сетевой коммерции. Неважно, какой он — плохой или хороший, важно, что он уже есть. Значит, должны быть законы или правила, по которым этот рынок живет. А может, их пока нет? Ответу на этот вопрос и посвящена данная статья.

Какая она, электронная коммерция, и что же сейчас выгодно

В электронном бизнесе, как и в любом другом, продавец ориентируется на спрос. Российский компьютерный рынок имеет свою историю, причем весьма специфическую. Поэтому и спрос на нем отличается от того, что присущ Западу. Ведь у нас гораздо проще сходить в магазин рядом с домом или на местный базар, чтобы купить товары повседневного спроса, чем заказывать их через Internet. Раньше, еще до появления Internet-магазинов, на Западе была широко распространена система заказов по почтовым каталогам, а у нас такого практически не было. Поэтому в России торговать через Internet имеет смысл тем, что находится вне пределов досягаемости для покупателя, либо тем, что может быть доставлено с такой скоростью, которой никогда не добиться самому покупателю. Прежде в нашей стране подобную функцию (и то с большими ограничениями) исполнял «Посылторг». Сейчас в регионах товарный рынок наполнен гораздо полнее, чем раньше, но такая потребность остается, и здесь магазины «из центра» могут помочь. Когда я, общаясь с экспертами, задавал вопрос о том, что же сейчас выгоднее всего организовать на российском компьютерном рынке, то все они единодушно отвечали: либо Internet-магазин, либо «бесплатные» сервисы вроде mail.ru. И если с первым вариантом все более или менее понятно, то второй имеет огромные преимущества благодаря большим рекламным и маркетинговым возможностям.

А может, мальчика-то и не было?

А действительно, приняты ли в нашей стране законы, которые хоть в какой-то степени регулируют этот сектор рынка? С одной стороны, безусловно, да. Любая коммерция, пусть даже электронная, все равно коммерция, и потому все правовые нормы, относящиеся к традиционной торговле, применимы и здесь. С другой стороны, в законах должна учитываться специфика Internet. Я рассмотрел имеющуюся правовую и законодательную базу и пришел к выводу, что нет никаких документов, относящихся к данной теме. Имеется ряд подзаконных актов, определяющих некоторые аспекты электронной торговли. В частности, в банковской системе существуют ведомственные акты Центрального банка России, касающиеся организации электронных межбанковских расчетов, в том числе и об обмене электронными документами. Однако их явно недостаточно для становления полноценного правового регулирования электронной коммерции в России.

Имеются также «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере электронной торговли в Российской Федерации». Кстати, именно этот документ обсуждали в Государственной Думе в мае этого года. Разумеется, есть и законы, принятые в начале 90-х годов: об авторском праве, информации, программах для ЭВМ. Они, конечно, действуют, но основаны на устаревших представлениях. К тому же одной из последних тенденций в нашем праве стало усиление роли суда. Решение должно выноситься квалифицированными в данной области людьми с привлечением экспертов. Очень серьезная проблема заключается в том, что суды первой инстанции недостаточно подготовлены, чтобы принять постоянно увеличивающуюся массу споров, которые так или иначе касаются телекоммуникаций.

Так какие же законы нам нужны?

Говорят, что «сколько юристов — столько мнений, и даже еще больше». Отсутствие правовой базы стало серьезной проблемой, сдерживающей развитие предпринимательской деятельности в Сети. Возможны несколько вариантов ее разрешения. Один из них связан с принятием всеобъемлющего нормативного акта, в полном объеме регламентирующего электронную торговлю и все ее аспекты. Такое решение представляется, конечно, интересным, но оно вряд ли осуществимо. Видимо, предпочтительнее дополнить современную правовую базу отдельными нормативно-правовыми актами, детально регламентирующими электронный документооборот и применение электронной цифровой подписи в нашей стране, а также устанавливающими процессуальный механизм защиты пользователей электронных технологий.

Так, по-моему, необходимо принять федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», который будет в полном объеме легализовать ее применение в предпринимательских отношениях и четко определять порядок использования. К сожалению, на парламентских слушаниях в мае этого года, когда рассматривался законопроект «О правовом регулировании использования Internet в РФ», было отмечено, что его предполагается принять в конце 2000 — начале 2001 г. А ведь необходим он, как говорится, «уже вчера» и является одним из приоритетных в обсуждаемой области.

Правовое регулирование в разных государствах

Есть несколько моделей взаимодействия государства и бизнеса. Так, в американской государство исполняет роль беспристрастного арбитра, лишь поддерживающего соблюдение правил «игры». В японской, обеспечившей в свое время бурный промышленный рост, государство играет руководящую роль в различных отраслях, определяя почти все... Для нашей же страны, имеющей свою специфику, самое главное — не наделать глупостей, т. е. не устанавливать бессмысленных запретов, не создавать новых должностей для чиновников, не разрабатывать сотен бесполезных инструкций и указаний. А главное — адекватно реагировать на потребности операторов и потребителей. По-моему, российский Internet-рынок нуждается в регулировании лишь отдельных его сторон. Так, следует разработать механизмы, обеспечивающие возможность безбумажного взаимодействия всевозможных организаций с государственными структурами (основываясь и на зарубежном опыте), а также разрешения таможенных и налоговых вопросов в условиях формирующейся «киберэкономики». Помимо того, хорошо было бы сформировать специальные «сетевые» суды, которые смогут не только разрешать споры по законодательно урегулированным вопросам, но и самостоятельно восполнять пробелы в правовых нормах.

Проблемы отношений с государством

Наверное, задушить электронную торговлю способна лишь чрезмерная «забота» государства. При введении дополнительных налогов и иных поборов она, несомненно, окажется экономически неоправданной. Да и многие другие факторы могут негативно повлиять на решение потребителей приобретать что-либо в Сети, в частности, высокая повременная оплата телефонных услуг, «суровая» законодательная регламентация существования провайдеров, надуманные регистрация и лицензирование деятельности в Internet и т. п. Хотя все-таки надеюсь, что ничто их не заставит отказаться от участия в электронной коммерции.

Враги наши

Как известно, злейшими врагами владельцев Internet-магазинов стали хакеры, но, по-моему, это слово обычно понимается неправильно. Ведь оно в действительности обозначает совсем не вора или взломщика, а человека, профессионально знающего компьютер и Сеть. Тех же, кто занимается воровством из Internet-магазинов, было бы правильнее называть «кардерами» или просто преступниками.

Очень интересный материал, относящийся к этому вопросу, можно найти по адресу http://www.hackzone.ru/articles/law.html. Там дана подробная классификация всех электронных преступников. Многие криминологи утверждают, что наиболее эффективно предотвращает от преступлений не суровость, а неотвратимость наказания, обеспечиваемая качественной работой правоохранительных органов. Кроме того, при определении того, насколько преступным следует считать какое-либо действие человека, все-таки необходимо учитывать наряду с законодательными нормами опасность данного правонарушения для общества. На мой взгляд, статьи Уголовного кодекса, которые сейчас регулируют данный вопрос, вполне функциональны, и вряд ли нужно их пересматривать.

Будущее Рунета должно определяться его представителями. Именно они лучше знают интересы сетевого сообщества, следовательно, на законодательном уровне они должны готовить и отстаивать необходимые для Сети законопроекты. А вот правовую базу Рунета следует формировать юристам, а не чиновникам. Поскольку не исключается, что в Государственной Думе будет создан подкомитет по электронной торговле, там и столкнутся «сетевые» интересы государства и Internet-сообщества. Поэтому сетевое сообщество должно быть готово к конструктивному диалогу уже сейчас, на этапе формирования законодательства, регламентирующего электронную торговлю, а не после его принятия, когда можно лишь подправлять.

Как с законами на Западе?

Мне уже неоднократно приходилось слышать предложения просто скопировать западные законы, определяющие электронную торговлю. В принципе такой подход содержит рациональное «зерно». Как-никак, а на Западе занимаются электронной торговлей уже давно, и многие наработки вполне применимы и в наших условиях.

Вот как, например, обстоят дела в США: основные американские законы, регулирующие электронную торговлю, появились в 1998—1999 г.г. Практически все они защищают права участников электронного бизнеса — антитрастовое законодательство и антиспэммовое. Кстати, недавно в США приняли закон, по которому каждый гражданин, в том числе и российский, может подать в суд на американского спэммера и в случае выигрыша получить денежную компенсацию в сумме 500 долл. А сейчас Конгресс США рассматривает еще 300 законов, касающихся вопросов электронной торговли. Интересная ситуация сложилась там и с налогообложением «виртуальных» предприятий. Так, принята программа, согласно которой в течение пяти лет электронный бизнес освобождается от большинства налогов, в частности от 8,5%-ного подоходного.

В американских судах уже рассматривались дела, связанные с телекоммуникациями. К знаменитым американским хакерам обычно применяются нормы гражданского права, хотя, конечно, бывают и иные случаи. В основном судебные разбирательства связаны с необоснованным присвоением доменных имен. Вследствие большого количества подобных дел был принят закон, согласно которому доменное имя приравнивалось к товарному знаку. Таким образом, история с пресловутым «Кодаком.ру» в Штатах произойти просто не могла бы. Однако каких-либо специальных комитетов или министерств в США нет. Разработкой законов для электронной торговли занимаются различные комитеты Конгресса США.

А как у нас, в России?

Сейчас Internet-бизнес в нашей стране находится на перепутье, но все-таки есть надежда, что события разворачиваются таким образом, что в конце концов приведут к принятию необходимых законов, и тогда электронная торговля навсегда останется в зоне .ru

Последние новости таковы: 27 июня сего года вице-премьер Правительства РФ И. Клебанов и глава Роспатента А. Корчагин объявили о готовящейся реформе российского законодательства по товарным знакам. По словам Клебанова, уже к октябрю Правительство РФ предложит на рассмотрение Госдумы поправки, относящиеся одновременно к нескольким ключевым правовым актам. Среди прочих будут изменены правила регистрации доменных имен. Согласно нововведению, приоритетное право на регистрацию домена будет закреплено за компанией, имеющей название-омоним, а не за тем, кто первый подал заявку, как происходит в настоящее время.