Последнее, что поразило, — «электронное правительство», или eGovernment. Однако здесь рассмотрим уже ставшие реалиями сегодняшнего дня электронный бизнес и магазин.

Складывается впечатление, что участники отечественного рынка начали уже отходить от традиционного бизнеса и не желают посещать реальные магазины. Понятно, что в российском Internet шагу не ступишь, чтобы не угодить в электронный магазин либо не столкнуться с проектом организации электронного бизнеса. И потому, невзирая на не слишком плотное заселение информационного пространства отечественными потребителями, приходится констатировать, что электронная коммерция уже играет довольно заметную роль в нашей жизни, о чем свидетельствует хотя бы число посвященных ей статей.

Так какое же «нечто» появилось в этом электронном мире? Все началось с ряда событий, иначе говоря, с маркетинговых ходов. Несколько ведущих западных компаний объявили о поддержке электронного бизнеса в России. Так, компания IBS стала первым российским партнером корпорации IBM в области системной интеграции. По словам С. Мацоцкого, генерального директора IBS, благодаря этому информационные системы, базирующиеся на электронных формах ведения бизнеса, будут соответствовать требованиям отечественного рынка. Среди ближайших проектов IBS — информационные системы, основанные на технологиях, поддерживающих отношения В2В, или бизнес-бизнес, о популярности которого в России на РИФ-2000 говорила Э. Дайсон, объясняя это определенной национальной спецификой, когда нужно решать вопросы с такими системными компонентами, как электронные платежи и доставка товаров, что решается в нашем организационно-правовом поле не так-то просто.

Намечается еще один совместный проект, в котором участвуют компании PricewaterhouseCoopers и SK Communications. Его цель — создать для российских участников рынка электронную торговую площадку в Internet. Л. Богуславский, управляющий PWC, и Е. Адлеров, президент SK Group, пообещали открыть ее осенью нынешнего года.

Наибольшее же впечатление произвело объединение отдельных электронных магазинов, поскольку оно демонстрирует определенную динамику развития отечественного Internet-рынка. Еще в июне был организован холдинг eHouse, включивший в себя шесть Internet-магазинов, специализирующихся на торговле продуктами и комплектующими для ИT, книгами, аудио- и видеотоварами, косметикой и игрушками. Адреса их Web-страниц: Dostavka.ru, Megashop.ru, Wstore.ru, Bolero.ru, Aromat. ru, Kenga.ru. Доставку товаров покупателям обеспечивает компания «Скороход», а электронные платежи переводит WebMoney. Это повысило эффективность их работы — объем продаж в июне составил 1,15 млн. долл., тогда как за полугодие с. г. достиг лишь 5,7 млн. долл.

Сейчас eHouse приступил к созданию системы eMatrix, представляющей собой виртуальную торговую площадку, на которой участники могут получить в реальном времени информацию о продавцах, наличии товаров и ценах. Электронные связи между участниками рынка позволят упростить работу, сократить издержки и ускорить заключение сделок. Поскольку товар будет предлагаться одновременно для всех покупателей, можно обеспечить более четкую связь между предложением и спросом. Продавец с помощью eMatrix сможет постепенно переходить от традиционного способа ведения бизнеса, в частности дистрибуции, к современным технологиям с использованием Internet. Кроме того, легче будет защититься от недобросовестных покупателей, играющих на понижение.

Прямой доступ к предложениям крупных дистрибуторов позволит покупателю выбирать оптимальную цену. Он сможет приобрести реально существующий на складе товар, избавившись от изнурительного анализа рыночной ситуации. Кроме того, имеется доступ к постоянно обновляемой БД, содержащей характеристики товаров. Клиентам будет предоставляться информация о самых различных секторах рынка. Основные направления развития торговой площадки — предоставление более полной информации потребителю, организация успешного маркетинга и проведение транзакций, связанных с предложениями, спросом и сделками. На начальном этапе БД содержала данные о 20 тыс. наименований товаров, предоставляемые компанией WEBdatware. Кроме того, БД дополнялась сведениями, полученными по новостным каналам. Для каждой номенклатуры приводятся три цены: оптимальная, колеблющаяся в ценовом интервале и полученная в результате последней транзакции. Площадка предоставляет дистрибуторам и производителям все возможности для продвижения товаров, причем можно обращаться ко всем участникам рынка и, разумеется, пользоваться имеющейся информацией для его изучения. Намечено проведение пассивных аукционов для покупателей, а также выполнение операций биржевого типа и их транзакций. Планируется во второй версии eMatrix расширить перечень обрабатываемых транзакций, чтобы обеспечить организацию активных аукционов и оказывать различные услуги — по логистике, депозитарные и по кредитованию участников торговой площадки.

Система уже готова к обслуживанию компаний, приходящих на торговую площадку, где товарами являются компьютерная техника и ПО, а участниками могут выступать дистрибуторы, реселлеры, крупные и средние торговые предприятия. Ежемесячная абонентская плата за участие в торговой системе eMatrix составляет 100 долл. с оплатой в рублях по курсу ЦБ РФ. Из этой суммы покрываются затраты на операции в системе по следующим расценкам: 0,1 долл. — за размещение заявки на продажу, 0,1 долл. — на покупку, 1 долл. — за внесение изменений в заявку, 1 долл. — за снятие. Если в течение месяца стоимость проведенных операций превысит эту сумму, то нужно произвести доплату, однако остаток на следующий месяц не переносится.

Таким образом, eMatrix — пример успешной реализации бизнеса типа В2В. Как указала А. Русакова, пресс-секретарь холдинга eHouse, первоначальные инвестиции в торговую систему составили 2,5 млн. долл., что лишний раз подтверждает интерес к подобным проектам.

Еще одно событие на российском рынке — фирменная программа корпорации Intel по обучению специалистов в области электронного бизнеса. Отныне она доступна и в России благодаря соглашению между Сетевой академией «Ланит» и московским представительством Intel. Эта программа, начавшаяся в 1998 г., охватывала тогда подготовку специалистов по сетевым технологиям, серверным системам и проектированию технических решений, а с нынешнего года ориентируется на решения для электронного бизнеса. Предлагаются базовые курсы и специальные по заказу. К базовым относятся основы технологий, разработка систем электронной торговли, основы построения серверных систем и WAN-технологии, к специальным — оптимизация инфраструктуры электронного бизнеса, внедрение безопасных Web-решений, оптимизация серверов электронного бизнеса, администрирование серверов и основы Web-дизайна.

Для организации электронного бизнеса необходима соответствующая инфраструктура, затраты на которую столь велики, что среди участников рынка происходит специализация. Так, компания Port.ru создала портал, с помощью которого оказывает услуги по доступу к платежной системе CyberPlat тем пользователям, которые зарегистрированы в торговой системе Torg.ru. При этом на основе соглашения между Internet-службой Port.ru и компанией CyberPlat.com оплата покупок в электронных магазинах этой торговой системы производится на дисконтных условиях.

Один из проектов, реализуемых компанией Port.ru, связан с созданием справочно-информационной Web-страницы Irate. ru, на которой можно оперативно получать данные о работе электронных магазинов в Рунет. На Irate.ru организован также форум посетителей, по результатам опросов которых составляются рейтинги виртуальных магазинов. Чтобы создать современную инфраструктуру, компания Port.ru заключила соглашение с IBM EE/A о поставке оборудования на 1 млн. долл., в том числе 130 серверов Netfinity.

В завершение все-таки сделаю несколько критических замечаний, относящихся к структуре представленных в Рунет электронных магазинов. Они, естественно, являются системами массового обслуживания, и там должен быть разработан механизм работы с учетом очередей покупателей. Однако пока он представлен лишь на уровне сетевого протокола, и этого явно недостаточно, так как невозможно учитывать стереотип поведения посетителей, совершенствовать доступ к товару и решать проблему его выбора. А ведь поскольку время пребывания в магазине не обеспечивается такой помощью, оно стоит покупателю неоправданно дорого. Попытки обнаружить ее в Internet-торговле успеха не принесли. Видимо, «бизнес-соображения» оказывают гораздо большее влияние на организаторов электронной коммерции, чем системные требования. Но им все-таки следует помнить, что подобные временные преимущества не приведут к появлению принципиально новых решений, а порождают лишь те, которые имеют короткий жизненный цикл.